В ВТО 153 участника - от Соединенных Штатов и Китая до Уругвая и Украины. ВТО - не эксклюзивный клуб. Венесуэла, которой управляет ненавидящий Америку диктатор Уго Чавес, является ее членом. И во многих других странах-членах ВТО есть короли, пожизненные президенты или хунты, не слишком известные в качестве государственных деятелей или демократов. И тем не менее, несмотря на такую разнородность, ВТО играет ключевую роль в открытии рынков и внедрении правил против нечестной торговли.
Этим летом Россия также присоединится к ВТО. И это ставит Соединенные Штаты в затруднительное положение. Действующий американский закон поставит американские компании, занимающиеся экспортом в Россию, в очень невыгодное положение, как только Россия присоединится к ВТО. Если Конгресс не предпримет шагов, чтобы изменить закон, как призывают президент Обама и некоторые члены Конгресса, американские рабочие места в компаниях, имеющих деловые отношения с Россией, а также более десятков тысяч потенциальных рабочих мест, будут находиться в опасности.
И все-таки это непростое решение. Недавнее переизбрание Владимира Путина на должность президента и его тиранический контроль в течении более десяти лет были недемократичными, его правление зачастую репрессивным. Американским лидерам трудно сделать что-либо, что обосновало бы путинские способы управления страной.
Но лишать доступа к российской экономике собственных экспортеров Америки по правилам ВТО едва ли является эффективным способом продвижения американских идеалов, демократии или верховенства закона. На кону экономическая выгода, которая хоть и не огромна, но в то же время не так уж и мала.
У России, как у крупнейшей экономики, которая все еще не попадает под правила действия ВТО, сейчас полная свобода действий: она может произвольно повышать тарифы на американские товары, использовать неоправданные и ненаучные меры для того, чтобы блокировать экспорт американских фермеров, исключать американских поставщиков услуг из ключевых секторов и чинить другие нечестные препятствия на пути нашей торговле. Все это изменится, когда Россия вступит в ВТО. В результате жестких переговоров, значительную часть которых провели США, Россия предпримет значительные шаги для раскрытия своего рынка, который находится на одиннадцатом месте в мире по величине.
Россия установит верхние пределы на свои ввозные пошлины, уменьшит сборы на сельскохозяйственные продукты, такие как фрукты, свинина и говядина, сократит тарифы на промышленные изделия - такие, как химическая продукция, самолетное и компьютерное оборудование, а также откроет некоторые сектора, включая телекоммуникации, финансы и транспорт, для американских поставщиков услуг. Также и ее возможности введения произвольных технических или сельскохозяйственных правил или субсидий, или использование нечетко сформулированных законов по интеллектуальной собственности для того, чтобы блокировать американскую торговлю, будет регулироваться ВТО.
В России, где экономические законы часто лишены прозрачности, регулирование торговли также станет более открытым и законным, в том числе будут осуществляться процедуры по консультации предложенных правил, публикация действующих правил и установление права на обжалование . Наверное, самое важное то, что Россия вынуждена будет подчиниться обязательной процедуре по разрешению разногласий, которая установлена ВТО, что позволит Америке призвать Россию перед комиссией ВТО в случае, если она нарушит свои обязательства.
В обмен на этот увеличенный доступ к рынку и уверенность американских экспортеров и их работников, США не потребуется предоставлять никаких экономических льгот - нам не придется сокращать тарифы или изменять другие рыночные правила. Америка должна будет просто предоставить России на постоянной основе тот же нормальный доступ к рынку (называемый в торговле «постоянными нормальными торговыми отношениями» (Permanent Normal Trade Relations, сокр. PNTR)), который мы предоставляем другим нашим торговым партнерам - и который мы предоставляли России на временной, ежегодной основе в течении десятилетий.
Но здесь как раз и кроется подвох, который может препятствовать тому, чтобы американские производители и рабочие использовали новые возможности, открывающиеся в России. Закон эпохи холодной войны, известный под названием «поправка Джексона-Вэника», ставит условия по доступу России к американском рынку, несопоставимые с правами страны как члена ВТО. Конкретно он прописывает, чтобы президент проводил ежегодную проверку эмиграционной политики «нерыночных» экономик, таких как Россия, прежде чем предоставить им право на нормальные торговые отношения.
Из-за этой поправки, если Конгресс не предпримет шаги по «освобождению» России от «Джексона-Вэника» и не даст ей статус PNTR, США не сможет полностью воспользоваться всеми торговыми льготами, которые Россия предоставит торговым партнерам при вступлении в ВТО - теми самыми льготами, над осуществлением которых так долго работали американцы. В то же время наши иностранные конкуренты смогут воспользоваться их новоприобретенным доступом к растущему российскому рынку, чтобы опередить американских экспортеров.
Если выражаться яснее, первоначальная цель поправки Джексона-Вэника больше не применима к современной России. Закон был направлен на советские ограничения по эмиграции евреев. Но ни это государство, ни эти ограничения уже не существуют два десятка лет. Российские евреи могут свободно эмигрировать. Более того, у El Al ежедневные прямые полеты из Москвы до Тель-Авива.
Некоторые утверждают, что Соединенные Штаты должны продолжить использовать закон Джексона-Вэника для того, чтобы требовать изменений в пугающем отношении России к правам человека, демократии и внешней политике. Но данная поправка не является правильным инструментом. Американский посол в России, Майкл Макфол, является ярым критиком Путина (настолько, что команда российского лидера уподобила Макфола насильнику и убийце детей). Но и посол Макфол отметил, что, хотя Соединенные Штаты должны продолжать настойчиво и прямо настаивать на соблюдении прав человека и осуществлении демократических реформ в России, использование закона Джексона-Вэника и статуса PNTR для этих целей ошибочно. И борцы за демократию и за права человека в России (включая лидеров еврейской общины) поддерживают освобождение России от «Джексона-Вэника», отмечая, что закон не способствует продвижению демократии и прав человека, однако при этом дает полезный антиамериканский пропагандистский инструмент антидемократическим силам в России.
Проведение демократических реформ в России потребует совместных усилий Соединенных Штатов, наших союзников, неправительственных организаций и российского народа. Открытие рынка России по правилам ВТО может сыграть полезную роль в этих усилиях. Требуя, чтобы Россия приняла правила честной и прозрачной торговли и таможенных правил, ВТО и ее участники могут помочь открыть важный сектор российской экономики и правительства, что, в конечном счете, может помочь установлению верховенства закона, от которого и будет зависеть осуществление реформ в России.
Автор - старший научный сотрудник по торговле и глобальной экономической политике в Third Way.