В 1791 г. через дорогу от дворца в Царском селе под Перербургом был построен 4-х этажный флигель, соединенный с дворцом крытым переходом над аркой, предназначавшийся для дочери Павла I. В 1811 г. флигель был перепланирован для вновь созданного привилегированного закрытого учебного заведения для подготовки высших государственных служащих.
Слово "лицей" окольной тропкой происходит от слова "lykos" - волк. Дело в том, что когда-то под Афинами близ храма
Аполлона Ликейского (то бишь Волчьего) существовала школа, основанная Аристотелем и называлась - по местности - Ликеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием (в латинской транскрипции) открылось в Царском Селе. В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников. Столь богатого громкими именами класса за всю историю российской педагогики, кажется, больше не было - это Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, адмирал Матюшкин, канцлер Горчаков, генерал Вольховский, композитор Яковлев… В позднейшие годы там учились еще многие выдающиеся деятели (например, Салтыков-Щедрин), но в первую очередь Царскосельский Лицей известен все-таки благодаря первому, пушкинско-декабристскому выпуску. Тому периоду (1811-1817) и посвящен ныне располагающийся в этом здании музей.
Лицей был основан по распоряжению Александра I, а концепция принадлежит Сперанскому, он же составил учебную программу, исходя из того, чтобы школа воспитывала не слепых исполнителей, а людей, по собственному убеждению претворявших новые идеи преобразований в жизнь. "Законы без нравов не могут иметь полного действия", - приговаривал Сперанский, и уж в плане нравов обстановка в Лицее, по крайней мере поначалу, сложилась уникальная.
Педагогическая система Лицея была детищем мартинистов; первые два директора и ряд преподавателей - профессор немецкой словесности Гауеншильд, профессор российской и латинской словесности Кошанский и другие - были масонами (тогда это слово ассоциировалось не с анекдотами и приставкой "жыдо-", а со словосочетанием "свет просвещения"), французскую словесность преподавал де Будри - родной брат Жана Поля Марата, того самого…
Первый директор В.Ф. Малиновский, кроме того, прославился поданной в 1802г. министру внутренних дел графу Кочубею (почему ему, интересно?) "запиской об освобождении рабов", где обосновывал необходимость упразднения крепостного права на том основании, что "свобода есть естественная потребность человека; она столь же необходима ему, как воздух". Да и сам лично патронировавший лицей Александр I получил в свое время странноватое образование: гувернером будущего императора в детстве был швейцарский республиканец и революционер Лагарп, а сама Екатерина II читала любимому внуку вслух французскую конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам.
Лицейская библиотека - располагалась в переходе над аркой. За дверью в конце анфилады - Екатерининский дворец
Вид из окна библиотеки…
…и вид на окно библиотеки
Первоначально предполагалось, что в числе воспитанников Лицея будут великие князья Николай и Михаил, а также отпрыски наиболее влиятельной аристократии. Александр I уравнял его в правах с российскими университетами, хотя на учебу принимали мальчиков 10-12 лет. В итоге, в последний момент, августейшее семейство и иже с ними предпочли давать детям домашнее образование (а жаль, результат мог бы быть еще интереснее) - и вышло, что вакансии в элитном учебном заведении заполнили дети служилого дворянства.
Учебный класс
Преподавателям запрещалось просто диктовать новый материал - одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. "Основное правило доброй методы или способа учения, - гласил устав, - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие".
Когда Саша Пушкин по прозвищу Француз, сидя на уроке, переводил взгляд за окно, то видел там примерно такой пейзаж…
Воспитанники должны были получить только понятие о науках, не углубляясь в их сложности - задачей была не подготовка узких специалистов, а создание условий для гармоничного развития личности. Желающий приобрести основательные знания в какой-нибудь узкой отрасли мог при желании сделать это в университете. Человеку же, предназначенному для государственной службы, в первую очередь предполагалась необходимой широта мышления и умение воспользоваться специальными сведениями, а не сами сведения.
