Есть игры, которые пусть и вышли много лет назад, но выдержав испытание временем не превратились в какое-нибудь старьё. Они стали классикой. Одна из таких игр - Max Payne.
Этот культовый шутер от третьего лица входит в тройку моих самых любимых игр - тех, которые я готов переигрывать в любой момент. Тем более слаще тот факт, что пару месяцев назад Rockstar Games перевыпустила эту игру на Android в честь её десятилетия. Но сейчас я хочу поговорить не о мобильной версии, а об оригинальной, та что вышла 10 лет назад на ПК.
Max Payne вышел в 2001 году и буквально вдохнул новую жизнь в жанр шутеров. Для России это было пока ещё то время когда игры выходили неожиданно, без всяких объявлений. Они просто появлялись на прилавках и всё. Это на западе Max Payne считался долгостроем, который игроки ждали с нетерпением целых четыре года, а у нас в стране почти не было игровой прессы, поэтому такие проекты как Mafia или GTA3 появлялись как гром среди ясного неба и просто взрывали мозг. Max Payne взрывал мозг во-вторую очередь своей атмосферностью. Сюжет в игре достаточно клешированный для голливудских фильмов - про копа, которого подставили бандиты и чью семью они же и убили. Но игра буквально пропитана всей этой атмосферой безысходности и отчаяния настолько сильно, что ты сам начинаешь чувствовать это страшное желание мести. Нуар, за который миллионы геймеров полюбили Максимальную Боль, был скорее вынужденный - игру разрабатывала до этого никому не известная финская студия Remedy совместно с переживающей не лучшие свои времена легендарной 3D Realms, поэтому финансирование проекта было достаточно скромным. Не было денег даже на актёров и кинематографичные заставки - поэтому в игре и появились красивые стилистические заставки в виде комиксов (ведь так куда дешевле), без которых Max Payne не был бы собой. В роли персонажей этих комиксов снимались сами разработчики игры, потому что проффесиональных актёров нанять так же не было возможности. А роль самого Пэйна исполнил гейм-сценарист Сэм Лэйк, поэтому Макс хоть и расправляется с врагами в духе Брюса Уиллиса, но имеет всё же немного дрищеватую внешность. =) Эти талантливые парни так удачно смогли "украсить" тёмные уровни наркоманами, шлюхами и бомжами, а Нью-Йорк - метелью, борделями, и какой-то враждебностью, что от прогулки по ним муражки по коже. Да, Нью-Йорку здесь называют Нью-Йорком, а не выдумывают для него названий типа Либерти или Лост-Хэвэн, ведь Max Payne - коридорный шутер и мир закрыт, так что выйти за пределы тёмных районов какие есть в любом городе всё равно не удастся. Внутри борделей иногда встречаются телеприёмники с телесериалом "Адрес Неизвестен", который тоже изрядно нагнетает атмосферу, можно провести паралель между ним и кошмарами Макса, в которых он винит себя за смерть своей семьи.
В первую же очередь Макс Пэйн потрясал своим геймплэем. Идея замедления времени и стрельбы с двух рук в прыжке казалась бы лежала на поверхности и слишком часто использовалась в кино (особенно в фильмах Джона Ву), но среди игр Max Payne был первопроходцем. Max Payne вышел во время тех шутеров, когда главный герой мог таскать с собой всё найденное оружие, но кроме этого Макс Пэйн мог брать в свои руки не одну, а целых две Беретты или же даже два пистолета-пулемёта вместо одного, и тогда его смертоносность увеличивается, но так же и увеличивается расход патронов в пустую. Хотя понять что противник умер очень легко - в этот момент он издаст специфическое "Ааа!!" Уклонение от пуль и стрельба в прыжке можно производить и в замедлении времени при помощи технологии Bullet Time. Замедлять время можно и во время выхода из укрытия, но важно помнить что замедление не бесконечно и очень быстро прекращается. Интересный момент происходит когда убиваешь последнего врага в группе - время замедляется, а Макс в этот момент может продолжить стрелять если не отпустить кнопку выстрела, и тогда свинцовый дождь будет поливать убиенного. Замедление времени в Max Payne было и остаётся пожалуй лучшим среди всех видеоигр, из наиболее удачных я могу вспомнить лишь первый F.E.A.R.. А прыжки в духе фильмов Джона Ву позже использовали в игре Stranglehold (выпущенной как раз с подачи самого Джона Ву). Интересно что в своё время Max Payne испытывал жёсткую конкуренцию со стороны игры The Matrix, но время расставило всё по своим местам - где сейчас эта "Матрица"?
Игра ещё использовала систему быстрых сохранений, можно было засейвиться в абсолютно любой момент, а не во время прохождения чекпоинтов как сейчас, и это делало прохождение несколько более лёгким - я чуть ли не после каждого убитого врага сохранялся. Но несмотря на это первый Max Payne был достаточно сложной игрой. Даже на самом первом открытом уровне сложности "Беглец" (остальные тупо пока закрыты) игра гораздо сложней чем многие современные - здесь есть боссы, напичканные наркотой и потому выдерживающие целую обойму в голову. Сам Макс, кстати, тоже упарывается, здесь ещё нет регенерации здоровья, поэтому для поправки герой использует обезбаливающие, что очень хорошо вписывается в атмосферу - упоротый бывший коп, у которого есть ствол и проблемы, которые надо решить. Когда я проходил впервые - застрял уже на первой трети игр, когда у меня отняли всё огнестрельное оружие и дали биту. Да, в игре есть разнообразие: когда бесконечные перестрелки начинают надоедать - вас бросают на уровне с кучей вооружённых противников с одной лишь бейсбольной битой в руках; когда перестрелки начинают поднадоедать второй раз - вам дают побродить по ночным кошмарам Макса. А какое же облегчение я испытал когда прошёл последний уровень, где мне нужно было расчистить целый небоскрёб!! И убить старуху... Игру можно любить только за то, что в конце вам надо будет убить старуху! =)