Про топонимику в Петербурге: на колу мочало, начинай сначала

Jun 17, 2014 21:00




Л. Пантелеев в одной из своих статей, опубликованных в 60-е, сетовал, что «возвращённые имена» (реабилитированные Блюхер, Тухачевский и др.) собираются давать улицам в центре города, и коль скоро в Ленинграде ведётся активное жилищное строительство, так давайте новым улицам и дадим эти имена?

Комиссия Ленгорисполкома по наименованию улиц была, очевидно, поумнее некоторых современных деятелей, поэтому так и поступила (не утверждаю, что с подачи Пантелеева). Эту прекрасную практику стоило бы продолжить и в наше время. Тогда, возможно, Большая Коммунистическая (быв. Большая Алексеевская) не стала бы улицей Солженицына, а ей стала бы какая-нибудь другая улица, благо недостатка в новых улицах Москва, кажется, не испытывает.

Всё это я веду к тому, что страстная тяга к переименовательству у товарищей типа фонда «Возвращение» выглядит так же, как у большевиков в 20-е, только с обратным знаком. Большевики строили новый мир, фонд «Возвращение» пытается вернуться в Россию-которую-мы-потеряли.

Вот, скажем, «свежие» идейки вышеупомянутого фонда:

На взгляд фонда «Возвращение», «перенести» в южные районы можно следующие имена:
- Римский-Корсаков (для возвращения названия Екатерингофскому проспекту);
- Рубинштейн (для возвращения названия Троицкой улице);
- Достоевский (для возвращения названия Ямской улице);
- Мичурин (для возвращения названия Малой Дворянской улице);
- Грибоедов (для возвращения названия Екатерининскому каналу);
- Тургенев (для возвращения названия Покровской площади);
- Белинский (для возвращения названий Симеоновскому мосту и Симеоновской улице);
- Макаров (для возвращения названия Тучковой набережной);
- Чайкина (для возвращения названия Гулярной улице);
- Гривцов (для возвращения названия Демидову переулку);
- Заслонов (для возвращения названия Глазовской улице);
- Гоголь (сейчас улица снова называется Малой Морской);
- Салтыков-Щедрин (сейчас улица снова называется Кирочной);
- Мусоргский (сейчас проспект снова называется Средним проспектом В. О.).


(«Южные районы» - это город-спутник Южный под Пушкиным, который ещё даже не начали строить).

Тут прекрасно всё. Самое любимое - засунуть улицу Достоевского в Южный. Если что, улице дали это имя не проклятые комиссары-жидочекисты, а вполне себе деятели Российской империи ещё в 1915-м году. Так, на секундочку, на этой улице расположен музей-квартира Достоевского, так что название это вовсе не случайно.

Надо ещё отметить, что название существует уже почти 100 (прописью: сто) лет. Оно достаточно устоялось, чтобы его не менять. Лев Успенский в своё время считал, что коль скоро название просуществовало лет 60-70, трогать его не стоит.

"Я так уверен в острой необходимости "беречь старые названия", что мне представляется, что не стоит даже возвращать новым названиям их старое звучаение: это - тоже переименование, и оно развращает администраторов... Участвуя в работе Комиссии Ленгорисполкома по наименованию улиц, я вот уже много лет отстаиваю принцип: переименовывать в любом направлении только в самом необходимых и неотвратимых случаях".
(Вот про «развращает администраторов» - это очень точно и созвучно нынешним временам).

Чем плох Макаров? Тучков и так увековечен в названии моста. Та же история с Екатерингофским проспектом - у нас есть река Екатерингофка, набережная этой реки, Екатерингофский остров, парк Екатерингоф и муниципальный округ Екатерингофский. Может быть, хватит? Римский-Корсаков, как мне кажется, не заслуживает ссылки на юг.

Что ещё интересно, очень часто при возвращении «исторических названий» возвращают (или стремятся возвратить) не те, которые были первоначально, а те, которые были до появления современного названия.

Покровская площадь стала Покровской только в 1822-м, до того больше 80 лет (с 1739-го) была Успенской.
Мичуринская до Малой Дворянской была ещё и Гагаринской.
Гулярная была 1-й Введенской.
Переулок Гривцова вообще как только ни назывался.

Подобную глупость уже совершили в 1993-м, когда Малой Морской вернули её «историческое имя». Почему название «улица Гоголя», данное в 1902-м, не историческое - Бог весть.

А вот мост Лейтенанта Шмидта стал Благовещенским, хотя так он назывался всего 5 лет, гораздо дольше он был Николаевским.

В общем, политика переименований последние 20 лет велась по принципу «тут переименовываем, тут не переименовываем, тут рыбу заворачиваем». Логикой и комплексностью даже не пахло, поэтому Казанская (в 1923-1998 гг. - Плеханова) соседствует с переулком Сергея Тюленина (до 1952 г. - Зимин переулок), а Михайловская улица (до 1991 г. - Бродского) упирается в площадь Искусств (быв. Лассаля, быв. Михайловскую).

Поймите меня правильно: я не большой фанат однотипных Ленинских, Коммунистических, Советских и т.д. Совсем мне не нравятся названия вида «улица 45-й стрелковой дивизии» - это насилие над русским языком. Некоторые персонажи, в честь которых названы улицы, тоже вызывают вопросы.

Но дореволюционные названия зачастую звучат для кого-то свежо и прекрасно просто потому, что мы от них отвыкли. До революции же они были такими же обрыдлыми и типовыми. В каждом мало-мальски крупном городе была Дворянская (их могло быть две, тогда одна называлась Большой Дворянской, а вторая - Малой), Мещанская, Купеческая, Ямская и т.д. Чем это априори лучше Ленинской, Советской и Карла Маркса? Тем, что было до того? Ну, знаете, это довольно слабый аргумент.

Резюмируя:
- давать новые имена улицам следует с большой осторожностью, с ещё большей осторожностью улицы стоит переименовывать
- если название просуществовало несколько десятилетий, лучше его не трогать
- если всё-таки очень хочется, стоит спросить жителей этой улицы в любом возможном формате: поквартирный опрос, референдум, общественные слушания - продолжите сами
- и, наконец, есть прекрасный способ помнить историю и при этом не вызывать неудобств и бурных бессмысленных дискуссий, успешно применяемый во множестве российских городов - вешать на центральных улицах таблички с указанием старых названий, сохраняя, при этом, уже существующие названия (см. картинку в самом начале поста, она родом из Воронежа)

Санкт-Петербург, топонимика

Previous post Next post
Up