(no subject)

Sep 18, 2011 21:26

В конце 1942 г. Лукач защищает в институте свою докторскую диссертацию, написанную им еще в 1937 г. Тема диссертации: «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества».. Это было первое марксистское исследование творчества молодого Гегеля, выявлявшее связь философии Гегеля с его экономическими взглядами, показывавшее трактовку понятия труда у Гегеля. Вся работа Лукача была направлена на то, чтобы объяснить как и почему Гегеля можно и должно рассматривать как предшественника Маркса, какова связь гегелевской и марксовой диалектики.
В своем исследовании творчества Гегеля Лукач выявляет неприкрытую мистификацию работ Гегеля фашистскими теоретиками. Он показывает, что сама суть гегелевской философии чужда идеологии фашизма. Казалось бы, что в годы борьбы СССР с фашизмом такая работа должна была иметь успех и распространение. И хотя сама защита в стенах института философии диссертации прошла успешно, опубликована в СССР эта работа не была. Впервые она увидела свет в 1948 г в Швейцарии. На русском языке она было опубликована спустя сорок лет в 1987 г.
Оценка Лукачем Гегеля отличалась от деборинской трактовки, изложенной им в 1929 г в предисловии к 1 тому, собраний сочинений Гегеля. Но гораздо важнее был другой факт. Со второй половины 40-х г. в советской философской литературе господствовала пущенная в оборот Сталиным точка зрения, что гегелевская философия представляет собой аристократическую реакцию на Французскую революцию. Лукач же показывал, что гегелевская философия пронизана буржуазно-гуманистическими идеями и имеет антифеодальную направленность, Он напоминает, что в «Феноменологии духа» капиталистическое общество характеризуется как «духовное животное царство».

György Lukács, революция, personalia

Previous post Next post
Up