Если Данкрат действительно связан с Танкредом, то это лишь подтверждает вероятность приурочивания династии (пусть даже оставшейся бургундской) к другому родоначальнику (как выходцу из той же далёкой Франции?). А Гудмунд в саге тоже является просто родоначальником, отцом Хофунда, женившегося на Хервёр. С остальными-то поколениями удалось ли показать комплексное сходство с линией англов и свэвов от Оффы-Олава, сына Вермунда, и линией Инглингов-свеев от Ауна-Ани, сына Ёрунда-Ёрмунфроди, до Эйрика II с Ёрундом? По поводу Альрека не стал бы абсолютизировать синхронность названных во вступлении к Песни о Хлёде правителей, тем более окружающих, как и в подобных перечнях например в «Видсиде». В качестве аналогии можно привести ещё упоминание уже умершего Ольгерда вместо его сына Ягайло в «Сказании о Мамаевом побоище» или уже умершего Алариха вместо его сына или зятя Теодорида, в рассказе о Каталаунской битве у Иоанна Малалы. К тому же разные прозвания со временем могли разойтись (ср. ещё Алевих (Альв?) и Хлиде в «Видсиде», хотя допускаю, что тут (и с Альреком?) могла быть и путаница родных и двоюродных братьев. Так Ангантюр III и Хлёд называются сыновьями Хейдрека I (он же Дан, отец Лодера, при этом названный сыном Хумбло, а не зятем как Хейдрек) и племянниками Ангантюра II, но Ингви и Альв называются не сыновьями, а племянниками Эйрика I и сыновьями Альрека (которого сопоставляю с Ангулом).
Вместе с тем как раз не вижу особой «данности» в тождестве Хуглейка (относимого по обычному счёту к середине 5 века) с Хигелаком (погибшим в первой четверти 6 века), кроме имён (ну и гибели на берегу). Дополнительно утвердился в этом только именно в сочетании с сопоставлением Хейдрека II Волчья Шкура, сына Ангантюра Готского, и Эйрика II, сына Ингви и двоюродного брата Хуглейка, с Беовульфом, сыном Эггтеова и родственником Хигелака Геатского, в свою очередь бывшего племянником Свертинга (ср. соратник Ёрунда Шведского по Саге о Скьёльдунгах). Изначально тлок (> Флокк?) вероятно был связан именно с медведем (что сохранилось в прусском, хотя может наоборот там это из эпитета «мохнатый»), может эта связь проявилась и в замене его по моим построениям на Беовульфа Датского, что в свою очередь могло повлечь наложение на его тёзку определённого мифологического комплекса (сказочного Медведки). Но шире этот корень мог означать просто шкуру (как в славянском, иначе «волчья медвежья (шкура)» звучит странно), и в этом значении стать прозвищем Хейдрека II уже без отнесения с медвежьим комплексом в другой локальной традиции и переведённым там с волчьим дополнением, впрочем звучащим ещё и у самого Беовульфа.
И у Онгентеова и у Данилы похищают жену, из-за чего тот и другой в конце концов гибнут, а сильное различие в деталях (вплоть до отсутствия гибели) наблюдается в самих былинах. Такое же сильное расхождение в деталях, но не ключевых обстоятельствах, наблюдается в расхождении немецкого и скандинавского варианта гибели бургундов, да и самого Зигфрида-Сигурда например. Расхождение же с тем, что отец Михайла (Ивана) Даниловича оказывается не погибшим, а ушедшим в монастырь, объясняю слиянием в образе Данилы Игнатьевича двух братьев Дана (=Хейдрек I / Эдгейр-Огиер ле Даноис) и Ангула-Онгентеова. Отмечу, что в нижегородском варианте, где у Данилы Ловчанина оказывается брат Никита (тоже близко к Онгентеову) его отчество не Игнатьевич, а Денисович. И ещё подчеркну связь гибели Данилы с охотой на вепря с острова Буян (ср. по свидетельству Титмара Мерзебургского (6, 17 / 24) у лютичей было поверье о вепре, выходящем из моря и знаменующем долгую междоусобицу), причём в кулойских вариантах с Данилой Пермякиным тот зовётся Вор-кабанищем, ср. Эовор (кабан), убивший Онгентеова. При этом сына Данилы сближаю с Ермаком-Ортнитом, племянником Ильи-Ильяса, из-за того, что в поэме об Ожье Датском (Огиер ле Даноис), соратнике Эрно (Хернаут) Русского, который сражался до последнего, по сути повторены все варианты ссоры Ильи с князем (включая отдельные с Василием Игнатьевичем), за которой в пудожских вариантах следует вражеское нашествие. А кроме того полагаю, что с тем же Ожье-Эдгейром (Конрад Поп в 12 веке называл Oigir von Denemarke одним из великанов (?) Вате - des Waten chunnes) смешивался Осантрикс-Озерих, тоже дядя (или отец) Хертнита, как и Ильяс.
