Пермская артиллерия: оружие Победы

Apr 18, 2014 04:32



На картине Татищев и его друзья выбирают место для медеплавильного завода близ устья речки Мотовилиха. Сейчас на этом месте довольно милый скверик с сохранившейся (в отличие от разгуляйской) заводской плотинкой. Возвышенность на заднем плане - гора Вышка, на которой установлен памятник восстанию 1905 года якобы в виде парового молота:



, который на самом деле выглядел так:



Впрочем, речь не о нем, а о пушках, производившихся на Мотовилихинских заводах. Первая часть у нас была ЗДЕСЬ, а сейчас, значит, продолжение.



Это 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года, она же "Бобик" - первое артиллерийское орудие, разработанное советскими конструкторами. Предназначалось "для поддержки пехоты и кавалерии огнем и колесами" - это официальное выражение означает, что пушку ее расчет мог волочить самостоятельно - например, при смене позиции или вслед за наступающей пехотой. На дальнее расстояние, понятно, применялась четверка лошадей и вот такой орудийный передок, служивший козлами и ящиком для перевозки снарядов (шкворень отпилен):



Несмотря на кургузый вид, на начало Великой Отечественной это было вполне эффективное оружие- бронебойный снаряд этой пушки на дальности 500 м пробивал броню толщиной 25 мм. До начала 1943 г. это позволяло успешно использовать пушку для борьбы с большинством имевшейся тогда у немцев бронетехники.



Мотовилихинский завод начал производить "Бобиков" только с началом войны, а так он специализировался на гаубицах. Вот, например, 122-мм полевая гаубица образца 1910 года:



Гаубица от пушки отличается тем, что бьет на большую дистанцию и, как правило, не прямой наводкой, а по навесной траектории из укрытия, не видя цели. Более крутая траектория стрельбы требует значительно меньшей начальной скорости снаряда, соответственно меньшей длины ствола и меньшей плотности заряжания (отношения массы порохового заряда к объему зарядной камеры). Поэтому гаубица может иметь значительно больший калибр, нежели пушка, при аналогичном весе и подвижности. Вот, практически такой же передок, как и у полковой пушки:



Легкой полевой гаубицей русские артиллеристы плотно заинтересовались после русско-японской войны. Стала очевидной необходимость создания лёгкой, но мощной полевой гаубицы для разрушения полевых фортификационных сооружений противника. За основу конструкции взяли орудие французской фирмы "Шнейдер". Тогда же, вместе с другими полевыми орудиями, гаубицы получили броневые щиты, которые стали обязательным элементом полевых орудий.



Конструкция оказалась удачной и поучаствовала в обеих Мировых войнах, к началу Великой отечественной это был основной тип дивизионной гаубицы РККА, правда, с конца 20-х годов большинство этих орудий подверглось модернизации, проводившейся здесь же, в Перми. У пушек увеличивали зарядные камеры, усиливали конструкцию лафета и подъемного механизма, ставили модернизированные прицелы, ну и там по мелочи, например, заменяли деревянные колеса на металлические:



Модернизированные гаубицы назывались уже "122-мм гаубица образца 1910/30 гг"



122-мм гаубица образца 1910/30 года активно использовалась в течение всей Великой Отечественной (причем с обеих сторон - несколько десятков досталось финнам (снова!) в ходе войны 1939-40гг, несколько сотен захватили немцы в первые месяцы ВОВ). А до войны в Ленинграде из нее даже попытались сделать первую советскую самоходку СУ-5 (внизу справа), однако в серию она не пошла - шасси Т-26 оказалось жидковатым.



Однако с 1942 года доля этих гаубиц в войсках начала снижаться - на смену потерянным в боях орудиям начали поступать новые, более совершенные пермские гаубицы - также 122-мм М-30:



Выпускать их начали еще в 1939, закончили в 1955; это орудие использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века и до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира (в том числе и Российской - несколько штук все еще служат на Курилах).



В Великую Отечественную её с успехом применяли для разрушения вражеских укрепленных позиций, в том числе блиндажей и ДЗОТов. Даже осколки фугасных снарядов были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения немецких бронетранспортёров и бортов лёгких танков. Прямое попадание фугасного снаряда для легких танков во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона.



Тяжёлые "Тигры" были гораздо более устойчивой целью, для них в 1943 году на вооружение был принят кумулятивный снаряд. Хотя "Тигры" были основной добычей отнюдь не для М-30, а вот для такой машины:



ИСУ-152 "Зверобой", он же "Dosenöffner" ("консервный нож").. Да, не красавец, зато его выстрелы буквально срывали пресловутым "Тиграм" башню. Также (при поддержке пехоты, защищавшей машину от фаустников) он был неплох в городских боях в Берлине, Будапеште и Кенигсберге, уничтожая вражеских снайперов вместе с домами, где те засели. В 1956 году "Зверобои" вернулись в Будапешт, и мирные жители при наличии вблизи такой самоходки сами старались выдворить из жилых домов повстанческих снайперов или бутылкометателей.



В 1943 году мотовилихинцы собрали первого "Зверобоя" на шасси танка КВ за 30 суток, а в голову ему установили вот такую пушку:



, за десять дней переделав ее для использования в самоходке вот из такого орудия:



152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года. МЛ-20 была способна наносить удары по позициям наиболее распространённых гаубиц противника, стреляя с недоступных для тех расстояний, а на Курской дуге оказалась одним из немногих орудий, способных эффективно бороться с новыми хорошо бронированными немецкими танками и САУ. Иной раз сотрясения от близкого разрыва снаряда было достаточно для поломки узлов и агрегатов внутри танка или самоходки с непробитой бронёй.



По мнению некоторых артиллерийских экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии за весь период её существования. Выпускалась только в Перми. Такая штука за номером 3922 в августе 1944 первой стреляла по территории нацистской Германии. А в апреле 1945 первой по Берлину стреляла вот такая штука за номером 551:



122-мм корпусная пушка образца 1931/37 годов А-19. Она похожа на МЛ-20 - у них одинаковый лафет. Что про нее сказать? Хорошая вещь. Пробивала лобовую броню "Пантеры" на дистанции 2,5 км, причём это был ещё не предел. А под конец войны по танкам специализировалась 100-мм полевая пушка ДС-3Н:



Самая мощная противотанковая система Второй Мировой. Противостоять ее выстрелам могла разве что лобовая броня "Фердинанда", но и у того от сотрясения выходили из строя ордие и комплекс управления, а экипаж поражался осколками брони, откалывавшимися изнутри от корпуса из-за громадных перенапряжений, возникающих в металле в момент удара снаряда о броню.



В августе 1944 года, когда БС-ЗН начала поступать на фронт, война уже близилась к завершению, поэтому опыт боевого применения этого орудия ограничен. Тем не менее БС-3 по праву занимает почетное место в ряду орудий Великой Отечественной войны, ибо в ней были заложены идеи, получившие широкое распространение в артиллерийских конструкциях послевоенного периода, о которых в следующий раз.

военная история, Пермь

Previous post Next post
Up