Театральные впечатления. Г. Доницетти, "Любовный напиток" в Национальной опере Украины

Jun 27, 2009 01:14

В последнее время ходить в Национальную оперу есть смысл только на премьеры. Во-первых, качество большинства солистов, в первую очередь, "корифеев", которые поют уже по несколько десятилетий, никогда не было особо высоким (не без исключений, конечно), а сейчас оно резко перестало соответствовать ценам на билеты, которые нормально так подросли. Во-вторых, оперные премьеры у нас по традиции еще с 2003 г ставят итальянские режиссеры, которые очень основательно и вполне объективно выбирают лучших солистов для первого состава и, главное, отлично их дрессируют. У итальянцев нормально играют даже те, кто у других режиссеров стоят на сцене столбами. Обычное время оперной премьеры у нас - июнь, так что к постановке "Любовного напитка" (L'Elisir d'Amore) мы с женой готовились давно и пропустить никак не могли.

О чем опера. Это музыкально-сценическая иллюстрация к некоторым положениям протопоповского "Трактата о любви, как ее понимает жуткий зануда". Раскрыта тема альфа- и омега-самцов, их отношений друг с другом и с самками женщинами, временного повышения визуального ранга при помощи алкоголя и постоянного - посредством разбогатения. Важно, что это комическая опера - не классическая опера-буффа, но с рядом вполне смешных сценок, а главное - в финале никто не умирает, это важно.
Постановка. Итальянский режиссер Итало Нунциата сделал как раз то, что нужно по рангу для первого театра страны - умеренно классическую постановку, без лишнего авангарда (за этим милости просим в Оперную студию киевской консы, ту самую, что на Майдане), но на вполне современном уровне, живенько, не нафталинно. Время действия, вместо оригинального XVIII-XIX в в итальянской глубинке, сдвинуто примерно в 20-е годы XX в, если смотреть по костюмам, но общего восприятия это не меняет.
Музыка. Доницетти в хронологии итальянской оперы занимает место между бельканто с его речитативами под аккорды арфы, изящными кружевами арий и десятикратными повторениями одной и той же фразы, с одной стороны, и монументально-серьезным Верди с его богатейшими, переходящими одна в другую и навсегда врезающимися в память мелодиями - с другой. В итоге получается вполне благозвучная, с одной стороны, а с другой - живая и увлекательная музыка, которую приятно слушать как начинающему любителю оперы, так и искушенному. Несмотря на то, что массово известен из этой оперы только один музыкальный номер - романс Неморино Una Furtiva Lagrima, который можно найти почти на любом сборнике теноровых арий, а вся остальная музыка не очень запоминающаяся, она легко, на одном дыхании, "глотается" после трудовой недели. Расслабляет, и не заставляет думать, "когда же это закончится". Это характерно для Доницетти, кстати, его "Лючия ди Ламмермур" давно уже идущая в Национальной опере, так же легко и увлекательно слушается.
Исполнители. Партию Неморино исполнил Дмитрий Попов, что с одной стороны закономерно, с другой же - странно. Закономерно потому, что Дима сейчас де-факто - лучший в Украине тенор из тех, кого реально припахать к постановке премьеры (если не ошибаюсь, месяца три регулярных репетиций). Странно же потому, что к настоящему моменту Попов - уже совершенно очевидно оформившийся драматический тенор, тогда как для партии Неморино нужен тенор лирический. Переведу на человеческий язык. Неморино - это мальчик-одуванчик, застенчивый и тайно влюбленный. Для этой партии нужен ясный, чистый и нежный голос. У Попова же голос "героический" - с богатейшими обертонами, которые придают ему металлический "блеск" и отлично развившимся за последние год-два "низом" (не знаю соответствующего музыкального термина; если на языке физики, то я говорю о той части энергии, которая приходится на нижние частоты в спектре сигнала). Звучит очень красиво, богато, интересно - но абсолютно неподходяще для этой партии. Так что, слушая Попова, который поет про слезы и сопли металлическим голосом, которым он в партии Энцо в "Джоконде" командует: "Братья-матросы, вперед за дело революции!..." (ну или где-то так), испытываешь легкий когнитивный диссонанс. Далее, Попов, который по жизни кросавчег и мачо, на сцене, как и почти все премьер-теноры играет преимущественно самого себя, и этим отличается от скромника Неморино чуть более, чем полностью. Попов откровенно наслаждается сюжетом, глумится над соперником и вообще ведет себя как хозяин положения, который иногда поигрывает в сентиментальность. Почему партнерша не отдалась ему сразу и полностью, в первой же сцене - абсолютно непонятно. Чтобы спасти арию Una Furtiva Lagrima, которую хорошо знают все, и на которую поповская манера петь оказала бы разрушительное воздействие, Нунциата пришлось специально выделять ее в отдельную сцену и, по видимому, Попова долго дрессировать, так что в итоге он спел ее вполголоса и потому - душевно и абсолютно адекватно. В общем - делая сложный выбор между тенором хорошим и тенором, подходящим к конкретной партии, режиссер склонился к первому варианту, что в данных условиях, может и оптимально, но не радует. Вероятно, стоит послушать в главной партии Николая Шуляка. Наверняка будет скучнее, зато вокально более "правильно", что ли.
Ольга Фомичова (Адина) - прелестная малышка, поначалу не понравилась слишком резким исполнением, излишне контрастными перепадами громкости, но ко второму акту распелась, вошла в образ, и вторую половину спектакля провела блестяще. Александр Бойко (Белькоре) - лицо для нас новое, оказался среднего уровня баритоном, который ровный, вполне качественный, но маловыразительный вокал неплохо дополнял актерской игрой и комическими ужимками, и в итоге до антракта вполне адекватно обретался в роли сержанта-ловеласа, впрочем, на фоне Попова смотревшегося бестолковым надутым индюком. К сожалению, после антракта голос у Бойко резко "сел" и второе действие баритон провел очень невыразительно. Сергей Магера (Дулькамара) премьеры поет постоянно, и нам категорически непонятно, как он туда попадает. Да, опытный актер, да, неплохо играет, но голос очень сильно изношенный, "низа" практически нет, в результате голос Магеры (бас), кажется, звучит даже выше, чем у Бойко. В сумме, сочетание актерских данных, работы режиссера и остатков голоса получается достаточным для непритязательного зрителя - смешно и достаточно технично. Но для ценителей это слабо, слабо.
Стоит ли ходить. Пока постановка свежая - стоит. Уровень исполнения максимально возможный для Национальной оперы, пока свежи в памяти наставления Нунциата, а организационные мероприятия администрации имеют наибольший эффект. Дальше спектакль будет постепенно "сползать", начнут вводиться более слабые артисты, расслабится хор и миманс, и все станет плохо. Опера и постановка приятные, не нагружающие, дают хороший отдых, не слишком выбиваются из канонических рамок, чтобы приходилось думать и спорить. Опера должна хорошо восприниматься начинающими - музыка легкая, не слишком громкая и не скучная, комический характер оперы облегчает восприятие. Так что, как оворится, спешите видеть.
Previous post Next post
Up