Sep 26, 2020 00:18
Отвлекшись от сопоставления иранского Керсаспы (Гершаспа) с Кришной , следует обратить внимание , что в индийской мифологии есть персонаж (а ,точнее, персонажи ) , которые носят имя Кришашва , которое в лингвистическом плане является более точным соответсвием авест. Керсаспа. Более того , персонаж , носящий это имя , появляется в эпизоде , имеющем явные параллели в иранском эпосе.
Согласно "Рамаяне", мудрец Вишвамитра передает Раме знание божественного оружия. Это оружие представляет из себя ничто иное , как сыновей Кришашвы (названного одним из праджапати ) , рожденных его женами Джаей и Супрабхой на погибель асурам. Джая и Супрабха были дочерями Дакши , также одного из праджапати. Каждая из них родила Кришашве по 50 сыновей-оружий , детьми Супрабхи было грозное оружие (видимо, стрелы ) Самхара. Впоследствии Кришашва передал это оружие Вишвамитре ( именовавшимся также Вишваратхой и Каушикой ) .
" Оружие это непобедимое было передано прежде Кришашвой Каушике , когда он расставался с царством.
У того праджапати Кришашвы было множество сыновей.
У этого блистательного , великосильного героя Джая и Супрабха , дочери Дакши женами были .
От них произошло по пятьдесят сыновей непобедимых"
( Васиштха-Рамаяна , раздел 1 , глава 9 )
Это оружие Вишвамитра передает Раме перед его первой битвой с ракшасами.
Как отметил и П.А. Гринцер , переводчик "Рамаяны" ( к сожалению , так и не завершивший свою работу ) , соответствие данному эпизоду находим в "Шахнаме" , где Ростам наследует богатырскую палицу своего деда Сама (по сути тождественного Гершаспу-Керсаспе ). При этом в зороастрийских источниках указывается , что Гершасп , как и Геракл , сам изготовил себе палицу , что можно сопоставить с тем , что божественное оружие оказывается детьми Кришашвы. Заметим также , что среди прочего оружия ( имеющего вид стрел , мечей и др. ) Вишвамитра передает Раме и палицу (Кау)Модаки - имя Каумодаки носит и палица Кришны. В устных систанских сказаниях Рустам владеет щитом Гершаспа и мечом Сама "весом в сто манов".
Данное соответсвие замечательно еще и тем , что , кроме достаточно очевидной (включая идентичность имен ) связи Кришашвы с Керсаспой , указывает на менее очевидную связь Рамы с Ростамом. К слову , уже давно склонен связывать этих двух героев , и выше приведенное дополнительное соответствие лишь укрепляет мои догадки.
Индоиранская мифология,
Эпос,
Индоевропейская мифология