Промышленность Крыма на картах школьных атласов

Mar 28, 2016 16:32

Ругать школьные географические атласы давно стало привычным в профессиональной среде (интересующихся отсылаю, например, к этой или этой статьям). Однако с какими-то работать всё равно необходимо, поэтому у меня родился небольшой проект.

Как человек, тесно связанный с географическим образованием, я решил постараться выбрать лучший (или, хотя бы, наименее худший) школьный атлас из числа тех, что сейчас предлагает рынок. Ограничений несколько: во-первых, я гораздо лучше знаком с общественной географией, чем с физической, поэтому сосредоточусь на социально-экономических картах. Во-вторых, вследствие этого я обращусь, в первую очередь, к атласам 8-9 классов, в которых проходят население и хозяйство России. Атласы более младших классов - это география физическая, а до атласов 10 класса руки, быть может, дойдут чуть позже.

Я собрал, кажется, все возможные варианты атласов (за последний доступный год). В итоге, сравнение велось по шести изданиям:


1. Дронов В.П., Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. Атлас. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 классы. М.: Просвещение, 2016.
2. Алексеев А.И., Гаврилов О.В., Раковская Э.М. Атлас. География России. 8-9 классы. М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016.
3. Евтеев О.А., Киселёва Н.М., Смирнова Н.Б., Январева Л.Ф. География России. Природа и человек. Население и хозяйство. Атлас с комплектом контурных карт. 8-9 классы. Омск: Омская картографическая фабрика, 2016.
4. Атлас с комплектом контурных карт. География России. 8-9 класс. Новосибирск: Новосибирская картографическая фирма, 2015.
5. Таможняя Е.А. География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс. Атлас. М.: Вентана-Граф, 2016.
6. Приваловский А.Н. География. 9 кл.: атлас. М.: ДРОФА, 2015.

Для затравки я решил посмотреть, как отражают на картах промышленность Крыма, два года назад вошедшего в состав России. Ожидал любого, но только не такого разброда и шатания. Коротко это можно охарактеризовать фразой «кто в лес, кто по дрова».

Небольшое отступление для незнакомых с языком школьных географических атласов - пояснение по цветам:
• фиолетовый - химическая промышленность
• жёлтый - пищевая
• жёлтый с точками - рыбная
• голубой (синий) - лёгкая
• красный - машиностроение
• бурый (бледно-коричневый) - промышленность строительных материалов
Цветопередача порой хромает, но оригиналы атласов у меня перед глазами, так что с некоторыми цветами вам придётся поверить мне на слова.

Итак, я начну с тех, кто справился с задачей лучше всего, и закончу теми, кого можно похвалить разве что за фантазию.

Приваловский А.Н. География. 9 кл.: атлас. М.: ДРОФА, 2015. - С. 36.


Самая точная из всех карт, однако, не лишённая недостатков. Выделять Евпаторию не было необходимости - объёмы промышленного производства там примерно те же, что и в Ялте, Джанкое и Феодосии, однако они на карту не попали. В Керчи помимо машиностроения и рыбной промышленности нужно было отметить и чёрную металлургию (сильно упавшая после распада СССР она там, всё-таки, сохранилась и является одной из отраслей специализации). О Бахчисарае будет подробно сказано в самом конце.

Дронов В.П., Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. Атлас. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 классы. М.: Просвещение, 2016. - С. 51.


Ужасный во всех прочих отношениях, этот атлас может похвастаться второй по точности картой крымской промышленности. Правда, уже здесь вылезают странные косяки. В Красноперекопске и Армянске отмечена нефте- и газоперерабатка, которых там отродясь не было. В Армянске производят диоксид титана (и другую продукцию химпрома), в Красноперекопске - кальцинированную соду. И в том, и в другом случае ни нефть, ни газ сырьём не являются. Нефте- и газоперерабатка отмечена и в Симферополе. Я бы ещё понял нефте- и газодобычу - в конце концов, «Черноморнефтегаз» зарегистрирован именно в Симферополе, но переработкой он не занимается. Зачем-то отмечена Алушта (совсем небольшой по объёмам производства город), и можно было бы обойтись без показа лёгкой промышленности в Керчи и Симферополе.

Отдельно отмечу вырвиглазные цвета сельскохозяйственной специализации, на фоне которых Армянск и Красноперекопск практически теряются (это здесь карту можно разглядеть как следует, а в реальности она размером 6 на 4 см).

Атлас с комплектом контурных карт. География России. 8-9 класс. Новосибирск: Новосибирская картографическая фирма, 2015. - С. 41.


Армянск исчезает с карт, и больше мы его не увидим. На фоне этого особенно забавно, что отмечены Саки - промпункт ещё более крошечный, чем Алушта. Последнее явление Красноперекопска - почему-то, с пищевой промышленностью, а не химпромом. Со специализацией других городов всё ещё туда-сюда (закроем глаза на лёгкую промышленность), но вот размер кружков вызывает вопрос. Складывается впечатление, что Евпатория и Ялта не уступают Симферополю и Севастополю. В реальности они меньше как по населению (раза в 3), так и по объёмам обрабатывающей промышленности (раз в 5). Впрочем, это вечная беда наших карт. Если раньше размер кружка на экономической карте был привязан к объёму промпроизводства, то теперь, практически всегда, - к численности населения.

