ИСТОРИЗМ ЭПОСА : VIII. Казахский и ногайский эпос (3)

Aug 13, 2023 04:11

Переходя к пересказу основных поэм и преданий ногайского цикла , следует отметить , что наиболее устойчив сюжет поэмы об "Идиге" , тогда как сюжеты разных вариантов поэм о его потомках могут довольно сильно разнится и в значимой степени противоречат друг другу. Некоторые из них можно считать разными произведениями об одном герое. Наше внимание будет сконцентрировано на наиболее традиционных вариантах , в которых просматривается историческая основа.


• Согласно некоторым вариантам отцом ( в ряде вариантов , сохранивших более раннюю версию - предком в 9 колене) Идиге был святой Баба-Туклас Шашли Азиз* . Однажды , совершая омовение у источника , он увидел трёх лебедей , которые сбросили свои лебединые одежды и стали купаться. Он похищает их одежды , но затем отдает им ее назад по их просьбе , однако младшая лебединая дева соглашается стать его женой с тремя условиями - он не должен смотреть ей на голову во время расчёсывания , подмышку и на обнаженные ноги. По истечении времени Баба-Туклас нарушает запрет , оказывается , что череп у красавицы прозрачный , подмышкой просвечивают лёгкие, с ноги у нее птичьи (или с копытами). Жена покидает мужа , но сообщает ему , что она беременна от него , через определенный срок она оставит младенца в условленном месте (в стране Мыср - т.е. в Египте , на берегу Нила и др.вар.). Через указанный срок Баба-Туклас находит младенца и воспитывакт его как своего сына. Согласно крымским записям , на лебединой деве был женат Кутлу-кыя и эпизод этот произошел уже после изгнания его Тохтамышем.
По не менее распространенной версии отцом Идиге был Кутлу-кыя , сокольничий хана Тохтамыша. Ему было доверено охранять соколов чудесной породы , которыми Тохтамыш очень гордился. Однажды царь Са-Темир (т.е. Тимур-шах ) соблазнил его подарками и тот подарил ему одно соколиное яйцо. Узнав об этом , Тохтамыш велит казнить его и всю его семью. Младенца Идиге спасает друг его отца (иногда он носит имя Эсебий) , который подменяет его собственным сыном.
Герой вырастает в бедности и занимается пастушеством. Он играет с другими ребятами , которые выбирают его царем. Когда мимо проходят двое приближенных Тохтамыша , семилетний Идиге со своими друзьями отказывается встать перед ними. В ответ на их упрёки он заявляет , что кланяются перед старшими , а им двоим вместе взятым меньше лет , чем ему с 20-ю его товарищами. Пораженные его мудростью , они передают на его суд несколько сложных дел , которые в разных вариантах отличаются. Среди них и известный сюжет , повторяющий библейский "суд царя Соломона". Все судебные дела юный Идиге разбирает с удивительным остроумием и проницательностью. Тохтамыш , узнав о мудреце , по совету своего приближенного Кен-Джанбая из рода кенегес приглашает его к своему двору. Каки его отец , Идише становится сокольничьим , что вызывает зависть вельмож. По другой версии , он отвергает любовь ханской жены или дочери , которая потом злоумышляет против него. Так или иначе , клеветники обращают внимание хана , что он невольно боится Идише , так машинально приподнимается с трона при его появлении. Чтобы проверить это , его одежду прикалывают к подушке на троне. При входе Идиге , подушка и вправду приподнимается вместе с ханом . После этого Тохтамыш решает извести Идиге. Ханша два раза даёт ему отраву , но он умело ее избегает. Задумав убить Идиге , хан приглашает его на пир . Однако , его об этом предупреждает тот же Джанбай (или друг Идиге Ангусын ). С его помощью Идиге подрезает стремена у коней стражников. Во время пира он покидает юрту через дымовое отверстие по знаку , поданному его доброжелателем , и бежит к Са-Темиру. Растерянный хан , узнав об этом , просит совета у приближенных. Джанбай советует призвать ко двору Сапра-жырау (Сафара-жырау) , хранителя преданий и мудреца , который прожил неимоверное кол-во лет (по разным вариантам от 120 до 1000 ) **. Вещий старец предупреждает Тохтамыша о том , что Идиге отнимет у него власть и женится на двух его дочерях. Он советует немедленно примириться с ним. Тохтамыш посылает вдогонку Идиге Джанбая с отрядом. Они настигают его при переправе через Итиль (Волгу). Идиге не желает идти на примирение и грозится вернуться с войсками Са-Темира.
С немногими товарищами Идиге "казачит" в степи , где ему встречается богатырь-исполин Кабардин-алп ( или жив Чугунное ухо , по сибирскому варианту - русский богатырь Анисим , по башкирскому - безымянный калмыцкий богатырь). Идиге становится его товарищем. Этот исполин обладает неуязвимостью - убить его можно только стрелой из его собственного лука в подмышку. В плену у него находится похищенная им дочь Са-Темира. Красавица открывает Идиге секрет неуязвимости исполина и , когда тот засыпает богатырским сном , Идиге расправляется с ним. Взяв пленницу в жены , Идиге живёт во владениях Са-Темира.
Спустя немало лет , он вспоминает о мести и просит Са-Темира дать ему войско. В походе на Тохтамыша хочет участвовать и сын Идиге Нурадин (Мурадин , Мурадым , Нурали) , внук Са-Темира по матери. Рвение Нурадина не случайно. Когда он играл в альчики с ровесниками и показал на них свою богатырскую силу , они заметили , что лучше бы он отомстил за своего отца. При приближении Идиге с войском , Тохтамыш сразу бежит ( по вар. - по предательскому совету Джанбая) , покинутый своими эмирами . В жалобной песне он сетует на свою судьбу и скрывается в камышах на берегу озера. Однако его выдает крик чибиса , по которому Нурадин находит хана , вступает с ним в поединок и отрубает ему голову. После этого Идиге овладевает троном Тохтамыша , но ссорится со своим сыном из-за двух дочерей Тохтамыша - Ханеке и Танеке. Нурадин хотел оставить себе младшую , но Идиге в его отсутствие завладел обеими. В гневе Нурадин выбивает своему отцу глаз кобызом , тот в песне осыпает его упреками. Они кочуют врозь , пока Нурадин не является с повинной , получив прощение. Мстителем за Тохтамыша выступает его сын Кадыр-берди . С помощью предателя Джанбая , он заманивает безоружного Нурадина к себе в юрту и усаживает его на ковер , постланный на остриях ножей , а затем расспрашивает о том , как он убил его отца. Нурадин стойко переносит боль и в песне восхваляет свои подвиги. После этого Кадыр-берди отрубает ему голову. В одном из ногайских вариантов , Кадыр-берди , восхищённый его храбростью примиряется с ним и тот становится его вассалом. По ещё одной версии , Кадыр-берди , хитростью войдя в юрту Идиге , насмехаясь , садится на спину старику. Опозоренный отец и сын вскоре умирают от горя.
В каракалпакском , узбекском и некоторых казахских прозатческих вариантах налицо процесс превращения эпического сказания в волшебную сказку. В версии кочевых узбеков злой хан Тохтамыш по наущению своего хитрого коварного советника Кенджабай-куса посылает своего богатыря Идиге за данью к калмыцкому хану в страну Барса-Кельмес (букв."Пойдешь - не вернёшься" ). По пути Идиге побеждает Ак-дэва и Кара-дэва, а потом и войско калмыцкого хана. Он получает дань и женится на его дочери Аксулу-Паризаде. Когда он возвращается , Тохтамыш вынужден уступить ему престол.

