http://www.svoboda.org/content/article/26902234.htmlВ "деревенщике" Распутине можно услышать отголоски древнейшей человеческой мудрости. Именно толстовской мудрости, если судить по русским критериям. Вспомним хотя бы повесть "Живи и помни" - о дезертире, скрывающемся в родной деревне, у истоков бытия. Сила и правда Распутина настолько неоспоримы, что под сомнение ставится едва ли не главный фетиш советской истории. Человек важнее армии, важнее войны, важнее победы. Таков анархизм деревенщика Распутина. Такова правда самой этой деревенщицкой идеологии - правда болота перед мелиоратором. Осушишь болото - сгоришь в огне: прямой ход к последней, уже постсоветской вещи Распутина "Пожар".
Я знаю, что в таком контексте правды Распутина не оспоришь, она выше всяких идеологий. Но вот есть один сюжет, который не дает мне покоя. В Соединенных Штатах в начале тридцатых годов, в рамках рузвельтовского "Нового курса", было создано так называемое Управление долинами Теннесси, осуществлявшее широкую программу гидростроительства и в несколько лет изменившее лицо и этой территории, и круг занятий ее жителей. Уже позднее, в 1960 году был известным американским режиссером Элиа Казаном снят фильм на этот сюжет. Я видел этот фильм "Дикая река", он один в один - живая копия распутинской книги "Прощание с Матерой", совпадающий не только с общим сюжетом (затоплением деревни для строительства электростанции), но и массой деталей, даже упрямая старуха есть, не желающая уходить со своего места, даже заветное дерево, которое символически срубают. И дело не в обычном голливудском хэппи-эндинге, которым, как водится, кончается фильм, а в другом совсем деле.
Почему общность судеб человечества, живущего в двадцатом веке, общность проблем буквально технических, частностей, прямых совпадений - почему всё это дает такое колоссальное несовпадение американской и русской, российской жизни?