(no subject)

Nov 13, 2010 17:38

В какой-то мере продолжение ВОТ ЭТОГО поста



В христианской традиции принято считать, что Моисей увел своих людей из Египта по дну расступившегося Красного моря (более современный, но не менее фантастический вариант - по цепочке коралловых рифов у северного берега Суэцкого залива). Еврейские же исследователи, изучающие историю вопроса по Пятикнижию, не искаженному переводчиками и переписчиками, рисуют нам более реалистичную картину: около шестисот воинов (а не 600 тысяч, как написано в Исходе - подобной орде было бы проще захватить тогдашний Египет, а не организованно покинуть его) с семьями - итого пара-тройка тысяч человек со скотом и скарбом - двигаясь берегом Средиземного моря из земли Гесем/Гошен (северо-восточного "угла" Дельты), свернули с хорошо охраняемой проторенной караванной дороги севернее - на песчаную косу, отделяющую от Средиземного моря мелководную, почти замкнутую лагуну, именуемую Тростниковым, или Чёрмным, морем, оказавшись, таким образом, в тупике.

Удача или божье чудо (а скорее всего, знание местных условий и точный расчет) позволили им "оказаться в ловушке" в то время, когда сильный восточный ветер во время отлива обнажил обычно находящуюся под водой часть косы, позволив беженцам пройти на другую сторону лагуны. Колесницы же преследовавших их египтян, в других условиях дававшие тем абсолютное преимущество в скорости, в соленой грязи обнажившегося дна стали обузой: "Господь отнял колеса с колесниц их, так что они влекли их с трудом... И возвратилась вода, и покрыла колесницы и всадников всего войска..."



Озеро Мареотис под Александрией - за века оно заилилось, покрылось плавнями и сегодня тоже являет собой тростниковое море…

Похожая ситуация - с ветром, согнавшим воду с мелководной лагуны - случилась в 1920 году на озере Сиваш, только там внезапно обмелевшее озеро в обход пристрелянного Чонгарского перешейка форсировали не беженцы из Египта, а дивизии Михаила Фрунзе, атаковавшие Врангеля…

…Я вообще-то про Синайскую пустыню хотел рассказать, а Моисей этот с Фрунзе как-то сами к слову пришлись. А Синайская пустыня, друзья мои - это по большей части не песчаная равнина, а нагромождение остроконечных гор до горизонта - весь полуостров покрыт ими. На фотографиях они порой выглядят, как кучи глины на стройплощадке, но на самом деле это иссеченный временем гранитный монолит.







Сами горы практически непроходимы и непригодны для хозяйственной деятельности по сей день, но между ними существует сеть долин, заполненных осадочными отложениями, бывших и временных речных русел - запутанный лабиринт с тупиками, неприметными закоулками и тайными тропами, известными лишь местным бедуинам - в этих долинах и расположены их поселения. Современные дороги через полуостров тоже проложены по ущельям между гор.











В долине близ вершинки Джебель Муса (она же предположительно гора Синай, откуда были принесены Скрижали Завета - на заднем плане слева на предыдущем фото) расположен и построенный в IV веке монастырь Святой Екатерины - на том самом месте, где, по мнению православных, Моисей беседовал с го[во]рящим кустом, когда пас стада Иофора, и где он потом, вернувшись через много лет - буквально в двадцати метрах, получается - добыл воду из скалы ударом посоха. Колодец на месте источника сегодня выглядит скучно - с бетонным бортиком, деревянной крышкой, сбоку лебедка… а куст (или его потомок - не секвойя все-таки, чтобы столько прожить) - вот он:



Куст этот был в свое время пересажен на несколько метров для того, чтобы над местом его прежнего произрастания ("над корнями неопалимой купины") построить часовню. Логика этого поступка мне в общем-то понятна… но не близка.

Кстати, тоже интересно - что за растение? Явно не то, что называют неопалимой купиной сегодня - то есть не ясенец белый. С резкостью у меня на этом фото плохо, но может, кто-нибудь так знает? UPD: терн, говорят.





Стены вокруг монастыря были возведены в VI веке по приказу Юстиниана I, он же, согласно "Хронике" Евтихия Александрийского, отправил сюда гарнизон для защиты и обслуживания монастыря. Потомки этих солдат, смешавшись с местным населением, образовали бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они до сих пор продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.



Во время арабского завоевания в 652 году монастырь направил делегацию в Медину к Мухаммеду и получил охранную грамоту за личной "подписью" пророка (документ скреплен отпечатком ладони), провозглашающую, что мусульмане обязуются защищать монастырь и освобождают его от уплаты налогов. Тем не менее в Х веке для сохранения монастыря на его территории была возведена мечеть - пристроена прямо к нартексу главной церкви - базилики Преображения. Таким образом, мусульманам при разрушении православного храма пришлось бы разрушать и мечеть. Вот та белая башенка за колокольней:



С 1099 по 1270 годы задачу охраны монастыря и паломников взял на себя Синайский орден крестоносцев - с того времени на его территории появилась и католическая часовня. После завоевания Синая Османской империей турки также сохранили все права монахов и особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Потом пришел Наполеон и подлатал изрядно к тому времени обветшавшие стены.



Это не латрина - это надвратная башенка над крохотной арочкой главного входа - на общем виде справа от большой центральной башни.

Так за всю свою историю монастырь ни разу не был захвачен и разорен, и сейчас обладает библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. Двенадцать старейших (из более чем двух тысяч) икон монастыря написаны еще в VI веке. Меня двери поразили - резные ворота из ливанского кедра в главный неф базилики, установленные еще при ее строительстве. Точнее, не сами двери, а граффити на них - разнообразные "здесь был Вася" греческими, латинскими, арабскими, еще какими-то, процарапанные за столетия существования монастыря шаловливыми руками давно обратившихся в прах людей Бог знает в какие века, давно потемневшие, почти затершиеся, но еще видные. Люди. Просто люди, не вошедшие в историю. Когда-то жили. Тоже побывали здесь… Первый раз при виде следов чьих-то инфантильных пакостей я испытал не раздражение, а чувство прикосновения к Вечности.

Акустика в базилике Преображения никакая - но здесь это неважно: служба по нашим меркам очень скромная, бубнение себе под нос без всякого хора и какой бы то ни было торжественности. Бог слышит.









Слева - встреча в Синайском монастыре посольства царя Ивана IV Грозного в 1559 году; справа - собственно Св. Екатерина. Непривычно чувственная икона. Самое интересное, что к монастырю имени себя упомянутая Екатерина в общем-то никакого отношения не имеет… Ну да ладно. Так ведь и не рассказал вам про пустыню-то!..

Синай

Previous post Next post
Up