• Существует и отдельная поэма о Нурадине , сыне Идиге, которая почти никак не пересекается с "Идиге". Вероятно , она имеет довольно позднее происхождение и своим существованием обязана явлению эпической циклизации , когда сказители пытаются наделить собственными "биографиями " предков , потомков или других родственников героя . Все же вкратце обозначим и ее содержание.
В варианте Мурун-жырау юный Нурадин просит отца отпустить его в поход против калмыков и индусов (ындыс).Во главе последних стоит хан Таркас , которого Нурадин побеждает в поединке с помощью духов предков (аруах). После. этого он уничтожает вражеское войско и обращает уцелевших неверных в ислам. В другой раз он собирает ногайлинцев в поход на кызылбашей , но они не хотят без особой нужды выступать против такого врага. Тогда он выступает в одиночку , по пути беседуя со своим конем. Предводителем кызылбашей является хан Шабаз , его главный богатырь - Ер-Сары. Нурадин одолевает врагов ,и Шабаз прячется в камышах (как Тохтамыш ) , которые Нурадин поджигает. Чтобы спасти свою жизнь, Шабаз со своими воинами соглашается принять ислам.
В более раннем варианте , который представляет собой всю историю потомков Идиге "в миниатюре " (всего 2000 строк) , Нурадин предстает богатырём ногайлинского хана Шумана . Последнему угрожает калмыцкий хан Тайып , требуя его дочь себе в жены. 14-ти летний Нурадин побеждает Тайыпа в поединке и побеждает его войско.

• О сыне Нурадина Мусе-хане рассказывают две поэмы , одна из которых записана от акына Калижана Утешева в 1905 г. , другая принадлежит Мурун-жырау. Поэму Калижана можно рассматривать как продолжение поэмы Муруна.
В поэме Мурун-жырау Муса предстает ещё совсем молодым , ему 15 лет. Собрав 40 джигитов он выступает против калмыцкого Касим-хана , сына Казана. Победив его в поединке , он во главе 1000 воинов выступает против Оспана (Османа) , брата Касима и тот также терпит поражение. Третий поход во главе 500 человек он совершает против калмыцкого Аланазир-хана, который гибнет в поединке с ним. Уцелевших врагов Муса обращает в ислам. Как заявляет сказитель , Муса продолжал воевать до 60-ти лет.

