(Untitled)

Mar 18, 2018 02:26

Небольшой разбор упоминаемых в "Видсиде" племен и родов ( Read more... )

Каталоги, германцы, Германский эпос, древняя скандинавия

Leave a comment

haraldhildetan March 20 2018, 21:27:34 UTC
В "Саге об Инглингах" к роду Ильвингов отнесен морской конунг Хьёрвард , который прибыл в Восточный Гаутланд к Гранмару , конунгу Судрманналанда , женился на его дочери Хильдигунн и боролся вместе с ним против Ингьяльда Коварного. В "Отрывке.." также упоминается его сын Хьёрмунд , который правил в том же Восточном Гаутланде : "Он [ Харальд Боевой Зуб ] поставил конунга Хьёрмунда, сына Херварда Ильвинга, над Восточным Гаутландом, которым владел его отец и конунг Гранмар. "

Кстати , в "Саге о Хёрвер" дочь Хейдрека Волчьей Шкуры , мать Хальвдана Смелого (и бабка Ивара) названа Хильд , тогда как в "Пряди о Форньоте" - Хёрвер (которая вышла за Харальда Старого , потомка Хроара Скьёльдунга) . Первоначальные владения Ивара Широкие Обьятья (и его отца и дяди) судя по "Саге об Инглингам", находились в Скани. Возможно , Хьёрвард прибыл к Гранмару из Скани и являлся родичем Ивара, хотя это прямо не упоминается. Если Ивар - Скьёльдунг (по мужской линии) , то Ильвинги - это , возможно , материнский род Хальвдана Смелого , потомки Ангантюра , некоторые из которых носят "волчьи" прозвища - в частности Хейдрек Волчья Шкура.

P.S. Эолов ( эолийцев ? ) , может , тогда тоже можно отнести к книжному влиянию ?
А Mofdingum и переведены как Офдинги, просто переставлены . По крайней мере , никаких отдельных Ofdingum я не нашел в оригинале.

Reply

aloslum March 21 2018, 16:22:25 UTC
Тоже подумал про эолийцев, но они в этом перечне выглядят совсем "одиноко", другие классические народы судя по всему восходят к латинской географической традиции (ср. Creacum из латинского названия эллинов)

В том то и дело, что никаких намёков на родство Ивара с Хервардом-Хьёрвардом Ильвингом нет ни в "Отрывке", ни в "Саге об Инглингах". Кстати, выражение "которого звали Ильвингом" (er Ylfingr var kallaðr) тоже скорее указывает на личное прозвище (относящееся только к Хьёрварду-Херварду, но не его сыну)
Да и "настоящих" Ильвингов, упоминающихся в Песнях о Хельги Хундингобойце, полагаю скорее не конкретным родом, а прозвищем союзных Амалов, Вёльсунгов и "росомонов" (а именно Хельги (Хамаля), которого сопоставляю с Винитарием и Вольфдитрихом, вскормленным волчицей, а также усыновившего его Сигмунда, который оборачивался в волка, одев шкуру спящих королевичей, которых сопоставляю с братьями-росомонами)
С этим же связываю и некоторое смешивание Амелунгов с Вюльфингами в немецких поэмах, но последних (всё же не превратившихся там в Вольфингов, хотя в Саге о Тидреке они переведены как Ильвинги, а в Младшей песни о Хильдебранде 15 века сравниваются с волками "Wülffin das sein wolffe") связываю с готс. wulþus - "слава, великолепие" и сопоставляю больше с Вёльсунгами ("Избранными"), самого Вёльсунга сопоставляю с Вультульфом.

