486-dx33/vlb/32mb

Jan 28, 2009 03:36

Проект исторический комп номер три.

Осторожно, внутри много фото.
Я постарался уменьшить все фотографии максимально, по этому вы можете посмотреть их
более подробно по клику, но все равно объем поста получается не маленький..


Проект исторический (ностальгический) комп номер.. ну скажем три.
- Почему три? Где остальные?
Потому, что у меня таких компов несколько, для каждой "эпохи", и этот я буду условно
считать третьим. Про остальные я напишу в другой раз.

Для начала я скажу, что собираю разные старые железяки, что бы оживлять их а так же
иногда выставляю на разных мероприятиях типа Chaos Constructions.

Итак, данный комп это машинка с процессором 486-dx33 и материнской платой с шиной vlb.
Материнка выпущена в 94 году, хотя аналогичные выпускались с начала 90-х годов.
При том, что этом же году анонсируется процессор Pentium, из-за его слишком высокой цены и
не очевидных преимуществ завоевывает рынок он очень медленно. 486-ые до сих пор остаются
достаточно дорогими, и имеющийся парк машин (по России) состоит примерно пополам из 386 и 486.
Так что данный компьютер можно считать "топовым" и "желанным" для рядового потребителя в период
от начала (появились первые 486, еще только с ISA) до примерно середины 90-х годов.
Сам я пересел с аналогичной машины на 486 PCI примерно в 96 и на Pentium только в 97-году.

Еще стоит заметить что по необъяснимым причинам я питаю некую слабость именно
к машинам с VLB шиной. Материнские платы получаются достаточно большими, в длину
почти во весь корпус, от задней до передней стенки. Большие и длинные слоты,
длиннющие платы. В этом есть какое-то очарование, как в больших старинных автомобилях.

Итак, посмотрим на железяку...
Вот так он выглядит снаружи.


"Ба!" - скажут мне некоторые, "я знаю этот корпус!". И совершенно не удивительно.
Дело все в том, что в самом начале развития PC индустрии, особенно если говорить о
том, что везли сюда китайцы в конце 80-х, то есть не бренднейм, то вариантов корпусов
для PC было... ну скажем штук пять-семь. Нет, честно. Это сейчас в любом крупном
магазине электроники стоят ровными рядами с полсотни разных корпусов, причем еще в
разных магазинах разные. А тогда, куда не приди было 1-2 корпуса, в которых все машины
сюда и приезжали. Правда уже в период 486 было большее разнообразие, но данный корпус
датируется периодом 286-386 машин. (на боковине корпуса еще есть какой-то конторский
инвентарный номер намалеванный краской, где видно цифры 286, т.е изначально там была
двушка). Кстати сам корпус был куплен составе с другой 486 в 95 году моим
однокурсником и проработал у него с разными матерями вплоть до 2000 года.

Ну давайте для начала откроем крышку:



под крышкой видна куча установленных плат.
Заняты все слоты. кроме самого первого ISA 8bit. 6 плат одновременно!
Опытные читатели уже по разноцветным краям плат сразу определят большую часть, т.к.
почти все платы, были в свое время известнейшими экземплярами.
чуть ниже я разберу, все что тут установлено подробнее.

Что примечательно, эту 486 материнку я подобрал пару лез назад на рынке Юнона. Она
лежала в открытой картонной коробке, среди кучи старых ненужных плат "любая по 10р.".
Коробка многие месяцы стояла просто на улице под дождями и снегами, и было видно,
что многие платы там уже во всю ржавеют. Однако я ее оттуда вытащил, отмыл, просушил
и последние годы она радует меня совершенно безпроблемной работой. Разве что не
удалось правильно подобрать джампера для включения всего кеша, т.к. нет документаци
и о такой модификации мамки не знает даже total hardware 99. Настоящий нонейм! :)

корпус сбоку


блок питания уже не "родной", родной сгорел еще где-то в конце 90-х.
PS кстати, найти сейчас рабочий блок питания формата AT, не так уж и просто...

Так же можно заметить, что стоит типичный для того времени набор из 5.25 и 3.5 дисководов.
По многим причинам количество дискет 5.25 все еще оставалось велико, по этому очень
многие не спешили переходить на новые 3.5 дискеты.
Что интересно, у меня осталось много 5.25 дискет, все они читаются превосходно, хотя
пролежали в шкафу около 13-14 лет, и при этом неплохо читаются и старые 3.5 дискеты, типа
DD (800 кб), а вот диски более современные, выпущенные ближе к концу века почти все уже нечитаемые.
Видимо сказалось массовое удешевление дискет и экономия на качественном магнитном слое.
Ведь если раньше дискета воспринималась как долговременное хранилище информации, то к концу века,
почти полный отказ от дискет сопровождался в т.ч. и их низкой надежностью, "одноразовостью".



К сожалению нет фотографии всей материнки, мне было очень лень ее доставать
для фотосессии. есть только вид на процессор. что интересно - это последний
intel процессор, который работает без куллера и без радиатора. вот именно в
момент съемки процессора компьютер был включен!
Температура на ощупь в районе 50 градусов.
В дальнейшем, начиная с серии DX2 процессоры начали требовать сначала радиаторы,
а потом и куллеры с радиатором.
PS. были еще безкуллерные "овердрайвы", но там вроде был несъемный радиатор прямо на нем..

Вообще, сколько я возился сам разными спекрумами, 2-3-486, амигами и прочим железом, но все равно
немного непривычно мне смотреть на включенный компьютер с "голым" процессором.. :)

---
Теперь немного более крупных планов установленных плат:

Первое что я достану - это мультикарта:



Возможно некоторые вообще не представляют что это такое и зачем нужно.
Дело все в том, что исторически, самые первые PC (IBM PC XT) имели материнскую плату, на которой
находился только процессор, небольшой объем базовой памяти (младшие модели содержали
128 килобайт, старшие могли до 512-640 килобайт). Все же остальное, при необходимости,
приходилось вставлять в слоты ISA. Видеокарта - безусловно отдельно. Хочется подключить
дисковод? - вставляй контроллер дисководов, нужен порт принтера - покупай плату для
принтера, надо мышку? вставляй плату последовательных портов, хочется что бы часы не
сбрасывались при выключении? отдельная плата для часов! про винчестер и говорить нечего.
таким образом плат получалось много, стоили они дорого и т.п. При переходе на 286-ые
на материнскую плату переехали только часы, и расширение памяти, все остальное оставалось
по прежнему. По этому со временем начинают выпускаться "мультипортовые карты", на которых
сразу есть и порт принтера и последовательные порты и порт для дисковода.
Винчестеры еще какое-то время подключаются отдельными платами, т.к. в то время был стандарт
записи MFM (как на дискетах) и к каждому винчестеру подходил только свой контроллер.
Но постепенно его вытесняют более дешевые винчестеры IDE, и контроллер IDE так же появляется
на мультипортовых картах. Так продолжается всю эпоху 386-ых, и на начальном этапе 486-ых.
Однако уже заметно, что существующая шина ISA, со скоростью всего в 5 Mb/s является узким
местом для PC. Существующая "серверная" шина EISA, слишком дорога в реализации, что бы
занять место на рынке домашних компьютеров и по этому в начале 90-х разрабатывается
"временное решение" в виде шины VLB. на самом деле VLB не является шиной в полном понимании
этого слова, это просто внутренняя шина 486 процессора выведенная наружу, по этому у
нее множество ограничений, и VLB слоты на материнке всегда разведены максимально близко к
процессору.

итак, с приходом VLB, скорость шины сдвигается до 80 Mb/s, и на нее сразу же переползают
самые тяжелые потребители - видеокарты и контроллеры винчестеров (ide и scsi).
Данный контроллер на чипе promise довольно типичен, он стоил не очень дорого, но давал
потрясающий скачек скорости, по сравнению с обычными ISA (c 3-4 Mb/s до где-то 10-15 Mb/s
на винчестерах того времени).

Следующим пунктом, то же на VLB идет видеокарта:



Это видеокарта на довольно известном чипе Cirrus Logic. Фирма CL выпускала множество
видеочипов и ее вполне можно считать лидером домашнего сегмента. Начиная с CGA-EGA карт
и заканчивая примерно этой моделью. CL выпускала и PCI версии, но начала отставать,
проигрывать в популярности более динамичным чипам от S3 (Trio32-64, Virge) и постепенно
покинула рынок. Наверно именно эту карту можно назвать самой массовой VLB видеокартой.

Дальше посмотрим на звуковые карты их тут две:

Creative Labs SounBlaster 16




Advanced Gravis Ultrasound




Это безусловно ураганный дуэт. Так сказать "Фидорулез" набор.
("фидорулез" это почти как "best editor choise" в зарубежных журналах. Когда кто-либо
спрашивал в конференциях фидо, какую звуковую карту ему покупать, почти однозначно
предлагался именно такой вариант, т.к. это были действительно две самые топовые из
непрофессиональных карт)
Про звуковые карты я видимо напишу еще отдельно, просто отмечу, что т.к. под досом не
существовало никакой унификации звуковых драйверов, то любая программа, которая захочет
выводить какой-нибудь звук должна была содержать в себе десятки драйверов для всех
разнообразных вариантов звуковых карт. это был настоящий ад для программистов, заставить
свою игру или любую другую программу звучать везде одинаково.
По этому звуковуха от Creative стоит как наиболее популярная, а значит на ней пойдет 90%
всех игр и софта, а плата Gravis стоит из-за уникальной технологии многоканально
воспроизведения, которое значительно разгружает процессор, и высокого качества звука.
Хотя она поддержана не очень большим количество игр, но очень популярна у демосценеров и
используется в большинстве демо тех лет.

PS до этого вместо SB16 тут стояла более подходящая по смыслу AWE32, но к сожалению
выяснилось, что она не совсем корректно работает в этой конфигурации (DAC) и пришлось
заменить ее, пока мне не попалась более подходящая ревизия AWE32.
PPS кстати, Gravis в этой машине не мой личный, а одолженный мне любезно товарищем cr. По
этому я по прежнему заинтересован в собственной плате.

zyxel 1496b



Это безусловно "фидорулез" модем. :)
Огроменная плата почти упирается в переднюю стенку. почему он такой большой?
Секрет в уникальном протоколе, который использовала Zyxel для связи между своими модемами.
На ряду со стандартными протоколами передачи данных v.22, v.32bis, содержал и собственные Zyx.
Как работает обычный модем? Он использует диапазон звуковых частот, который можно передать
через телефонные сети, для кодирования и на другом конце декодирования информации.
Используется сразу вся частота, по этому любые помехи на линии, а так же странные линии,
где часть частоты "отрезана" или где частоты "плавают" представляют для обычных модемов
очень большую проблему, и зачастую соединитьсья модемом на таких линиях вообще не удавалось.
Что делают ребята из Zyxel? они создают свой протокол, в котором вся доступная частота делиться
на небольшие кусочки, в каждом из которых создается отдельный канал скоростью примерно 2400 bps.
В результате этой уловки такому соединению не страшны очень серьезные помехи, зачастую можно было
снять параллельный телефон, шуметь и кричать в трубку и при этом модемы не только не разрывали
соединение но даже не прекращали передавать данные, ведь хоть какие-то частоты оставались достаточно
незашумленными для нормальной работы.
При этом модем имел отличную реализацию голосовых и факсовых функций. Прямым конкурентом были
модемы USR Courier (Sportster был дешевой серией и ничем не мог похвастать), однако их собственный
протокол hst был не на столько продвинут и устойчив, при примерно такой же цене за модем.
Это все длилось во времена битвы за 14400, при переходе на 28800 (и 33600), USR смог захватить
больший кусок рынка, проприетарные протоколы были постепенно вытеснены стандартным v.34, и Zyxel
не стал отличаться чем-то значительным от Courier. Хотя относительно медленные 1496 еще очень
долгое время использовались, особенно на слабых и сильнозашумленны линиях, типа междугородних.

почему тут установлен этот модем? просто по историческим причинам. я сделал им несколько тестовых
звонков и больше он не используется. но мне нравится что он тут стоит. в свое время я очень
завидовал тем, у кого он был, особенно когда проводил ночи напролет дозваниваясь на BBS, с обычным,
бюджетным Zoltrix 2400 а потом Sportster 14400.

3com



Это достаточно стандартная сетевуха, однако для начала 90-х это было значительным явлением.
Дело в том, что тогда 90% рынка занимали так называемые NE2000-совместимые стетевухи,
которые относительно просто настраивались для работы под nowell netware и были достаточно дешевы.
Однако не отличались хорошей стабильностью связи (особенно на тонком эзернете и при больших
дистанциях), а так же имели очень низкую производительность и большую загрузку процессора
при работе. Скажем скачивание на максимальной скорости могло занимать процессор на
50-60 процентов. Что конечно было достаточно грустно. 3com в этом смысле выглядел значительно
лучше, их чип брал на себя часть рутиной работы, типа вычисления crc пакетов, по этому
значительно разгружал процессор и позволял таки увидеть реальные 10 мегабит передачи.
к слову на ne2000 у меня никогда не получалось достичь скорости больше 6-7 мегабит в идеальных
условиях.

------------
Теперь предлагаю посмотреть на работу этой машинки.
Первое чем можно удивить это графический биос, если нажать при включении DEL:


сейчас это выглядит странным, но была такая мода у AMI, делать для 386-486 машин биос, в виде
окошек виндовса. при этом там можно управлять мышкой, если она подключена в COM1.
Вообще никаких особых преимуществ перед текстовой версией нет, и к середине 90-х такие биосы
полностью пропали. Примерно в то время ходили ходили слухи о кривом AMI биосе в какой-то партии
материнок, и производители отказались от услуг AMI и прошивали биосы от Авард/Феникс.
Да, биос тогда прошивался в нестираемую микросхему, а не во Flash, как на современных матерях,
и его невозможно было быстренько пропатчить.

Далее загружаемся, тут видим установленный бутменеджер от OS/2


Для начала выберем дос.

Классика - Prince of Persia



Да, игра определенно не для 486, а скорее для 286, но не запустить ее я не смог.

Второе - угадайте, какую игру выпустила всемирно изместная Blizzard совместно с Interplay,
почти сразу после того, как переименовалась из Silicon & Synapse?




Blackthorne!




Очень интересный и вдумчивый платформер, с красивой пиксельной графикой, и интересными
головоломками. Жанр начатый Another world и Flashback был умело продолжен Blizzard.
Очень жаль, что не многие видели эту игру.

Ну дум два особо представлять не нужно. Разве что замечу, что именно на 486 в него впервые стало
можно играть на полный экран, 386-dx40 не тянул, приходилось уменьшать видимую область, что бы
не смотреть на слайдшоу.





Так же, рядом с досом установленна и Windows 3.11

Можно полюбоваться на логотип при загрузке



и рабочий стол.


На рабочем столе видно, что установлен TCP/IP стек для win 3.11. На удивление он нашелся прямо на
официальном сайте microsoft.com, до сих пор доступен для скачивания.
Правда никакого браузера в наборе нет, его нужно качать и ставить отдельно.
Приветствуется ссылка на какой-нибудь старенький Netscape Navigator или Internet Explorer..

---
Теперь вернемся в бутменю и выберем загрузку OS/2

Начало загрузки и логотип




Во время инициализации сети, переходит в текстовый режим, что бы рассказать о настройках.



Вообще OS/2 строилась на принципах сходных с unix, очень многие идеи и реализации были воплощены
вновь, но с оглядкой на юниксовые базисы. Кроме того Ось была полностью объектно-ориентированной,
и все элементы рабочего стола, окон были объектами.

Рабочий стол OS/2 ver3 rus


Вообще разработку новой операционной системы OS/2 IBM и Microsoft вели совместно, однако
начиная с первых релизов у них произошла ссора и Microsoft переключилась на свою Windows,
которая в то время была просто оболочкой, этаким "распухшим нортоном", но не являлась полноценной
операционкой. OS/2 же была новой, полностью 32-х битной осью, при этом отличалась очень большой
стабильностью и неплохой проиводительностью. Однако из-за маркетинговых или каких-то еще причин
большой популярности она не нашла и постепенно была полностью вытеснена с рабочих мест windows.
при этом даже в начале этого века я иногда видел версии os/2 установленные например на некоторых
банкоматах, именно благодаря высокой отказоустойчивости этой операционки.

На рабочем столе можно заметить "Программы windows". Это не ошибка, дело в том, что в os/2 v3 был
встроен эмулятор windows 3.1, который позволял вполне сносно выполнять ну если не большую часть,
то половину windows программ, что позволяло довольно плавно мигрировать рабочее место под OS/2.

Отедльный геморой был заставить ее работать с TCP/IP. Если вы помните, то в те времена в локальных
сетях почти безраздельно властвовал Novell с протоколом ipx, это было хорошо и удобно для небольшой
сетки, но ни о какой глобальности речи быть не могло. Постепенно появляется и TCP/IP, но всегда в
виде патчей и дополнений, как для Windows, так и для os/2 и прочих домашних/офисных осей.
Пришлось установить пакет протоколов и под OS/2. Установка и настройка несколько нетривиальны,
GUI для конфигурации может запутать бывалого юниксоида. Хотя как оказалось впоследствии все это
можно было прописать руками как в любом *nix.

Тут обнаружился вот такой зверь: IBM WebExplorer 1.01



Вот так выглядит его основное окно. К сожалению ни одной страницы им открыть не удалось.
На половине он пишет что тип документа не известен и предлагает его просто сохранить,
на всех остальных - просто подвисает в полной прострации.


Причем даже на моей собственной страничке, которая plain html. возможно проблемы возникают
уже на моменте общения с апачем.
На заднем плане можно видеть результаты ifconfig.

Ну и напоследок табличка "Систем закрыта. Теперь вы можете выключить компьютер..".


На сколько я помню - табличка конечно слизана с макинтошей, но это первая ось на PC с такой
табличкой, т.к. винда получила свою только в 95 году.

---
Подводя итоги: собран компьютер образца 94-96 годов, при этом в реальности все эти платы увидеть
в одной машине в то время было практически не реально, т.к. стоимость комплекта превышала
наверно 2-2.5 тысячи долларов, а доллар тогда был дороже текущего.
Одна только память (установлено 32 мегабайта), была попросту невозможна. Я помню что 4Mb simm
в 95 году стоил порядка 100 долларов, И практически все 486 которые я тогда видел имели 4 или
максимум 8 Mb. CD-Rom, который тут небрежно стоит, стоил несколько сотен баксов и практический
смысл его покупки был нулевым, т.к. к тому времени игр на CD было выпущено не больше десятка.

Действительно первой стоящей игрой, ради которой покупался CD был наверное 7-th guest, ну а
дальше пошли сборники типа "100 игр на одном диске": XenoSoft, ClassicFound и т.п. которые
постепенно оказывались дешевле, чем покупать это же кол-во игр на дискетах.

Планы на будущее:

Не смотря на то, что система сейчас полностью меня удовлетворяет для игр и развлечений со
старым софтом, всегда есть идеал, к которому мы стремимся. По этому кое-что хочется с ней
сделать..
1. Во первых нужно будет заменить винчестер на больший. Проблема первая - старый биос видит
винты по своему, еще не LBA, по этому винт придется разбивать и форматировать на этой же
машине. Второе - нужно чем-то корректно перенести OS/2 раздел и бутменеджер. Боюсь что
современные дисковые утилиты про такое уже и не слышали. Кто сейчас вспомнит про HPFS?
2. Видео карту можно заменить на что-то типа tseng et4000, такие попадаются на аукционах,
она должна быть побыстрее и получше чем стандартный CL. или может что-то из S3 Vision..
3. Можно заменить мультяху на scsi контроллер с набортной памятью для Сache. Это значительно
ускорит дисковые операции. Причем раньше этих промисов было просто пачки, везде валялись,
а сейчас я что-то давно их не видел..
4. Безусловно ищется Бластер AWE32. Проблема в том, что у некоторых ревизий был глюк с PnP
и они работали далеко не на всех 486. В свое время мне самому пришлось отказаться от awe32,
пока я не пересел на Pentium. Ну и собственный Gravis то же нужен.
5. Хорошо бы поменять процессор на dx4-100, такой уже лежит рядом, но пока останавливает
отсуствие документации на плату. Ну или тогда нужно менять всю материнку, на ту, от
которой есть документация хотя бы на TH99. Ни у кого VLB мамки с 3v питанием не завалялось?
6. Ну и самое раритетное и желанное - это найти CreativeLabs 3D Blaster VLB. Это первый
3D ускоритель для PC, выпущенный Creative на чипе 3dLabs GameGlint в 1995 году. Он работает
только с теми пятью играми, где была его поддержка, и работает исключительно под досом и Windows95.

Данный компьютер живет у меня дома в самодельном рэке.

Все посты про старое железо у меня в жж будут с тегом old_hardware
Копия в моем жж.

modem, controller, эксперимент, video, nic, pc, sound

Previous post Next post
Up