По поводу Альрека не стал бы абсолютизировать синхронность названных во вступлении к Песни о Хлёде правителей, тем более окружающих, как и в подобных перечнях например в «Видсиде». В качестве аналогии можно привести ещё упоминание уже умершего Ольгерда вместо его сына Ягайло в «Сказании о Мамаевом побоище» или уже умершего Алариха вместо его сына или зятя Теодорида, в рассказе о Каталаунской битве у Иоанна Малалы.
К тому же разные прозвания со временем могли разойтись (ср. ещё Алевих (Альв?) и Хлиде в «Видсиде», хотя допускаю, что тут (и с Альреком?) могла быть и путаница родных и двоюродных братьев. Так Ангантюр III и Хлёд называются сыновьями Хейдрека I (он же Дан, отец Лодера, при этом названный сыном Хумбло, а не зятем как Хейдрек) и племянниками Ангантюра II, но Ингви и Альв называются не сыновьями, а племянниками Эйрика I и сыновьями Альрека (которого сопоставляю с Ангулом).
Вместе с тем как раз не вижу особой «данности» в тождестве Хуглейка (относимого по обычному счёту к середине 5 века) с Хигелаком (погибшим в первой четверти 6 века), кроме имён (ну и гибели на берегу). Дополнительно утвердился в этом только именно в сочетании с сопоставлением Хейдрека II Волчья Шкура, сына Ангантюра Готского, и Эйрика II, сына Ингви и двоюродного брата Хуглейка, с Беовульфом, сыном Эггтеова и родственником Хигелака Геатского, в свою очередь бывшего племянником Свертинга (ср. соратник Ёрунда Шведского по Саге о Скьёльдунгах).
Изначально тлок (> Флокк?) вероятно был связан именно с медведем (что сохранилось в прусском, хотя может наоборот там это из эпитета «мохнатый»), может эта связь проявилась и в замене его по моим построениям на Беовульфа Датского, что в свою очередь могло повлечь наложение на его тёзку определённого мифологического комплекса (сказочного Медведки). Но шире этот корень мог означать просто шкуру (как в славянском, иначе «волчья медвежья (шкура)» звучит странно), и в этом значении стать прозвищем Хейдрека II уже без отнесения с медвежьим комплексом в другой локальной традиции и переведённым там с волчьим дополнением, впрочем звучащим ещё и у самого Беовульфа.
И у Онгентеова и у Данилы похищают жену, из-за чего тот и другой в конце концов гибнут, а сильное различие в деталях (вплоть до отсутствия гибели) наблюдается в самих былинах. Такое же сильное расхождение в деталях, но не ключевых обстоятельствах, наблюдается в расхождении немецкого и скандинавского варианта гибели бургундов, да и самого Зигфрида-Сигурда например.
Расхождение же с тем, что отец Михайла (Ивана) Даниловича оказывается не погибшим, а ушедшим в монастырь, объясняю слиянием в образе Данилы Игнатьевича двух братьев Дана (=Хейдрек I / Эдгейр-Огиер ле Даноис) и Ангула-Онгентеова. Отмечу, что в нижегородском варианте, где у Данилы Ловчанина оказывается брат Никита (тоже близко к Онгентеову) его отчество не Игнатьевич, а Денисович.
И ещё подчеркну связь гибели Данилы с охотой на вепря с острова Буян (ср. по свидетельству Титмара Мерзебургского (6, 17 / 24) у лютичей было поверье о вепре, выходящем из моря и знаменующем долгую междоусобицу), причём в кулойских вариантах с Данилой Пермякиным тот зовётся Вор-кабанищем, ср. Эовор (кабан), убивший Онгентеова.
При этом сына Данилы сближаю с Ермаком-Ортнитом, племянником Ильи-Ильяса, из-за того, что в поэме об Ожье Датском (Огиер ле Даноис), соратнике Эрно (Хернаут) Русского, который сражался до последнего, по сути повторены все варианты ссоры Ильи с князем (включая отдельные с Василием Игнатьевичем), за которой в пудожских вариантах следует вражеское нашествие.
А кроме того полагаю, что с тем же Ожье-Эдгейром (Конрад Поп в 12 веке называл Oigir von Denemarke одним из великанов (?) Вате - des Waten chunnes) смешивался Осантрикс-Озерих, тоже дядя (или отец) Хертнита, как и Ильяс.
Reply
Leave a comment