Привязка Ивара и к Скьёльдунгам и к роду Хейдрека (который в своём трактате о скандинавских династиях сопоставлял с ветвью Инглингов/Брагнингов), как и привязки предков Харальда Прекрасноволосого к тем же легендарным Вёльсунгам, Нифлунгам и прочим, за исключением линии собственно Инглингов, обнаруживают хронологический разрыв минимум в три поколения (около столетия). По моему мнению это продукт поздних построений на переломе от "Вендельской (херульской?) эпохи" к "Эпохе викингов" (точнее после него с конца 8 - начала 9 веков), кульминацией которого стала "битва народов" при Бравалле (около 775 года, если отождествлять Сигурда Ринга с Сигифридом во франкских анналах).
Причём это по видимому представлялось (подавалось) как восстановление старинных порядков (и династий) после неизвестно откуда взявшихся "выскочек", таких как Ивар и отец Харальда Боезуба Хрёрек, явно искусственно (с пропуском трёх поколений) соединённых с древними родами, к каковым отношу не только их "прадедов" (соответственно Вальдар и Хейдрек Волчья Шкура, а также Хрёрек Собиратель Колец), но и "дедов" и даже "отцов", которым можно найти параллели в древних родословных (до середины - конца 6 века, сохранившихся в херульском эпосе). И которых заодно с Радбардом (родословной конунгов Гардарики как чужаков скандинавы традиционно вообще не заморачивались) связываю с пришельцами из аварского Подунавья (в 7 веке). Не помню, говорил ли с Вами об этой своей гипотезе))

Reply

haraldhildetan March 21 2018, 17:58:26 UTC
Все же скорее Ильвинг - это не личное прозвище Хьёрварда (Херварда) , а его род , ну или название какой-то группы , членом которой он являлся. В частности Хильдигунн, дочь Гранмара пьёт за Ильвингов во множественном числе ( хотя там почему-то рядом и Хрольв Краки упоминается ) : " Она взяла серебряный кубок, наполнила его, подошла к Хьёрварду конунгу и сказала:
- За здоровье всех Ильвингов и в память Хрольва Жердинки! " .
Намек на родство Хьёрварда (прибывшего в Восточный Гаутланд непонятно откуда) с Иваром (а точнее с Хальвданом Смелым-Ильвингом) можно усмотреть в том , что ,как кажется , после коварного убийства Хьёрварда (и Гранмара) Ингьяльд отдает свою дочь Асу замуж за Гудрёда (брата Хальвдана Смелого), конунга в Скани. Возможно , таким образом он хотел примириться с Гудрёдом за убийство его родича . Хотя , конечно , это довольно шаткое предположение.

В "Видсиде" Вульфингами правит Хельм. Ильвинги в скандинавских источниках замечены как морские конунги , имеющие владения в Швеции. Одним из морских конунгов , связанных со Швецией ( пировал вместе с конунгом Уппсалы и был его потенциальным зятем ) был Хьяльмар , товарищ Одда Стрелы. По моему , он вполне может быть этим самым Хельмом. Правда , Ильвингом Хьяльмар нигде не называется. Хельминги , таким образом , возможно , это те же Вульфинги -Ильвинги , их ветвь.

А как собственно Вюльфинги ( Берхтунг Меранский - Херебранд и его братья - Хильдебранд , Нере , Ильзан , Херебранд (2) ; Мергарда ( и её муж Амелунг ? ) - Зигштаб , Вольфхарт , Альпхарт ; Хадубранд (Алебранд) ) сопоставляются с Вёльсунгами ?

Нет , о пришельцах из аварского Подунавья в связи с Радбардом и другими вроде бы не говорили )

Reply

aloslum March 21 2018, 20:21:54 UTC
А с другой стороны этот тост как раз можно рассматривать с точки зрения того, что прозвище (характеристика) "Волчонок" было своего рода нарицательным, отсылающим к другим известным "Потомкам волка". Просто эти Ильвинги как то "размазаны" среди самых разных родов от Вёльсунгов (Хельги со товарищи) до Скьёльдунгов (Хальвдан, отец Ивара)

Непосредственно Вёльсунгов вывожу от Вёльсунга, которого сопоставляю с Вультульфом. Берхтунга, воспитателя Вольфдитриха=Винитария (в "амальской" традиции), сопоставляю с Сигмундом, приёмным отцом Хельги=Винитария (в "вёлсунговской" традиции).
В 427 году (после предполагаемого убийства выросшего сына Сигурда-Сара, опекуном которого считаю Вандалария, отца Валамира) сторонники "гуннских" Вёльсунгов были оттеснены от власти и ушли из Паннонии. Иордан и Марцеллин Комит описывали это как изгнание "гуннов" после почти 50-летнего господства (что сопоставляют с приходом в Паннонию в 380 году готов (!) Алафея и Сафрака, при том что гуннов Ругилы никто никуда не изгонял). Феофан Исповедник к тому же времени относил исход из Паннонии готов, впоследствии связанных с Теодорихом. С ними можно сопоставить и "старого гунна" Хильдебранда, наставника Дитриха. Но его (а может и того же Берхтунга) связываю не с собственно царствующими Вёльсунгами (чей род пресёкся с сыном Сигурда), а с их сторонниками, может быть родственниками.

