Официант, счёт!

Dec 11, 2007 14:16


Великолепный Джоэль Спольски 6 лет назад написал статью «Биг Маки против Обнажённого повара». К сожалению, русский перевод куда-то подевался, поэтому для тех, кому лень читать, даю краткий перевод: В песне бедной испанской девушки поётся о том, что В общем, автор задаётся вопросом, почему некоторые компании начинают с невероятно качественных, выполненных в срок проектов, а потом довольно быстро скатываются до посредственности?

Ответ, по словам автора, можно найти в сфере общественного питания. Есть «обнажённый повар» (передача на американском телевидении, где повар на глазах у публики готовит что-то изумительно вкусное и красивое), и есть Макдлональдс. Первое - красиво и вкусно, но абсолютно не тиражируемо. Второе - стандартно и более-менее съедобно, зато может быть повторено в любое время в любом месте, если только повар - не олигофрен в стадии идиотии.

Поскольку обнажённых поваров (или толковых консультантов) на всех не наберёшь, да и дорого это, приходится набирать кого попроще, обучать крикам «свободная касса» или «прогрессивная методика», в зависимости от специфики предприятия, и ставить над ними более-менее толковых менеджеров.

А дальше, если применить выводы, сделанные в этой статье, к суровым российским реалиям, картина получается неутешительная. Поскольку консалтинговые компании основываются всё-таки менеджерами, качество услуг интересует их лишь постольку поскольку оно служит увеличению прибыли. Валовый продукт интересует их гораздо больше, поэтому со временем роль технарей падает, а роль менеджеров растёт. Следовательно, иного пути роста, кроме как заведовать сектором, отделом, а потом и целым бюро, просто нет, как бы на словах ни декларировалось обратное. Шеф-повару не место в Макдональдсе.
Мне известен один-единственный случай, когда компанию основал инженер, и даже когда компания выросла, он занимался не продажами, рекламой, корпоративной культурой или чем-нибудь ещё. Он занимался (и, насколько мне известно, до сих пор занимается) именно вопросами разработки. Зовут этого человека Ларри Эллисон. И пусть в списке миллиардеров он не поднимается выше второй десятки, продукт, который выпускает его компания, достоин всяческих похвал и восхищения.

oracle, за жизнь

Previous post Next post
Up