Таможняя Е.А. География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс. Атлас. М.: Вентана-Граф, 2016. - С. 45.


Отсюда начинаются фантазии и приветы из прошлого.

Саки - химическая промышленность. Вики: «В городе находился один из крупнейших в Крыму химических заводов, специализирующийся на выпуске перманганата калия, бромистого метила, персоли и поваренной соли. Завод был остановлен в 2002 году из-за проблем с утилизацией отходов». На развалины можно полюбоваться тут или тут.

Джанкой - машиностроение. Джанкойский машиностроительный завод: «В советские времена это предприятие ежегодно выпускало до 50 тысяч тракторных прицепов, но в украинских реалиях этот показатель постепенно снизился до нуля. Хорошо, что хоть производственные корпуса сохранились…». В общем, пациент скорее мёртв, чем жив, и уж в показе на карте точно не нуждается.

И снова размеры кружков: Севастополь и Керчь у нас почему-то меньше Феодосии... Ладно, идём дальше.

Евтеев О.А., Киселёва Н.М., Смирнова Н.Б., Январева Л.Ф. География России. Природа и человек. Население и хозяйство. Атлас с комплектом контурных карт. 8-9 классы. Омск: Омская картографическая фабрика, 2016. - С. 53.


Неплохой, в принципе, атлас, но вот на промышленности Крыма, почему-то, вышел затык. Тут метод показа другой - цвет показывает не одну отрасль, а специализацию промпункта. Расшифровка следующая:
Евпатория, Севастополь, Симферополь: машиностроение, пищевая
Джанкой: химическая, машиностроение, пищевая
Керчь: машиностроение, химическая, пищевая

Во-первых, про джанкойское машиностроение всё уже сказано выше. Во-вторых, что за внезапный химпром в Керчи? Если там и есть какое-нибудь крошечное предприятие, то на специализацию города это вообще никак не влияет. В-третьих, да, в Евпатории есть авиаремонтный завод, т.е., машиностроение можно отметить. Но он, скорее, заводик, и раз уж отмечаем Евпаторию, то надо и Ялту, и Феодосию!

Ну, и Армянск с Красноперекопском традиционно позабыты. На секундочку, Красноперекопск по объёму продукции обрабатывающей промышленности в 2015 г. опередил и Севастополь, и Симферополь.

Алексеев А.И., Гаврилов О.В., Раковская Э.М. Атлас. География России. 8-9 классы. М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. - С. 73.


Мой персональный любимец. Халтура такой страшной силы, что даже завидно. Какое там машиностроение? Какой химпром? Забудьте! Зато лёгкую промышленность мы отметим и в Севастополе, и в Симферополе, и в Керчи! Если что, в Республике Крым доля лёгкой промышленности в обрабатывающих производствах - что-то около 0,2%, в Севастополе - не сильно выше. Армянск с Красноперекопском? Плевать на них, зато такой гигантский и важнейший промцентр как Старый Крым мы обязательно нарисуем!

А теперь серьёзно: что же нужно было отобразить на карте?
Я довольно долго возился с крымской статистикой, так что могу порекомендовать отмечать следующее:

Крупные пункты (6-8 млрд. руб. в обрабатывающей промышленности):
• Красноперекопск - химическая промышленность
• Симферополь - машиностроение, пищевая
• Севастополь - машиностроение (судостроение), пищевая

Средние пункты (3-4 млрд. руб. в обрабатывающей промышленности):
• Армянск - химическая промышленность
• Керчь - машиностроение (судостроение), чёрная металлургия, пищевая (рыбная)

Ещё не так давно Феодосия и Керчь были примерно на одном уровне, но в Феодосии объёмы производства значительно снизились. Если феодосийское судостроение и судоремонт загрузят заказами, то город снова появится на картах. Ещё один момент: Бахчисарайский район выделяется по объёмам производства за счёт промышленности строительных материалов и пищепрома, обгоняя и Керчь, и Армянск. К сожалению, отделить Бахчисарай от других населённых пунктов статистически практически невозможно. Поэтому можно обозначать его на карте (как сделали в атласе «Дрофы»), а можно и обойтись без этого - в специализации Крыма бахчисарайская промышленность особой роли не играет.

Да, такая работа заняла у меня какое-то время, но её можно и нужно делать, особенно если людям платят за это деньги! Всё это тем более печально, если учесть, что и в самом Крыму, и на Украине издавались содержательные и точные атласы. Можно было воспользоваться ими: да, они слегка устарели, но даже в устаревшем виде они гораздо ближе к истине, чем творения отдельных представителей нашей школьной картографии.

Вот, к примеру, карта из украинского школьного атласа для 9 класса, изданного в 2010 году:
Атлас. Економiчна и соцiальна географiя Украiни. 9 клас. К: ДНВП «Картографiя», 2010. - С. 14-15.



Такая детализация, конечно, не является необходимой, но взяв эту карту за основу, вы получили бы нормальную карту промышленности Крыма, и выдумывать ничего бы не пришлось.

К сожалению, последний комплексный атлас Крыма вышел больше 10 лет назад - в 2003 году. Разговоры о подготовке нового начались ещё год назад, и крымские географы (при поддержке географов из других регионов страны, разумеется) более чем способны справиться с такой задачей. Так что будем верить в лучшее и пытаться работать с теми картами и атласами, что есть.

Х - значит халтура, Крым, география

Previous post Next post
Up