Если интересно, могу скопировать свои последние разъяснения К. Анисимову по поводу Радбарда и "Северной конфедерации" до и после Бравалльской битвы, предупреждать Вас насчёт моих гипотез считаю излишним))

Reply

haraldhildetan March 21 2018, 21:18:55 UTC
Берхтунг - Сигмунд ? Сигмунд он в немецких поэмах и есть Сигмунд , впрочем , Вы возразите , что это просто разные эпические племенные традиции , которые потом объеденились в средневерхненмецкой )
Если даже оставить Берхтунга (герцога Мерана ) , то остальные члены собственно Вюльфингов , а именно потомки Берхтунга ничего общего с Вёльсунгами , как таковыми не имеют, в любом случае напрямую к ним не относятся. Это если говорить об "истинных" Вюльфингах в узком смысле.
P.S. Скопируйте , если не трудно , читать Ваши исследования все же небезынтересно )

Reply

aloslum March 22 2018, 20:10:49 UTC
Вёльсунгов как таковых кроме прославленного Зигфрида в немецкой традиции вообще нет. Зигмунд - это вовсе не Сигмунд, сын великого Вёльсунга, одолевший коварного Сиггейра и погибший в битве, оставив младенца-наследника. В немецкой версии это просто функция от Зигфрида Зигмундовича, обладавшего правом на власть, но не правившего, а совершавшего подвиги вдали от родины, так появился Зигмунд, правящий на этой самой далёкой родине героя, оказавшись живым, но по сути не действующим лицом, один раз он правда обращается к вдове сына (но так ничего и не сделав), но это просто отражение ухода вдовы Сигурда в палаты Хальва «в датской земле» (то есть Альфа Датского, отчима Сигурда).
Немцы восприняли песни о гибели героя и грандиозной расплате за неё, но не об истории его рода. Хотя отдельные представители тех могли отразиться (присутствовать) в родовой истории Амалов, перенятой в немецкой традиции. Так Вальгунт, тесть Хугдитриха, отца Вольфдитриха, вероятно соответствует Вёльсунгу, а тот же Сиггейр, зять Вёльсунга, возможно всё-таки отразился в образе Зигехера, отца (предшественника) Ортнита и Зиглинды. Действительно, специально подчёркивал разные родовые традиции, хотя и переплетающиеся, но повествующие об одних и тех же событиях и героях с различных точек зрения: в истории Вёльсунгов, сохранившейся у скандинавов, упоминается названный сын Сигмунда Хельги, прозывавшийся Хамалем (ср. Амал), Ильвингом (ср. Вольфдитрих и Волх) и Хундингобойцей (ср. Винитарий «Разоритель венетов»), а в истории Амелунгов, упоминается опекун Хугдитриха и Вольфдитриха Берхтунг («Потомок Перхты» или «Блистательнородный»).
А потомков этого Берхтунга сопоставляю не с царственными Вёльсунгами, династия которых пресеклась в 427 году, а с изгнанными после этого их сторонниками (может быть побочными родственникам), впоследствии вновь сблизившимися с готами Теодориха. При этом предполагаемое регентство Вандалария по моему мнению отразилось в образе Амелунга, женатого на Мергарте, внучке Берхтунга, которому по Саге о Тидреке («по рассказам немецких людей»?) Сигурд (к слову, служивший у Бертангского короля) добровольно передал взятого им коня и оружие, но его нецарственный статус довольно скромно запечатлелся и в эпосе, и у Иордана.

