Плейстоценовый голландский парк

Feb 03, 2015 01:33



Мы видим картину, типичную для заболоченных дельт европейских рек в те времена, когда по берегам с сочной травой вместо буренок вольно паслись стада похожих на испанских быков для корриды туров и табуны коренастых диких лошадей-тарпанов... Это не подфотошопленное колхозное стадо, всё гораздо интереснее.



Всё началось в начале ХХ века в зоопарке Хеллабрунн в Мюнхене - первом в мире зоопарке ландшафтного типа, где условия обитания животных стремятся максимально приблизить к естественной среде. Основателем и директором зоопарка был немецкий зоолог Хайнц Хек. Вместе со своим братом Лутцем Хеком, директором Берлинского зоопарка, он занимался сохранением и попытками воссоздания европейской фауны. Братьям Хекам (наряду с польским зоологом Яном Штольцманом и другими энтузиастами) принадлежит немалая роль в сохранении от вымирания и последующем воссоздании популяции зубра; они первыми начали вести племенные книги (первоначально как картотеку) для диких видов с 1923 года, и в значительной мере благодаря их усилиям поголовье этого вымирающего в то время вида значительно увеличилось, а после Второй Мировой войны стало возможным реинтродуцировать вид в дикую природу.



Зубр

Еще у братьев Хеков была мечта воссоздать диких предков современных коров и лошадей - тура и тарпана. Последний тарпан в дикой природе был убит в 1879 году, а последний содержащийся в неволе умер в 1918. Туров истребили и того раньше - в XVII веке. Но сумрачных немецких гениев это не остановило - ведь потомки этих животных, хоть и, будучи домашней скотиной, сильно изменились в результате многовековой селекции, но продолжали относиться к тем же видам, что и их гордые предки. Виды не вымерли, нужно просто вернуть их к первоначальной форме! - решили немцы.



Корова Хека

И вот, путем селекции - выбирались и скрещивались между собой лошади с ярко выраженными "примитивными особенностями" - к 1933 году была получена первая "лошадь Хека". Генетически имея с тарпаном не больше общего, чем любая другая домашняя лошадь, внешне эта порода была практически аналогична своему далекому предку.



Лошадь Хека

С точки зрения экстерьера "реконструкция" получилась удачной. Надо сказать, что в Польше с начале XX века существовала порода домашней рабочей лошади "коник", при выведении которой использовалось скрещивание с последними настоящими тарпанами. Эти лошадки имеют право претендовать на большее генетическое родство с прародителями (хотя после исследования ДНК в последние годы и пишут, что "родственность коника с коренными дикими лошадьми Европы не следует преувеличивать") - и при этом выглядят практически так же, как "тарпаноимитатор" Хеков:



Польский коник

Так же селекционеры поступили и с "эрзац-туром" - результатом их усилий явилась "корова Хека", выглядящая примерно так же, как в реальности выглядел легендарный бык древности:



Бык Хека

В поисках дальнейшего финансирования по интродукции полученных животных в природу братья после 1933 года обратились к правительству - а правительством в Германии к тому времени стали известно кто. Проектом живо заинтересовался, будучи страстным охотником, Герман Геринг, в результате родился план природного парка "с нацистским уклоном": на значительных территориях Восточной Европы, освобожденных от жителей, предполагалось насадить дремучие леса из легенд, где "истинные арийцы", подобно древним германским племенам, могли бы вести охоту на могучих зверей легендарной древности. Для нацистов проект был чисто идеологическим, в рамках "возрождения истории германской расы". Для затравки еще во время войны стадо коров Хека было выпущено в уже имеющихся дремучих лесах - Беловежской пуще. Партизаны порадовались, а "туры" пропали без вести.





Сами Хайнц и Лутц нацистами не были, но сотрудничество с преступниками сослужило для их дела дурную службу. После Победы большая часть поголовья "фашистских коров" была пущена под нож, а к запятнанному проекту никто возвращаться не спешил. Сами же по себе коровы и лошади, впрочем, ничего никому плохого не сделали, и неприхотливые, выносливые породы стали разводить кое-где как обычный скот.



История получила продолжение в голландской провинции Флеволанд, когда созданный в 1968 году польдер (осушенный при помощи дамб участок побережья) решили использовать в качестве питомника для выращивания ивы - и на следующий же год ростками ивы оказался заполонен практически каждый квадратный метр его территории. Это вызывало опасения, что густой ивовый лес, который может здесь вырасти, значительно снизит ценность зоны как места обитания птиц, которые во множестве гнездились вокруг озер в этом же польдере. И для сдерживания зарослей было решено поселить на территории несколько видов крупных травоядных, максимально воссоздав естественную экосистему. Выбор пал на благородного оленя, корову Хека и польского коника (чистокровных лошадей Хека в мире осталось слишком мало). В результате животные, круглый год обитая под открытым небом без каких-либо дополнительных источников питания, сформировали на территории в 65 кв. км биотоп, который, как считается, относительно точно (хоть и в урезанном виде) воспроизводит соответствующие пойменные экосистемы плейстоцена.



Животные успешно плодятся, даже слишком: в условиях отсутствия хищников и невозможности миграций ежегодно приходится, в зависимости от состояния кормовой базы, планово отстреливать от 30 до 60 % популяции - так что и в охотничьем или сельскохозяйственном плане такие экосистемы вполне продуктивны. Вместе с копытными и благодаря им в польдере - а, да, сейчас это называется заповедник Оствардерсплассе - гнездится множество видов птиц, в том числе редких.





В 2015 году заповедник планируется расширить до 150 кв. км, а в компании копытных для полноты картины не хватает лосей, кабанов и зубров. Лосей приглашать не собираются - для такой небольшой территории они слишком прожорливы, зубров, возможно, подселят, а от кабанов ждут, что они придут сами - из соседней провинции Велюве. Пока им это сделать затруднительно, но большие надежды возлагаются на создание сети естественных природных коридоров между заповедниками Нидерландов - как части также создаваемой европейской сети "Природа-2000"





Что касается самого понятия "плейстоценовый парк", если кто не знает - то пару лет назад я писал о российском Плейстоценовом парке и плейстоцене вообще.


Западная Европа, живые природы, разрыхление и заболачивание

Previous post Next post
Up