Впрочем, Модест Корф потом брюзжал: "Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов… Нам нужны были сперва начальные учителя, а дали тотчас профессоров, которые притом сами никогда нигде еще не преподавали... Нас - по крайней мере, в последние три года - надлежало специально подготовить к будущему нашему назначению, а вместо того до самого конца для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете... Лицей был в то время не университетом, не гимназиею, не начальным училищем, а какою-то безобразною смесью всего этого вместе, и, вопреки мнению Сперанского, смею думать, что он был заведением, не соответствовавшим ни своей особенной, ни вообще какой-нибудь цели".
Хотя уж Корфу - директору Императорской публичной библиотеки - грех бы жаловаться. Если учесть уровень учебных заведений того периода, то возможно окажется, что Лицей был лучшим из них.
Третий этаж Лицея. По обеим сторонам коридора - спальни учащихся.
Другой принцип обучения гласил, что лицеисты не должны пребывать в праздности. Выезд воспитанников куда-либо во время учебного года был запрещен. Они жили на полном пансионе и подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели. "Вставали мы по звонку в шесть часов- Одевались - шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов - класс. В 9 - чай; прогулка - до 10. От 10 до 12 - класс. От 12 до часу - прогулка. В час обед. От 2 до 3 - или чистописанье, или рисованье. От 3 до 5 - класс. В 5 часов - чай; до 6 - прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам - танцеванье или фехтованье. Каждую субботу - баня. В половине 9 часа - звонок к ужину. После ужина до 10 часов - рекреация. В 10 - вечерняя молитва - сон". (Иван Пущин)
Слева - анфилада учебных залов на втором этаже. Справа - спальня Пушкина на третьем. Угловая - самая узкая.
Вид из верхнего окна парадной лестницы Лицея.
Обучение в Лицее составляло два курса по три года. Первый курс назывался начальным. На нем изучались языки (русский, латинский, французский и немецкий), закон божий, философия и основы логики, науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская и иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и правила риторики). изящные искусства, изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
На первом этапе считалось, что “приоритетом должны пользоваться предметы, относящиеся к словесным наукам … перед науками, которые называются точными”. По идее, это должно было приучить воспитанников ясно и логично мыслить, прививать им вкус к изящному слову.
Косвенное свидетельство уровня преподавания - наброски на уроках рисования ребят, которых готовили в управленцы, не в художники. Причем особого таланта к живописи никто из них вроде не явил, это просто техника. Хотя, с другой стороны, это может быть свидетельством некоторого "перекоса" в гуманитарную сторону - взять того же Пушкина, чиновника из него, мягко говоря, не вышло…
На втором курсе упор делался на развитии рационального мышления. Это достигалось не столько введением новых дисциплин, сколько коренным изменением содержания прежде изучаемых. На первый план на этом этапе выдвигались общественные и точные науки. При изучении наук, связанных с изящными искусствами, упор делался на рассмотрении их теоретических основ. Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию, историю войн… профессор математики и физики Карцов вел и курсы по некоторым разделам военных наук - артиллерии, фортификации, морскому делу и другим.
Выпускники лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других классиков. Директор требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой на французском. Уроки по данному предмету проводили ежедневно. кроме того, мальчикам рекомендовали в свободное время читать французскую литературу в подлинниках. Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. За шесть лет собрались толстые сборники и выковался воспетый Пушкиным "прекрасный союз"...
Внизу: по идее, тот самый стол в том самом зале, что и на картине Репина. Под прозрачной крышкой на нем покоится подлинник Устава.
"Натверживание молодым людям сумасбродных книг под именем Божественной философии и пр., навязывание Библии нисколько не сделало их лучшими, а заставляло смеяться над религией или на нее досадовать… все они связаны каким-то подозрительным союзом, похожим на масонство".
(В.И. Каразин в кляузе Кочубею от 1820г.)
Впрочем, судьбы и приключения Пушкина и его друзей - это уже другие истории.
PS В Здании Императорского Царскосельского лицея сохранилось еще много тайн. Например, мой друг Алексей, член Русского Географического общества, таясь ото всех, зачем-то залез во все голландки второго этажа. Чего он там искал, так потом и не признался…