ПС: Ну что ж, а мне всё же небезынтересно читать Ваши замечания )
Только просто скопировать из переписки оказалось затруднительно, там это затрагивается в контексте. Попробую в очередной раз написать об этом отдельно.

Reply

haraldhildetan March 23 2018, 20:16:25 UTC
Вёльсунгов нет , а Сигмунд есть , хотя (в верхненемецкой ) по сути только имя и то , что он отец Зигфрида , но тем не менее - есть. Кстати , в "Саге о Тидреке" , которая тоже - немецкая традиция , хотя скорее и нижненмецкая (а большинство поэм - верхненемецкие ) о Сигмунде рассказано не так уж и мало.
А что общего у Вёльсунга с Вальгунтом , кроме созвучного имени ? И разве Вальгунт , король Сальнеке (Салоник , надо полагать ) это отец герцога Берхтунга Меранского ?
Зигехера и его дочь Зиглинду можно сопоставить с Сигаром и его дочерью Сигню . Имя Сигар более менее точно соотвествует немецкому Зигехер.   Причем в Зиглинде , дочери Зигехера и жене Зигмунда , в таком случае , вероятно , смешались Сигню , дочь Сигара (любовница Хагбарда) и Сигню , дочь Вёльсунга ( любовница в обличье ведьмы своего брата Сигмунда > жена Зигмунда > мать Зигфрида ) . Правда , в скандинавской традиции есть и более точное соотвествие имени Зиглинда - Сигрлинн (мать Хельги , сына Хьёрварда).

Вы полагает прозвище Хельги - Хундингсбани калькой с значения (предполагемого ? ) имени Винитария ?

Reply

aloslum March 25 2018, 20:18:09 UTC
Тоже потом вспомнил рассказ о Сигмунде из Саги о Тидреке, но по большому счёту это не противоречит заключению о том, что «амальская» и «вёльсунговская» традиции независимо друг от друга отражают события, происходившие в «готских» (или даже конкретнее «остготских») краях во второй половине 4 века (при предках соответственно Дитриха и Сигурда). Эти отражения можно сопоставить по времени и месту с известными историческими событиями (в частности с политической ситуацией после Эрменриха-Херманариха по Аммиану Марцеллину и по Иордану), но прозвание, характеристики и взаимоотношения участников на фоне конкретной династической истории независимы в разных традициях, в частности отражением Винитария, прадеда Теодориха, полагаю Вольфдитриха https://aloslum.livejournal.com/26923.html и Хельги Хундингобойцу https://aloslum.livejournal.com/21263.html

И кстати, «немецкий» Сигмунд из Саги о Тидреке скорее всего восходит к ещё одной самостоятельной традиции (в любом случае он не связан с Зигмундом Песни о Нибелунгах или Роговом Зигфриде, который просто является производной фигурой от отчества прославленного героя). В указанной выше статье о «Братстве волка» предположил, что «братья» Ансила, Эдиульф, Вультвульф и Херменерих были союзниками, братьями по оружию, а не по крови (исходя из своего вывода о том, что Херманарих, не упоминаемый у Кассиодора, не относился к Амалам). При этом сопоставляю Ансилу с немецким Анциусом, отцом Хугдитриха и дедом Вольфдитриха, а Вультульфа со скандинавским Вёльсунгом (и немецким Вальгунтом, дедом Вольфдитриха по матери). Херманариха же, то есть Эрменриха, которого сменил Витимир, вскоре погибший в битве и оставивший малолетнего Витерика, увезённого опекунами Алафеем и Сафраком, сопоставляю при этом со скандинавским Сиггейром, которого сменил Сигмунд, вскоре погибший в битве и оставивший малолетнего Сигурда, увезённого усыновившим его Альфом (скандинавский Ёрмунрекк искусственно пристёгнутый к дочери Сигурда (как представительнице тех же Вёльсунгов, но при этом с нарушением хронологии) очевидно восходит к иной (возможно «росомонской») традиции). Оставшегося Эди(л)вульфа («Благородного волка») связываю с «росомонами», с которыми сопоставляю спящих под волчьими шкурами королевичей, за которых как бы вписывается Сигмунд, разорявший в их шкуре владения Сиггейра, сопоставленного с Херманарихом, убившим «росомонов» (с тем же Эди(л)ульфом связываю ещё Адельгера, вассала Эрменриха и отца Хейми, ср. Аммий).
Так вот, история Сигмунда в Саге о Тидреке вероятно восходит не к «амальской» и не «вёльсунгской», а возможно к той же «росомонской» (части ругов? торкилингской? ср. конунг Тарлунгалада и «король торкилингов и рогов» про Одоакра у Иордана, выше в Гетике тот назван просто «королём торкилингов», а в Романе он назван «родом из рогов»). При этом в рассказе об Артвине и Херманне, пытавшихся узурпировать власть, можно усмотреть отражение тех же распрей Сигмунда-Витимира с Сиггейром-Херманарихом, а позже с Винитарием, вероятно вынудившего уйти опекунов маленького Витерика-Сигурда, и погибшего в сражении с участием сына Херманариха. Само имя Артвин («Крепкий друг», это про изменника то) может было переделкой прозвища «hari**d vin(d)» «Воевавший виндов», откуда и прозвание Винитарий?

