Немного об эрозионном карстовании и не только

Jul 29, 2014 16:09



Какое же это все-таки чудо - лес, господа мои! И как преступно мало мы говорим и пишем о нем! А между тем он достоин того, чтобы о нем писать. Он облагораживает, он будит высшие чувства. Он способствует прогрессу. Он сам подобен символу прогресса. А мы никак не можем пресечь распространение неквалифицированных слухов, побасенок, анекдотов. Пропаганда леса по существу не ведется. О лесе говорят и думают черт те что: "Живем как в лесу"... "Лесные люди"... "Из-за деревьев не видно леса"... "Кто в лес, кто по дрова"... Вот с чем мы должны бороться! Вот что мы должны искоренять. Дело ведь не в том, был ты в лесу или не был, дело в том, чтобы содрать с фактов шелуху мистики и суеверий, обнажить субстанцию, сорвав с нее одеяние, напяленное обывателями и утилитаристами.



Вот, например, что еще бывает в лесу? Деревья. Но на месте они не стоят: прыгают.

Стоит оно неподвижно. Дерево, одним словом. Потом начинает корчиться, корячиться и как даст! Шум, треск, неразбери-поймешь. Метров на десять. Кабину мне помяло. И опять стоит. Потому что называется: прыгающее дерево.



Потом есть еще русалки - в больших чистых озерах. Они там лежат, понял? Голые.
Сегодня, однако, речь пойдет не о лесе, а о том, что находится под ним. А под ним расположено скальное основание.



А скальное основание - оно сплошным не бывает, в нем встречаются трещины, дырочки и полости. Вот например:



Давным-давно, когда ваши предки еще жили в Африке, а эта часть скалы не обрушилась, здесь явно был понор.



Щас объясню. Вот когда вода из дыры в земле прет - это воклюз (или каналью прорвало). А когда вода в нерукотворную дыру в земле, наоборот, утекает - это и есть понор. Оглянемся.



…говорят, в момент смерти люди видят нечто подобное. Это обнадеживает: мы сейчас спустимся в недра земли, и, чем бы ни кончилась наша экспедиция, мы по любому в итоге снова увидим эту (или похожую) картинку. Сейчас, глаза привыкнут…



Во, видите, какие стенки тоннеля - будто пескоструйкой обработаны. Когда здесь был понор, по тоннелю несся поток - летом и зимой послабее, весной (а уж во время таяния Великого Льда…) - ревущий мутный водоворот, несущий с собой грязь и песок. Он расширял себе этот путь, не просто растворяя известняк, но продирая его этими самыми несомыми песчинками, как абразивом. В местах завихрений водяного потока вышкрябывались эворзионные ванночки и желобки:



Например, Большой Каньон в Крыму на тот же манер проточен, а вообще таким способом - эрозионным карстованием - могут образовываться пещеры даже в абсолютно нерастворимых породах типа гранита - была бы изначальная трещинка, а уж вода эту трещинку найдет…



…то есть вода, может, и найдет, а человеку сложнее. Тоннель-труба закончился, дальше поток - ему-то что! - растекался по щелям между глыбами и с грохотом падал дальше, вниз, в темноту.



Попробуем последовать за ним.





Для масштаба - вид пещерного прохода в разрезе:



Шум падающей воды слышен внизу - это тоже подземный поток, давным-давно текущий по другому руслу.





Выходим в горизонтальную галерею:





Белые потеки на стенах - отложения извести. Вода продолжает поступать в коридор, но не через бывшее русло, а через потолок, просачиваясь по трещинам породы и отлагая на стенах растворенный по пути карбонат кальция. Через несколько сотен лет эти белые потеки могут обрасти бахромой сталактитов или превратиться в красивые каменные "занавески":



Потолок:



По стенкам коридора видно, на каких уровнях тек поток в разное время, постепенно протачивая себе русло все глубже и глубже:



Я стою не на дне, а в распоре над очередной пустотой. Дно гораздо ниже



но оно здесь есть, и четко выраженное - ровное, песчаное. Не такой уж частый случай:



А вот и ручей. Сейчас лето, и он маленький. Темная нижняя часть стены показывает, какой глубины поток достигает весной, в пик воды:



Для пещеры это настоящий проспект - место, где можно пройти и не спотыкаясь, и не сгибаясь.



Ну, почти…



Помните про Мауру Лабинги? Так вот, до кучи Смеагорл - тоже англицизм, а настоящее, средиземское, на вестроне его имя было Трахальд (Trahald, переводится как "рытьё нор, ввинчивание вглубь").





Сегодня ручей берет начало в тупике - для человека тупике, разумеется - и какое-то время, невидимый, шумит под каменными завалами.





Только отмытые камни говорят о том, что время от времени вода здесь поднимается.



Вот, наконец, являет себя миру. Лето дождливое - вода мутная…



…течет по уже знакомому вам проспекту





И в конце с шумом обрушивается в озеро.





Водопадик сейчас жиденький, но шум производит, падая с высоты, хороший - его-то мы и слышали почти от входа. Озеро расположено на дне просторного грота с отвесными стенками и куполообразным потолком.



Пещера продолжается и за озером, но там глины, милые мои! Все, что в верхней части пещеры эрозионно стачивается - всё ведь туда сливается. Вылезешь, как демон-голгофинянин. Лучше здесь посидеть, рассказать страшную историю о демоне.



Или еще чего-нибудь.



Когда провалишься сквозь землю от стыда
Иль поклянешься: "Провалиться мне на месте!"
Без всяких трудностей ты попадешь сюда,
А мы уж встретим - по закону, честь по чести!



До новых встреч под землей!



В потоке сознания использованы цитаты из А. и Б. Стругацких, В. Высоцкого.
Модели - nik_ratibor, Надежда Мулюкина

спелео, Средний Урал

Previous post Next post
Up