10 апреля мне позвонила Иона и сказала, что вечером Верушка вещает в МАММ на Кропоткинской. А я, между прочим, позорно пропустила ее автограф-сессию в понедельник, слить еще и это мероприятие как-то странно. Не то чтобы я шла в Мультимедиа Арт Музей с такими уж благоговейными настроениями. Поклонницей Верушки я тогда не была даже близко (на какой слог ударение в ее имени?!). Логика простая: если живешь в Москве, будь добра использовать все возможности. Вот я и использую.
Кто бы знал, что все выйдет настолько круто. И что я услышу одну из лучших историй в своей жизни.
Начало было серьезным: огромное количество народа и Ольга Свиблова, которая скорбным голосом рассказывала историю маленькой Веры, урожденной графини фон Лендорфф. История эта трагичная. Повешенный за заговор против Гитлера отец, Вера, разлученная с тремя сестрами, репрессии и школьная учительница, которая объявила: «Дети, среди вас учится дочка убийцы». История Верушки ярко, слишком ярко показывает, что творилось с недовольными в фашистской Германии. Ее аристократическую семью лишили всей недвижимости, всех активов, и даже после падения режима чуда не произошло. Как верно подметила Свиблова, «Верушка одна справилась с тем, с чем не справились целые страны». Она выжила, пошла в бой сама и победила. И вот зал замер в ожидании - сейчас, сейчас Верушка начнет свой выстраданный рассказ, и польются зрительские слезы.
Ровно через пять минут после того, как она взяла в руки микрофон, гости хохотали до колик.
пс За фотографии с мастер-класса спасибо
Лере Ежовой)
Стройная, красивая, невероятно обаятельная, Верушка вовсе не выглядела жертвой. Она давно уже не та маленькая запуганная Вера - дочь «предателя». Сегодня эта женщина - даже не легендарная модель. Она художница, она муза, явление мировой культуры, творец, сумасшедшая - кто угодно. Но не жертва.
Весь мастер-класс Верушка травила байки. Рассказывала, как приехала в Нью-Йорк: без средств, знакомств и портфолио. «Мне там сказали: «Тебе нужно перекраситься в черный. И отправили в самую дорогую парикмахерскую. А у меня было очень мало денег, на волосы ушла ровно половина. Потом мне сказали: «Ты должна есть только яйца, сваренные вкрутую, потому что ты толстая». Но я не была толстой! Собралась и уехала в Париж».
Вернулась она уже Верушкой, славянской псевдо-дивой, которая так нагло обращалась с именитыми фотографами, что они немедленно в нее влюбились. Через пару недель у нее уже спрашивали: «Вы не против примерить пару платьев для Vogue?» О, она была не против.
Верушка - слишком высокая, с непонятной пластикой и светлыми волосами - стала сенсацией. Она была любимой музой Дайаны Вриланд, редактора Vogue US тех лет. Но даже этого модели было мало. «Я сказала Дайане, что не хочу быть просто вешалкой для одежды. Мне хотелось творить. И она отправила меня в Рим к Франку Рубартелли». У них завязался роман, который обсуждают до сих пор, но суть в другом: двое безумцев без команды, стилистов и визажистов делали такие снимки, который потом скупали лучшие журналы мира. Это была уже не мода, нет. Именно тогда, в Италии, Верушка начинает экспериментировать с боди-артом. Позже он станет ее «фишкой».
Помимо прочих, Верушка работала с Сальвадором Дали. Свиблова спросила у нее, каким он был человеком. Верушка подумала и сказала: «Он был клоуном».
Зал просто лежал, когда она рассказывала о своем перфомансе с Дали. «Мы снимали на фоне бумажного задника, вокруг ходили какие-то модели в платьях от Vogue, сбоку стояло дерево, под ним сидел человек и играл на скрипке. Сальвадор хотел сделать фотографию «газели» и «льва». Я спросила: «Кем мне нужно быть?» Он ответил: «И газелью, и львом, конечно! Потом все смонтриуем». О, мне это показалось такой глупостью! Как я могу быть и львом, и газелью? Какой в этом смысл? Я изображала, он бросал в меня поп-корн и был абсолютно доволен. Дали не важен был результат, его будоражил сам процесс, мысль о том, что именно он это делает. В конце перфоманса он поставил огромную роспись черной краской на заднике, а потом начал разбрызгивать ее на платья моделей. Я закричала: «Что ты делаешь? Это же из Vogue! Я знаю, сколько они стоят!» Он пожал плечами: «Зато теперь они стали искусством».
Верушка рассказывала, как снималась у Антониони, как они с Уорхоллом взаимно друг друга «пиарили». Говорила, что ей всегда было мало, всегда хотелось раскрыться сильнее, реализоваться ярче. С самого начала она не походила на красивый манекен, и прославилась не за счет своего лица, хотя оно одно могло бы принести ей и достаток, и поклонников.
_________________________________________
«Меня никогда не интересовали деньги»
_________________________________________
Верушка ни разу не снималась в коммерческих рекламных кампаниях. Ее первый снимок сделал Ирвинг Пенн. На последнем предсмертном его снимке - тоже Верушка. «Я хотела сделать фотографию в стиле семейного портрета - у нас в замке было много таких, когда я была маленькой. Я пришла к нему и стала рассказывать, как хочу выглядеть. А он мне: «Ты должна быть пугающей! Агрессивной! Будоражащей!». Он решил делать боди-арт, причем без посторонней помощи. Накидывал на меня черную краску руками: на лицо, на тело, повсюду. Потом попросил принести ему голубую детскую присыпку. Ему ответили: «Но такой не бывает!» Он махнул рукой: «Ладно, давайте белую!» Засыпал меня ею и стал говорить: «Представь, что вокруг тебя шторм, буря, ураган! Покажи мне свой ужас!». Даже на кнопку спуска затвора нажал не он, а ассистент. Но это была последняя фотография Ирвинга Пенна. Совсем скоро после этого его не стало» (тот снимок Иривнга в Сети я не нашла)
Когда мастер-класс закончился, все ринулись к ней - за именной подписью на книге. Я же оделась и пошла домой. Не в том смысле, какая я крутая и против системы. Просто такие истории требуют времени и тишины, а не автографа.
Верушка сама выбирала дизайнеров, с которыми ей хотелось работать, сама делала свои знаменитые автопортреты. Она посвятила всю жизнь тому, чтобы понять себя и ни от кого не зависеть. И ее книга - это не мемуары ушедшей на покой модели, не рассказ о лишениях детства и не исповедь. Это история сильной 73-х летней женщины, которая взяла судьбу в свои руки, и мир прогнулся под нее, а не наоборот.
Такая она, Верушка. Маленькая Вера.
Будьте камнями и жирафами, если вам этого хочется;)
Анастасия