Reply

aloslum March 25 2018, 20:18:37 UTC
При этом тот же Вальгунт, которого сопоставляю с Вёльсунгом-Вультульфом (но всё же не настолько уверено как скажем Сигмунда и Сигурда с Витимиром и Витериком), в амальской традиции согласно вышеизложенным соображениям оказался (как тесть Хугдитриха в «Вольфдитрихе B») не зависимо от Берхтунга, которого сопоставляю даже не столько конкретно с Сигмундом, сколько с этаким обобщённым образом родоначальника династии, издавна связанной с Амалами (он наставник не только Вольфдитриха, но и Хугдитриха в «Вольфдитрихе A»), в то время как цельного представления о Вёльсунгах как династии в амальской традиции нет.
Между прочим, в качестве иллюстрации к такому независимому отражению сторонних персонажей в родовой традиции с одной стороны, а с другой стороны в качестве косвенного подтверждения моих построений приведу ещё следующий пример. В том же «Вольфдитрихе A» братом жены Хугдитриха назван Ботелунг. Но никаким сыном Вальгунта (дочь которого по «Вольфдитриху B» была женой Хугдитриха) он не называется. Может быть имелась в виду другая жена (в «Вольфдитрихе A» её имя и происхождение не указано, а в «Вольфдитрихе C» её имя Дитлинда, а не Хильдебурга, как в «Вольфдитрихе B и D»). С другой стороны Ботелунг, то есть Будли, брат «великого хофдинга», по моим построениям соответствует брату великого «судьи» Атанариха, которого считаю сыном Аориха, сына Ариариха. Последнего сопоставляю с Рери, от которого будто бы через шесть лет после его смерти родился Вёльсунг (по моему мнению ставший через шесть лет преемником Ариариха и символически усыновлённый его вдовой), при этом сын Аориха, родного сына Ариариха, о смерти которых говорится заодно, возможно стал приёмным сыном Вёльсунга-Вальгунта (ставшего «сводным братом» умершего Аориха) и соответственно названным братом его дочери.

Послал по е-мейлу таблицу с этими «готскими» (и заодно с «гуннскими») династиями, с небольшим пояснением, которую некогда сделал для Кости Анисимова. В дополнение к посланным ранее таблицам с «херульскими» династиями это по сути материалы (в том числе для собственных размышлений) к оставшимся третьей и четвёртой части моего опуса.
Ну а Сигара, повесившего Харбарда, как уже говорил, склонен относить вместе с последним ко временам Фроди Смелого (по Саге об Инглингах) и Хрольва Жердинки (по Хронике королей из Лейре), то есть рубежу 5-6 веков, а не концу 4 как Сиггейра-Херманариха и предшественника Ортнита-Харатона.

