(no subject)

Mar 06, 2013 14:47


старенькое эссе Псоя о "1984" с довольно оригинальной трактовкой романа
http://polit.ru/article/2004/11/06/revolution/

вообще описанное в романе вполне "архаично-революционно" (по Манну) - прогрессистская (местами) риторика сочетается с прорывом в архаичные глубины:
-"остановка истории",
-непрерывная война как перманентный потлач, эдакий холокост-всесожжение, в котором уничтожается почти весь прибавочный продукт
-реформа языка, в ходе которой всё более сокращается количество употребляемых слов, то есть язык архаизируется, архаичные языки отличаются небольшим количеством употребляемых слов

"власть ради власти" это наверное оруэллова издёвка над ницшеанской Wille zur Macht

тут близкое есть и раннему Платонову ("кончить историю", уничтожение секса, но у Платонова всё это для того чтобы "съебать со сраной земляшки" к звёздам, а у Оруэлла всё ради сохранения власти у элиты, правда, провинции Океании называются почему-то "взлётными полосами"*, куда это они взлетать собираются?), и неогегельянству, Александру Кожеву, что ли
сартрианское ничтожащее сознание против бытия-в-себе - антисексуальная диктатура партии против "великой матери" (Смит рассматривает в окно самку пролетария - "на освещенном дворе топала
взад-вперед между корытом и бельевой  веревкой громадная, мощная, как
норманнский столб, женщина с красными мускулистыми руками и развешивала
квадратные тряпочки, в которых Уинстон угадал детские пеленки... \...\ ...мощная фигура во дворе приковывала взгляд. Вот женщина опять приняла
обычную позу - протянула толстые руки к веревке, отставив могучий круп, и
Уинстон впервые подумал, что она красива. Ему никогда не приходило в
голову, что тело пятидесятилетней женщины, чудовищно раздавшееся от многих
родов, а потом загрубевшее, затвердевшее от работы, сделавшееся плотным,
как репа, может быть красиво. \...\ У женщины во дворе нет разума - только сильные руки, горячее сердце,
плодоносное чрево.")
разум "хладных скопцов" (партия) против "жизненной силы, которой партия лишена" (пролы)
то есть учение партии это какой-то невероятный коктейль из отдельных идей Просвещения с архаикой -- причём подчёркивается, что всё это не имеет никакого отношения к эмпирическому мышлению, дважды два не четыре, а иногда три, иногда пять и т.д., исповедуется вера в какое-то магическое воздействие мышления на действительность ("покорение действительности" -- это, возможно, аллюзия на раннего Лукача с его "Историей и классовым сознанием", "цельным знанием" и "пролетарской наукой", познание как переделка мира)
____________________________
*) любопытно, что в административном смысле господствует полная децентрализация, никакой столицы нет, нет отношений "метрополия - провинция", все провинции равноправны, объединяет их мифологизированная идеология партийного учения
вождя, судя по всему, тоже нет, О'Брайен говорит, что Большой Брат это лишь символ партии, Смит пытается добиться, живой человек это или нет, на что О'Брайен говорит, какая, мол, разница. Вообще это очень разумное имхо решение, смерть вождя зачастую вызывает какие-то апокалиптические настроения, чреватые опасными пертурбациями, поэтому вождя как живого человека быть не должно, пусть лучше это будет образ (что-то такое есть и в "Эквилибриуме"**, вождь давно умер, но его говорящую голову показывают на экранах), икона, на которую будет молиться быдло
**) вот ещё, кстати, один пример странного коктейля: гуманистическая пацифистская цель достигается совершенно несоответствующими средствами, ради вечного мира построим тоталитарное общество, в котором будут регулярно выпиливаться неугодные, и не только -- у них, судя по всему, уничтожаются все животные и вообще все живые виды, кроме человека, это ведь по Циолковскому, который аргументировал это тем, что все виды, кроме человека, -- носители "несчастного сознания" и их нужно уничтожить для их же блага, бо они ж мучаются, бедняжки (плюс уничтожить всех "неполноценных" людей, они тоже мучаются)
любопытно, что в "Эквилибриуме" цель общества -- по сути апатия -- это цель либертинажа, в т.ч. и садистического извода. но апатия имеет ценность лишь будучи достигнутой через трансгрессию, изживание страстей, а не с помощью химии, инъекций, потому что химия даёт результат лишь от укола до укола, а пропустил укол -- и всё может рухнуть

консервативная революция, кинематограф, György Lukács, Андрей Платонов, (с)офиология

Previous post Next post
Up