Арлекин не человеческая особа, но бестия преображенная.
"Рождение Арлекиново"
"Оставив пока в стороне все «интермедии», равно как и пьесы 1735 года, обратимся к разсмотрению комедий 1733-34 гг.
Действующими лицами являются в них Арлекин, Смералдина, Бригелл, на роли «плутов», Панталон и Доктор - на роли «комических стариков», - и Сильвий, Одоард, Диана и Аурелия на роли «любовников».
\...\
По содержанию своему комедии делятся на две группы; к одной относятся пьесы с волшебством, другия же изображают обыкновенныя любовныя приключения, богато обставленныя разными шутовскими и мошенническими проделками. Пьесы первой группы - «обстановочныя» по преимуществу: оне богаты разными превращениями, провалами, исчезновениями; здесь появляются волхвы, духи, черти, языческие боги,- людям отведено очень незначительное место...
Для примера приведем содержание нескольких наиболее интересных комедий этого типа.
Смералдина кикимора (№ 3). Сильвий, муж Смералдины, влюбился в Диану и, желая отделаться от жены, завел ее в лес, чтобы там убить, но наемный «убийца», которому он поручает убить жену, сжалившись, оставляет ее в лесу живой. «Смералдина отчаянная (в отчаянии) поручает себя адскому богу Плутону». Плутон помогает ей наказать мужа и разстроить все его затеи: владыка ада дает ей духа, «которому приказывает слушать ее во всем и везде и делать ее невидимою, когда она того захочет, также преображать ее и давать ей способ говорить таким языком, каким будет ей нравно и нужно». Благодаря помощи этого духа Смералдина проделывает целый ряд фокусов, обращается в разных лиц, потешаясь над действующими лицами. \...\
В другой пьесе этого типа «Рождение Арлекиново» (№ 7) главную роль играет Арлекин. Содержание пьесы вкратце следующее: Одоард, губернатор города, ухаживает за Дианой и мешает этим Сильвию. Сильвий обращается за помощью к дяде своему - волхву, и тот создает ему помощника - Арлекина. Для этого он «повелевает духам сделать яйцо, и после некоторых церемоний, надобных к тому действу, закрывают они то соломой и уходят. Волхв чинит некоторыя призывания, а и показалося солнце и луна, чрез которых влияние (то-есть силу, которую солнце и луна испускают) яйцо растворяется да и родится из него Арлекин. Сейчас же является адская кормилица уносит новорожденнаго в ад и через несколько времени выпускает его в свет, при чем дает ему волшебную шляпку, «чрез которую может он все, что захочет, делать и преображаться во всякие виды, какие ему будут нравны, также и штуки чинить, какия ему на ум взойдут». После этого начинаются его веселыя похождения на земле: он поступает слугою в дом Панталона, дурачит Одоарда, сводит Диану с Сильвием, отбивает Смералдану у Бригелла. Между прочим, он завораживает Одоарда со свитою, отнимает у них шпаги и вооружает их клестирами, похищает из-под носу Бригелла Смералдину, запирает ее в сундук, исчезает, когда его ищут, обращается в обезьяну, умирает после выстрела из «фузеи» и воскресает к общему ужасу. Попав в тюрьму, он хитростью обнял Бригелла и «так поворотил тюрьму», что сам оказался на свободе, а Бригелл в заключении. Желая отделаться от его надоедливых «игрушек», его бросают с камнем в реку, но он спасается; его «расчетвертовывают», а он опять живым «выходит из-под земли». Кончаются его земныя проделки только после женитьбы Сильвия на Диане.
В пьесе «Четыре Арлекина» (№ 9) весь комизм заключается в том, что три девицы Аурелия, Диана и Смеральдина влюбились в Арлекина, отвергнув любовь Сильвия, Одоарда и Бригелла, При помощи волхвов все отвергнутые преобразились в Арлекина. Вследствие этого происходит на сцене страшная путаница, которая оканчивается благополучно для отвергнутых любовников: они женятся на трех девицах, Арлекин же настоящий и старики Панталон и Доктор одурачены.
В пьесе «Напасти щастливыя Арлекину» мы сперва видим, как Бригелл, желая умертвить Арлекина, оставляет его на морском берегу на съедение «морскому чудовищу». Является «чудовище» и принимается терзать прикованнаго к скале Арлекина. Его спасает волхв, пришедший на берег; он обращает зверя в скалу, при помощи дьяволов освобождает Арлекина и добывает ему платье; для этого он «преображает каменную гору паки в чудовище, которое выблевало платье Арлекину». Затем, волхв дает ему волшебную палочку, - и «Арлекин остался щастлив, но тужит, что позабыл есть попросить у своего милостивца, и что ему хочется макаронов.
Тогда макароны показались на воздухе. Арлекин чинит смешные игрушки, чтобы оныя достать». Затем начинает он мстить Бригеллу, дурачить стариков Панталона и Доктора, помогает Одоарду и Сильвию в их любовных замыслах: например, в торжественный момент подписания брачнаго контракта он проваливает нотариуса в преисподнюю, а на его место сажает дьявола. После многих подобных «смешных шуток» Арлекин оказывается, в конце концов, на эшафоте, как колдун, но, «после игрушек, приличных театру, призывает Вельзевула, - и эшафот преображается в камеру», где Сильвий и Одоард сидят со своими возлюбленными, а он со Смералдиной.
Стариков Арлекин «завораживает» и угрозой оставить их навсегда в таком положении добивается согласия на тройной брак.
Наконец, в пьесе «Чародейства Петра Дабана и Смералдины царицы духов» Арлекин делается игрушкой в руках двух чародеев, - и вот, в результате, Арлекин является перед нами то в роли короля, то медведя, то принимает образ самого Дабана, как таковой, убит Смералдиной, затем воскрес, попал в тюрьму. Смералдина прибегает к помощи Нептуна, Плутона, Прозерпины и Вулкана. Петра Дабана спасают от гибели змеи, затем провал судьи. Кончается пьеса свадьбой Семиралдины и Арлекина."
\...\
...в 1794-96 годах шла на сцене казеннаго театра по нескольку раз в год пьеса-балет, «Арлекин, покровительствуемый феей» («Арлекин-беглец»)
http://memoirs.ru/texts/Sip_TA_RS900_102_6.htmСиповский В.В. Итальянский театр в С.-Петербурге при Анне Иоанновне (1733-1735 гг.) // Русская старина, 1900. - Т. 102. - № 6. - С. 593-611 - Сетевая версия И. Ремизова, 2007.
Смералдине соотв-т итал. Коломбина