Reply

haraldhildetan April 23 2018, 12:47:42 UTC
Хотел уточнить , а кто соответствует Исольде , сестре Тидрека (жене Хертегна и матери Хербурта ) в немецких источниках (или , может , каких других ) ? Мать Херборта , как я понимаю , там не упоминается , имени жены Хартунха в "Руодлибе" , надо понимать , тоже нет , может сестра Дитриха где-то там упоминается вдруг ?
То же самое хотел спросить про Больфриану , жену Аки Верного Эмлунгам ?
Тистраму же, сыну Хертегна , как я понимаю , соответствий нет , разве что его имя навеяно популярностью многочисленных обработок сюжета о Тристане и Изольде, также как имя Саломона, воспитателя Атиллы переработками апокрифов и легенд про царя Соломона .

Reply

aloslum April 29 2018, 06:38:13 UTC
В сохранившихся немецких поэмах не упоминаются сёстры Дитриха, по историческим же источникам известна Амалафрида, вышедшая замуж за короля вандалов Трасамунда. Зато в ряде поэм ("Бегство Дитриха", "Равеннская (Воронья) битва", "Смерть Эрменриха", "Розовый сад", "Выезд Экке", "Сигенот", "Виргиналь") упоминается младший его младший брат Дитрих (не путать с одноименным "дядей" Дитриха, "братом" Дитмара и Эрменриха, отца Харлунгов в "Бегстве Дитриха"), которого можно сопоставить с Тиудимундом, младшим братом Теодориха по сообщению Малха (в одном из вариантов "Виргиналь" по венской рукописи 15 века брата Дитриха зовут Dithman).

Про жену Хахе тоже нет ничего. Но рискну предположить, что сыновья Берхтунга - Херебранд, отец Хильдебранда, и Хахе, отец Эккехарта, могли отразится в паре мужей Хильд (Дротт), дочери Будли - Хельги, отце Хильдибранда, и Аки, отце Асмунда (по Саге об Асмунде Убийце Воинов, Хильдибранд там близок к Атли, как и "старый гунн" Хильдебранд). Возможно, неверная Больфриана, закрутившая роман с Ироном, которого за это убил Аки Верный Эмлунгам (или Эрлунгам), а после смерти Аки вышедшая за Видгу, как и Хильд-Дротт олицетворяла власть (князя и/или полководца), а Херебранд/Хельги и Хахе/Аки в одной традиции представлены как её мужья, в другой же как братья.
К слову, сын Хахе (Аки) - Эккехарт, похоже разделился на Аки (Младшего) и Эгарда, хотя именем Эккихард в той же Саге о Тидреке назван один из кузнецов, у которых вырос Сигурд (Эккерих в одном из вариантов "Розового сада", а также в "Роговом Зейфриде").

Reply

haraldhildetan April 29 2018, 10:37:05 UTC
Младшего брата Дитриха зовут Дитхером , а не так же , как старшего (или это опечатка ?). Дитхман в одной руклписи это скорее описка просто , нежели самостоятельный вариант имени младшего брата Дитриха, хотя Дитхман и ближе к Дитмунду (так бы Тиудимунд был по средненемецки ) .

Сказание об Асмунде Убийце Витязей (Kappabani) и Хильдибранде ( Хальдане и Хильдегере у Саксона ) больше похоже на скандинавское по происхождению сказание , просто смешавшееся с отголосками сказания о Хильдибранде-Вюльфинге.

В Саше о Тидреке Харлунги и Эккехарт как бы "поменялись" именами . Аки (младший) и ЭГАРД , племянники Эрминрека , соответсвуют по роли Харлунгам (Имбреке и ФРИТЕЛЕ) , а их воспитатель ФРИТИЛА - ЭККЕХАРТУ .

А Эккериха тогда надо добавим , как соответствие Эккихарду.

