Предыдущая часть
ЗДЕСЬ Спор наш в итоге привел нас в слюдянский минералогический музей…
Нет-нет, не стоит в свете предыдущего поста думать, что благородные доны ради науки заблевали там всю экспозицию! В конце концов, коллекция музея насчитывает более 10 000 экспонатов, мы не настолько концептуальные панки. Камень раздора оказался разновидностью мрамора, но это не особо интересно - более интересен сам музей.
Одна пожилая крестьянка, посетив его, прослезилась, за всю свою жизнь впервые увидев такое разнообразие Вселенной. Один из ситтхов… то есть этих… сигкхов Индии сказал, что не зря преодолел более 10 000 км для ознакомления с экспозицией сего музея. Вот всяком случае, так утверждает его создатель (а также дворник, экскурсовод, хранитель и охранник) - бывший фотограф из Коврова, страстно влюбившийся в минералогию и сделавший ее делом своей жизни, Валерий Алексеевич Жигалов. Время собирать камни для него настало в 1975 году - Жигалов был тогда фотокором слюдянской газеты. Он пронес увлечение через года, за десять лет собрав внушительную коллекцию, и в 1990-х на собственные средства вместе с женой построил усадьбу-музей и впридачу гостиничный комплекс.
Годы душевного горения, однако, не прошли даром, и ныне супругам Жигаловым плохо удается скрывать благоприобретенную мизантропию (что в принципе можно понять, учитывая вдобавок ежедневно протекающий через музей и гостиницу поток профанов). Поэтому выйдем из музея и посмотрим по сторонам. Улица, на которой расположен музей - не просто себе улица, а участок Старокомарской дороги, проложенной в конце XVIII века по ходу Чайного тракта - древнего караванного пути, соединявшего Сибирь с Монголией и Китаем.
Памятник знаменитым медведю и обезьяне на въезде в Слюдянку
Эта дорога - бывший почтовый тракт - пересекала весь Хамар-Дабан с севера на юг. После постройки Транссибирской железной дороги караванный путь оказался ненужным и уже целое столетие находится в заброшенном состоянии.
Лишь в последние десятилетия развитие туризма в окрестностях Байкала дало вторую жизнь участку этой дороги по крайней мере до верховьев Утулика, Снежной и Джиды, однако почти все искусственные сооружения, когда-то возведенные на караванном пути, пришли в упадок.
Улица переходит в приличную грунтовку, идущую вверх по долине Слюдянки между Комаринским и Становым хребтами; стены долины постепенно сдвигаются, набор высоты становится все более ощутимым, а грунтовка, многократно вброд пересекающая речку (некогда служившая, видимо, лесовозной трассой) - всё менее приличной, потом просто неприличной, и, наконец, исчезает, превращаясь в скачущую по валунам тропу, усыпанную навозом: сегодня по ней, как и сотни лет назад, почти каждый день карабкаются навьюченные лошади.
Конными караванами доставляют продукты на Хамар-Дабанскую метеостанцию и приют при ней и иногда - барахло сплавщиков и рыбаков, направляющихся на Утулик.
Бурхан с ленточками-залаа на месте гибели охотника между 6 и 7 бродами
Казачья поляна - название происходит от располагавшихся здесь ямные казаков, обеспечивавших тракт сменными лошадями
Метеостанция располагается на высоте 1430 м над уровнем моря.
От метеостанции тропа, следуя старому тракту, поднимается серпантином по склону Комаринского хребта на перевал напротив пика Черского, какое-то время идет по по склону параллельно гребню, а затем спускается к долинам ручьев Посетительского и Каменки и ведет вврех до перевала Чертовы ворота, но мы пока туда не пойдем, потому что как будто испортилась погода.
Продолжение следует
Какбэ бурундук стоит: