12 inch floppy disk

Sep 23, 2016 10:24

Оригинал взят у 1500py470 в 12 inch floppy disk
Со вступлением российских ВВС в состав ВКС стало у нас на один праздник меньше, потому как ВВС свой праздник 12 августа потеряло, а ВКС свой день празднует в третье воскресенье августа, в День воздушного флота. Но сегодня некоторый юбилей всё равно присутствует, 35 лет назад был показан миру легендарный IBM 5150 изменивший достаточно сильно наш мир, при том не своей технической стороной, а внезапной открытостью Голубого гиганта.



Прототип 12 дюймовой дискеты от IBM

Если вы посмотрите на эту мега дискету так и не вышедшую из стадии экспериментального образца/прототипа из стен лабораторий ИБМовских, то у вас может закрасться сомнение, что такой 12" форм-фактор использовался хоть когда-нибудь. А между тем 12" флоппики применялись относительно широко в серьёзных вычислительных центрах занятых в основном обработкой и поиском данных, а не математическими расчётами в 70-х годах. Просто люди даже ходившие по ВЦ, будучи не специалистами их в упор не видели/не замечали, даже в тех местах где они были в отличии от магнитных лент, перфолент, перфокарт и хардкорных сменных пакетов пластин 12" жёстких дисков :((

размер этого прототипа был 16,5х17 дюймов, что не смотря на использование 12" блина получалось по внешним габаритам практически равно 15" флоппикам от фонографов или 15" дискеты от UNIVAC.



15" флоппики широко использовались в магнитных фоногафах в 50-70х годах, и применялись они в основном в лингофоных кабинетах, для помощи в изучении иностранных языков, и в офисах для помощи секретаршам которые не владели стнографией или обслуживали нескольких человек, и в составлении протоколов ну очень помогали, например в возможности понять содержание речи пьяного босса которую нужно точно облечь в форму письма, или иностранные слова/термины которые использовались несколько раз в речи разобрать и проверить, чем облегчить жизнь несчастным леди за пишущими машинками. Невероятно, но факт - секретарши научились обращаться с флоппи дисками раньше чем с компьютерами! Все люди кто пользовался ими, сразу понимали их преимущество перед магнитной лентой, возможность мгновенно перемещаться из начала в конец записи это великая сила, а процесс смены флопика на порядок быстрее по сравнению с заменой катушки магнитной ленты, и заправкой её в ЛПМ, особенно если нужное место на первой катушке в середине, а на второй в самом конце. Все у кого были в жизни катушечные магнитофоны гарантируют это.



Сейчас полюбоваться на 15" флоппик можно например в музее Вычислительной техники в университете штата Делавэр, где студент антраполог представил историю перехода различных технологий с течением времени, от 15" динозавров первогигантов, до 3,5 дюймовой пузатой мелочи которая покорила весь мир, выбросив гигантов на свалку истории, но между 15" и 8" дискетами, тема с 12" флоппиками там полностью не раскрыта :( А ведь они как суслики, большинство людей их никогда не видело в природе, а между тем они есть. Нужно восполнить этот пробел в знании людей наших.



Как вы наверное уже поняли, все дискеты вышли от аудио технологий освоенных промышленностью, и конструкторы поначалу брали гибкий диск и магнитные головки от фонографа, и вставляли их в прочный корпус чтоб его можно было разогнать до более высоких скоростей чем классические 45 об/мин. Надо заметить, что с 50-х годов и в аудиоиндустрии шёл прогресс, и люди головой думали как улучшить потребительские свойства магнитных фонографов на гибких дисках для студийной, образовательной и офисной работы. Тема с мудрой травой, её влиянием на креативные возможности, и ТБ её употребления в компании AMPEX, которую туда привнёс Мирон Столяров, мной уже была раскрыта достаточно подробно в посте про связь Чапаева и становление видеозаписи.




Не зная перебоев с мудрой травой в компании AMPEX первыми вкурили сделать массив из 12" флоппиков, что позволило сделать технику более компактную чем 15" фонографы, увеличить ёмкость и убрать потребность в частой смене флоппи дисков. Такие чудеса они в основном позиционировали в силу своей специфики для дубляжа фильмов.




на все странички патентов можно кликать,
чтоб расмотреть детали




За океаном их коллеги из компании Филипс тоже смогли вкурить в эту идею, правда немного позже, создав аналогичное устройство. На земле европейской в силу старых традиций и древней магии места, сама атмосфера способствует этому, особенно в Голландии, Иероним Босх гарантирует это. А узаконеность курения в Нидерландах ещё и усугубляет это, делая процесс вкуривания более замедленным, у них нет такой изматывающей американской гонки за результатом по жизни.




В Филипсовском исследовательском центре создали аналог музыкального автомата на гибких дисках. Они были как и пластинки 12" размером, но в силу того, что они тонкие лавсановые, а не толстые виниловые их входило много больше. И к его достоинствам можно было отнести, что такой музыкальный аппарат позволял например для богослужений в церкви сделать записи их местного хора и органиста, и включать их по расписанию не тревожа людей добрых от дел их повседневных праведных. В те годы музыкальные автоматы были серьёзным бизнесом, архивы КГБ и фильм Мёртвый сезон гарантируют это.




Как прикол стоит посмотреть на этот мега ченджер для флоппи дисков, разработанный в университете штата Айова, и насколько мне известно никогда не реализованный в металле.




Соответственно IBM осталось только скомпилировать известные технологии, и используя стандартные детали создать привод на 16 и 32 флоппика об 12". Кстати славная компания Burroughs использую голландскую филипсовскую базу продавала со своими машинами массивы из 256 штук 12" флоппиков в одном девайсе! В силу своего промежуточного положения по времени доступа к данным, и цене между лентами и винчестерами, они продавались десятками штук в 70-е годы, и не относились к стандартному оборудованию, но зато давали драматический прирост в скорости обработки больших массивов данных с произвольной выборкой, и доступа к ним. Умение попирать чужие авторские права, и делать всё в своей компании заслуживает всяческого уважения! Практически параллельно с работой над массивом 12" флоппи дисков, в IBM работали и над созданием 8" дискеты, чтобы не канаться с 15" стандартными на то время монстрами для переноса маленького объёма данных, и это было удобнее в хранении и доступе, чем перфоленты с перфокартами. В отличии от их 4" стандарта на DemiDiskette, дискеты 8" вполне себе взлетели, и очень прикольно, что некоторые люди даже переписывали данные с 8" на 12" флоппик и не догадывались об этом.











Таким образом массивы 12" флоппиков занимали в компьютерной эволюции промежуточное место между накопителями на магнитных лентах и жёстких дисков. Мысли и патенты на стеки из флоппи дисков в 1995 году похоже совсем закончились.



Вы суслика видите?

Вот по этой самой причине люди приходящие на ВЦ видели в основном магнитные ленты как крутятся, перфоленты да перфокарты пробиваются, принтеры печатают, а массивы 12" флоппиков находящихся в скучных ящиках почти без лампочек, и совсем без видимых вращающихся частей, окрашенных под основной цвет машины оставались народом незамеченными даже в тех местах где они были. И именно по этому их вполне можно сравнить в эволюционной последовательности флоппиков с сусликами в природе.




Пару лет назад в День археолога возник такой вопрос в комментариях, вот сподобился дать краткий ответ. sevasat может немного узнать про 12" флоппики, а вот насчёт j7k меня терзает тревожное чувство, год назад он пропал из эфира, дабы не нарушать полиси ЖЖ вы можете посмотреть его ФИО в профиле, Будь ласка добрі панове кияни, если есть среди читающих это такие, или другие граждане с Украины, кто его лично знал, помогите узнать судьбу человека, ведь я слово волшебное знаю - пожалуйста.

fdd

Previous post Next post
Up