Шанаи-Тимпишка

Mar 06, 2016 02:33



- так индейцы кампа называют геотермальную реку, протекающую по землям одного из их племен. Названия на другом языке у нее нет, поскольку географам она не была известна (разве что как безымянный приток на картах) до 2011 года, когда перуанский геофизик Андреас Рузо открыл ее для научного мира.



Индейцы на кипящей речке живут вполне цивилизованные, в четырех часах езды от Пукальпы, не какое-нибудь затерянное в глубине сельвы племя, да и сам Андреас слышал рассказы о ней с детства от собственных родственников, да только как-то не сподобился расспросить подробнее, не говоря уж про увидеть чудо своими глазами, пока не вырос и не начал собирать данные для диссертации на тему геотермальных ресурсов Южной Америки. Звучит странновато, но именно так он сам рассказывает об этом.







Вообще-то горячие источники, ручьи и озера на Земле - явление не то чтобы очень частое, но вполне обычное для районов с вулканической активностью. Уникальность же Шанаи-Тимпишки в том, что она расположена более чем в семистах километрах от ближайшего вулкана, посреди амазонской сельвы, где сроду никаких вулканов не было.



Ну и в размере, конечно - горячий поток шириной с четырехполосное шоссе более шести километров протяженностью, с огромными заводями и шестиметровыми водопадами.



Начинается поток обычным, холодным, но через несколько километров, вот у такого камня, напоминающего голову змеи:



Считается, что эта каменная змея - Якумама, матерь воды. Справа - Андреас Рузо.

бьют горячие источники. Очень горячие! - и их вода смешивается с водами реки, наполняя ее кипятком.







На большей части горячего участка температура воды достигает 60-80°С (чего, впрочем, вам хватит, чтобы обвариться), а в нескольких местах вода натурально кипит, с бьющими ключом пузырьками пара. Вниз по течению вода естественным образом остывает - и снова во многих местах подпитывается горячими потоками.



Вблизи нет вулканов, нет гейзеров - откуда кипяток? Если я правильно понял, то дело в конвективной циркуляции: в русло реки прорывается вода или даже пар с очень большой глубины, более двух-трех километров (в артезианских бассейнах на таких глубинах скважинами вскрываются воды с температурой 70-100 °C и более), нагреваемая естественным теплом земли.







У аборигенов река считается священной (на фото вверху - местный шаман-хранитель реки дон маэстро Хуан), что не мешает им пить ее воду, использовать ее для стирки, готовки и прочих хозяйственных нужд - с горячим водоснабжением жить очень удобно.





Шаман как представитель племени дал официальное согласие на исследование реки (земли, по которым течет река, принадлежат индейцам).







Вода чистая, вкусная, вполне пригодная для питья - что (наряду с химическими анализами) еще раз говорит об артезианском, а не вулканическом происхождении кипятка.





В реке можно даже купаться - но только после сильного дождя, когда кипяток разбавлен. В любое другое время попавшее в реку существо ждет скорая, но мучительная смерть.



"Я много раз видел, как это происходит, - рассказывает Андреас - первыми не выдерживают глаза, почти сразу становятся сваренными, молочно-белыми"



По вышеописанным причинам лазить по скалам вдоль реки - а берега во многих местах представляют собою именно такие скалы - исследователю нужно с особой осторожностью.









Тем не менее в кипящей части реки есть свои обитатели - в воде и по берегам обнаружены эндемичные микроорганизмы-экстремофилы.



Сейчас Рузо помимо изучения реки и продолжения работы в области гидротермальной энергетики посвятил себя защите этой удивительной реки и ее окрестностей от лесозаготовительных компаний и застройщиков; он ведет переговоры с перуанским правительством в надежде на принятие соотвествующих природоохранных законов и стремится привлечь внимание общественности.


спелео, Южная Америка

Previous post Next post
Up