Гроссмейстер на службе у генерал-губернатора

Oct 25, 2021 18:35

В 1914 г. в Мангейме проходил XIX конгресс Германского шахматного союза. В связи с началом Первой мировой войны турнир был прерван, а подданные Российской империи, участвовавшие в турнире, интернированы. В дальнейшем судьба их сложилась по-разному. Ефим Дмитриевич Боголюбов, шедший на 8-м месте в т.н. «Турнире мастеров» (первым шёл будущий чемпион мира Алехин), остался в Германии, женился, поселился в небольшом городке Триберг.


В 1924 г. он приезжает в СССР, выигрывает два чемпионата СССР подряд, а также 1-й московский международный шахматный турнир (впереди Капабланки и Ласкера). В 1926 г., однако, отказывается от советского гражданства и окончательно остаётся в Германии.

Не останавливаясь на всех дальнейших перипетиях его судьбы, отмечу, что некоторые детали биографии Боголюбова после прихода к власти нацистов долгое время оставались довольно смутными. Советские источники рубили с плеча: «В 1926 Б. изменил Родине. Постановлением сов. ш. организации он был исключён из её рядов, как ренегат, и лишён звания чемпиона СССР… Низко пал Б. после утверждения в Германии гитлеровской диктатуры: активно участвовал во всех мероприятиях ш. организации нацистского «райха» и представляя его, довольно бесславно, на международной арене» (ШС 1964, с. 201). С поправкой на тон некоторые факты переданы верно: Боголюбов действительно принимал активное участие в шахматной жизни как в Германии, так и за её пределами, играя, разумеется, под флагом Третьего Рейха. Однако из-за своего происхождения он сталкивался с определёнными затруднениями. Скажем, хоть Боголюбов и представлял Германию на международных шахматных турнирах, но в чемпионатах Германии после прихода нацистов к власти больше не играл, и в олимпиадах за Германию после 1933 г. также не выступал ни разу (Чарушин 1995, с. 105).

Довольно давно было известно, что Боголюбов (в отличие, кстати, от уже упоминавшегося Алехина) в какой-то момент вступил в НСДАП. Детали, правда, расходились. Биограф Боголюбова В.А. Чарушин пишет, что стать национал-социалистом Боголюбову пришлось для того, чтобы его дочерей приняли в университет, и что произошло это в 1938 г. (Чарушин 1995, с. 106). Встречавшийся с Боголюбовым в годы войны Ф.П. Богатырчук историю с дочерьми также приводит, однако причину вступления в НСДАП указывает иную: «Когда Боголюбов предложил свои услуги для обслуживания раненых военных шахматистов, то ему было прямо заявлено, что он может получить место такого шахматного инструктора только в том случае, если вступит в нацистскую партию» (Богатырчук 1978, с. 161-162). В свежей книге о шахматном творчестве Боголюбова снова приводится версия о дочерях, год вступления не уточняется (Богданович 2021, с. 50).


По счастью, буквально в этом году из архивов был извлечён и обнародован уникальный документ - опросник, который Боголюбов заполнил в 1948 г. как бывший член НСДАП. Он доступен по ссылке. Обсуждению этого документа в частности и карьеры Боголюбова при нацистах в целом был посвящён выпуск немецкого шахматного журнала KARL, мне, к сожалению, недоступный. Зато несколько позже в этом же году Институт истории университета Штутгарта разместил в открытом доступе на немецком и английском работу, посвящённую связям Александра Алехина с Гансом Франком - генерал-губернатором Польши, приговорённым после войны на Нюрнбергском процессе к смертной казни за военные преступления. В этой работе подробно анализируется и работа Боголюбова на Третий рейх.

Что же выявил опросник и его изучение? Во-первых, уточнена дата вступления Боголюбова в НСДАП - 1 апреля 1941 г., а совсем не 1938-й, как утверждали Чарушин и некоторые другие авторы (без ссылок на источники, отметим). Во-вторых, версия Богатырчука тоже оказывается довольно уязвимой. Да, в ноябре 1941 г., уже после вступления в национал-социалистическую партию, Боголюбов действительно принимается в Кракове (столице Генерал-губернаторства, возглавляемого Франком) на работу по шахматному обслуживанию госпиталей (Lazarettbetreuung Schach). Эта работа включала в себя шахматные занятия, лекции, сеансы одновременной игры и т.п. Однако Боголюбов перебрался в Краков ещё до вступления в НСДАП - 15 марта 1940 г. Практически сразу же он был трудоустроен, получив должность переводчика. Причём его переезд и трудоустройство явно не были рядовым событием - 19 марта он встречался с самим Франком в его резиденции в Вавельском замке. В должности переводчика он проработал до 15 апреля 1941 г., почему он покинул её и занялся вышеупомянутым «шахматным обслуживанием» - неизвестно.

Таким образом, благодаря выявленному опроснику Боголюбова и огромной работе немецких исследователей «белое пятно» в биографии одного из сильнейших, в своё время, шахматистов планеты обрело цвета. И эти цвета оказались далеки от тех, которыми рисовал Боголюбова тот же Богатырчук: если верить его воспоминаниям, Боголюбов в партию вступил по принуждению и вообще был антифашистом - значок со свастикой носить не хотел, таскал с собой приёмник, по которому слушал BBC, всячески поносил Гитлера и т.п. (Богатырчук 1978, с. 162-164). Документы придают этой картине несколько иной оттенок.
Источники:
Chess Notes
Богатырчук 1978 - Богатырчук Ф.П. Мой жизненный путь к Власову и Пражскому манифесту. Сан-Франциско, 1978.
Богданович 2021 - Богданович Г. Шахматное творчество Боголюбова через призму теории. М.: Издательство «Андрей Ельков», 2021.
Чарушин 1995 - Чарушин В.А. Одна, но пламенная страсть. Нижний Новгород, 1995.
ШС 1964 - Шахматный словарь. М.: Физкультура и спорт, 1964.

история, шахматы, военная история

Previous post Next post
Up