Reply

aloslum April 30 2018, 09:42:29 UTC
Да, конечно младшего брата Дитриха в немецких поэмах зовут Дитхер (как и "дядю", "брата" Дитмара и Эрменриха).
Тоже думал насчёт описки, только в другую сторону - из Dit(h)man в Di(e)ther, но вообще использую этот пример для подкрепления предположения о другой замене конечной части имени - прототипом Осантрикса (Озериха < Ге(н)зериха), "старшего брата" Вальдимара, полагаю Генсимунда, опекуна малолетних Амалов (судя по всему - Валамира с братьями).
Ещё примеры - Амелунг / Амелольт (и др.), Хертнит (нем.) / Хертинг-Хартунг, Херборт / Херварт (вар. Hazwart), те же Эккерих / Эккихард (может ещё в "рассказах немецких людей"?) и Хильдибранд / Хильдигер, наконец Зигфрид / Сигурд.
Замену же начальной части видим в вариантах имени сына Хильдебранда - Хадубранд / Алебранд, а также Адельгер / Мадельгер. А в вариантах, в том числе относительно поздних (локальных?), вполне могли сохранятся древние формы имён и сказаний.

Кстати, с учётом возможного изменения имени того же Берхтунга можно сопоставить с Хертнидом Старшим, неизвестным по сохранившимся немецким поэмам (отдельный разговор об Ортните в южнонемецкой традиции), тогда как его внук Хертнид Младший (сын/сыновья Осантрикса или Илиаса) соответствует Хертниту / Хертингу-Хартунгу Русскому, сподвижнику Дитриха. В Ортните вероятно слились образы деда (современника Вольфдитриха) и внука (племянника Ильяса), ощущая это противоречие составитель Саги о Тидреке или его нижненемецкий источник мог обособить того от тех Хертнидов в качестве ещё одного Хертнида Бергарского (заодно сделав современником Тидрека). Образ Ортнита-Хертнита, правителя Гарды, мог отразится в "Песни об Ожье Датчанине" как Эрно (Hernaut, вар. Bernalt) Русский. Кроме того, Л. Прозоров сопоставил с поэмой об Ортните былину о молодом Ермаке, племяннике Владимира или Ильи. Но известен ещё и старый Эрма - это вариант имени Бермяты, убившего Чурилу за связь с его женой (с Чурилой предположительно сопоставляю Курсиха, современника Харатона, с которым в свою очередь сопоставляю Хертнида Старшего).
Таким образом, и в русской и во французской и возможно в немецкой традиции обнаруживаются варианты имени схожих персонажей на (Х)Ер- и Бер-.
Но при этом подчеркну, что усматриваю здесь сближение родов Вёльсунгов (Витимира и Витерика) с одной стороны и Хертнита-Хартунга (Харатона) с другой - с Амалами и в свою очередь друг с другом, а не полную тождественность их, о чём писал ранее в отношении родов Вёльсунгов (Сигмунда, Сигурда и его сына) и Берхтунга.

В немецких поэмах Эккехарт, сын Хахе и внук Берхтунга, является наставником Харлунгов (Фрителе и Имбреке), сыновей Дитхера и племянников Эрменриха и Дитмара, в Саге о Тидреке Аки Младший, сын Аки Старшего и внук Самсона, является приёмным сыном Фритилы, Фритилой назывался и город его отца Аки Старшего (который вэринги называют Фридсэлой). При этом Эрминрек и Тетмар являются братьями самого Аки Старшего и дядями Аки и Эгарда, воспитанников (а не воспитателей) Фритилы.
Таким образом, в Самсоне слились образы Берхтунга, отца Хахе и Херебранда, и Амелунга, отца Дитмара, Дитхера и Эрменриха по "Бегству Дитриха" (не путать с Амелунгом-Амелольтом, мужем Мергарт, дочери Херебранда по "Вольфдитриху", хотя в обоих случаях это по моему мнению просто эпонимы, в том же "Вольфдитрихе" отцом Дитмара и дедом Дитриха является сам Вольфдитрих). Сравни сближение Вюльфингов и Амелунгов в немецких поэмах.
Я это рассматриваю как ещё один пример (вариант) объединения близких (союзничавших и соперничавших) династий "братскими" связями. А путаница воспитателя (Эккехарт) и воспитанников (Аки и Эгард) Фрителе-Фритилы можно объяснить как простым недопониманием, так и давними связями двух династий (ещё отец Аки и Эгарда звался Верным Эмлунгам или Эрлунгам и владел городом Фритилой), отдававших и бравших на воспитание отпрысков друг у друга, при этом в одной традиции могли отразить наставничество одного из родов, а в другой - другого.

Reply


Leave a comment

Up