Ya! Chub-Nigurrath! S'uhn geb ngAzathoth gnaiih stell'bsna gof'nn, r'luh geb ftaghu bugog
… извините, был напуган. На картинке - голова косули из хужирского краеведческого музея на острове Ольхон. Экспозиция выполнена во вполне академическом стиле, однако практически все чучела там несут печать Хаоса (некоторые экспонаты вполне узнаваемы даже для несведущих в демонологии, например, Адская Белочка), а гербарии вместо несения образовательной функции мечтают обратиться во прах. Это всё от Непрофессионализма, достойного, впрочем, в данном случае не порицания, а всяческого одобрения, ибо другое имя ему - Энтузиазм.
История музея берет начало в 50-х годах прошлого столетия, когда директор местной школы Николай Михайлович Ревякин вместе с учениками - членами созданного им же при школе краеведческого кружка - на своем мотоцикле мотался по острову и собирал материал. Чучело его, равномерно выкрашенное галубинькой краской, ныне занимает достойное место в ряду экспонатов. Мотоцикла в смысле чучело, а не директора. А сам музей неплох и даже хорош. Он расположен посреди поселка, поселок - посреди острова, а остров - посреди Байкала …помните: "славное море, священный Байкал, славный корабль - омулёвая бочка"? Вот она, такого размера классическая омулёвая бочка:
Чтобы плыть в ней, герой песни наверняка предварительно накидал на дно камней для балласта - чтобы не опрокинулась. Ну, будем надеяться, что он доплыл - во всяком случае, до этого парню везло. А куда мог двигаться в своей бочке, гонимой Баргузином? Видимо, от Святого Носа и как раз на Ольхон - больше некуда, так что в экспозиции музея теперь есть и славный его парус - кафтан дыроватый:
Кстати, вопрос: что это за девайс наподобие гигантской "учебной ложки" на заднем плане на следующей картинке? Не на засыпку - я сам не знаю.
В подобном интерьере, небось, и хоронился беглец из песни после прибытия на остров: экспозиция изображает житьё местных промысловиков былых времен, а население Ольхона во времена империи было представлено исключительно этническими расовыми бурятами. Первое постоянное русское поселение - как раз Хужир, сиречь "Солончак" - возникло здесь только в 1938 году, а до того на сем дивном месте посреди острова никто не селился, и даже старались мимо лишний раз не ездить, ибо земля вокруг мыса Бурхан считалась принадлежащей эжину (духу-хранителю) острова по имени Хутэ-бабай. А вот, кстати, и он:
Вообще-то канонические изображения Хутэ-бабая несколько иные: его принято изображать в рогатой шаманской короне и со здоровенным орлиным шнобелем, как у японского тэнгу - ибо он как бы еще и орёл - но этот портрет мне нравится больше: он как-то… человечнее, тем паче что Хутэ-бабай, видимо, имеет исторический прототип - некоего великого и могущественного шамана, впоследствии обожествленного. В легендах по этому поводу он фигурирует и как царь и покровитель всех шаманов северного края бурятско-монгольской Ойкумены. Противоречивых легенд и слухов о нем в фольклоре существует множество, но лишь пятая часть из них - правда, а из оставшихся примерно половину он распустил о себе сам, но и они со временем исказились до неузнаваемости. Впрочем, к Хутэ-бабаю мы попозже вернемся (ха, он вам еще надоест!), а пока скромненько так досмотрим музей. Вот, к примеру, экспозиция, изображающая быт первых русских поселенцев на острове:
Лущилка для шишек:
А вот - интерьер времен эжина музея Н.М. Ревякина:
На шкафу между корабликами стоит неведомое:
Тэнгэр его знает, что это и откуда взялось. Но внушает. Будете там - спросите у смотрительницы, потом мне напишете, а то я зачем-то все больше о губках Любомирского спрашивал, а о главном забыл. А раз зашла речь об интерьерах, вот вам еще - современного рыбацкого зимовья:
Это уже не музейное, а самое что ни на есть реальное - подобные заимки встречаются в укромных уголках острова, просто места знать надо, а то со стороны и не увидишь:
Или вот тоже: потолок юрты когда-нибудь видели?
А это вот школа, в которой Ревякин работал:
Это мы, получается, уже из музея вышли, поэтому хватит на сегодня.