В поэме Утешева Мусе уже 80 лет , у него уже 30 сыновей . От старшей жены - мудрой Кара-Улёк у него сыновья Мамай и Орак. Мамай ханский наследник , в Орак - главный батыр. Муса кочует по берегам Итиля , его войско насчитывает 40 тысяч воинов, никто не смеет противостоять ему. Другой частью ногайцев управляет туркмен Казтуган, который также кочует на Итиле в местности Ак-Тугай и Кок-Тугай. Пренебрегая советом ханши Кара-Улёк , Муса снаряжается в поход против Казтугана , чтобы отдать эти земли Мамаю . Однако , Казтуган убеждает его не воевать с ним , а выступить против калмыков , которыми правит хан Шынтемир , который некогда победил отца Мусы Нурадина и отнял у него приволжские земли. Прежде чем воевать , Муса переселил часть ногаев в местность Нарын , но там их настиг жут (гололедица , приводившая к голоду и падежу скота). Лишенный поддержки , Муса отправляется против Шынтемира в одиночку. Калмыки выступают ему навстречу , но не решаются напрямую напасть на него. Они подстерегают его , когда он совершает намаз , заковывают его в цепи и бросают в степи умирать. К счастью , жалобы Мусы слышит тулпар (богатырский) конь богатыря Жангбырши. Туркмен по происхождению , Жангбырши служил у семи ханов , в т.ч. у Мусы , но ни с кем не ужился , и отдельно кочевал Боксак. Он разгоняет калмыцкое войско и освобождает Мусу. В благодарность Муса выделяет ему местность Боксак в улус. Тем временем старшая жена Мусы видит плохой сон и посылает на выручку мужу своего сына Мамая с войском. По пути тот встречает Мусу , который благословляет его отомстить калмыкам , взяв с собой Жангбырши. Однако последний в одиночку выступил в поход. Навстречу ему направляется Шынтемир с 40-ка тысячным войском , Жангбырши в одиночку вступает с ними в сражение. На помощь ему приходят Мамай и Орак , и калмыки терпят поражение , а Шынтемир был казнён. Его дочь Кюльгышбат берет в жены Мамай. Узнав об этом , сын Са-Темира по имени Кёбёк , за которого Кюльгышбат раннее была просватана выступает с войском против ногаев , но также был разбит.
Вернувшись в свой улус , Жангбырши смертельно заболел . Вещая Кара-улёк сообщает об этом своему мужу , и Муса спешит к умирающему. Тот передает ему на попечение своего сына Тел-Агыса*** . Муса просит Агыса подарить ему тулпара**** , тот с трудом соглашается , но отказывается покидать отцовскую землю.

• Сказание об Ораке и Мамае является центральным во всем Ногайском цикле , главным героем которого можно считать Орака , сына Мусы-хана. Известны 8 записей , которые довольно отличаются друг от друга, и изданная в 1908 г. народная книга "Повесть об Орак и Мамае". Кроме этого известен т.н. "Плач Кара-Улёк" , представляющий собой песнь-причитание (жоктау) , в которой мать оплакивает своего сына Мамая. В сюжетном отношении этот плач ничего нового не даёт , но интересен тем , что образы героев ногайского цикла проникали и в другие фольклорные жанры.
Согласно отдельному прозаическому преданию , записанному Х.Жумалиевым , младенец Мамай лежал с раскинутыми руками , Орак будто бы натягивал лук , а Исмаил держался за решетку юрты . Муса , увидев это , понял , что Мамай станет ханом , Орак - бытыром , а Исмаил будет коварным злодеем. Он замахивается на него мечом , но мать младенца остановливает , лезвие лишь ранит ногу Исмаила , с тех пор он остаётся хромым и получает прозвище Тобаяк , другое его прозвище - Алчи-Исмаил (т.е. "удачливый , счастливый Исмаил").

Отдельное сказание о юности Орака и Мамая (возможно, также позднее по происхождению) составляет текст , записанный от Мурун-жырау:

Калмыцкий хан Козан собирается в поход на ногайцев. По пути он встречает двух мальчишек , играющих в альчики - это Орак и Мамай , сыновья Мусы. Козан бросает их в темницу , где уже томится хивинский хан Боз-оглан. Дочь Козана - Карахан-сулу влюбляется в Мамая и приносит пленникам одежду и еду. Однажды мимо темницы проходит прорицатель Козан-хана по имени Калпе. Он слышит чудесное пение Мамая и сообщает о нем хану. Тот хочет устроить состязание между Мамаем и своим лучшим певцом - Бирин-шаиром , если победит первый , то пленникам даруют свободу , если второй , тотим отрубят голову. Бирин-шаир в своей песни поносит пленников , а Мамай воспевает победы ногайцев над калмыками. Козан прщнает победу Мамая и отпускает пленников. Орак грозит хану , что вернётся с ногаями и крымцами , на его клич соберутся даже войска из Мысра (Египта) и Шама (Сирии). По пути назад Орак и Мамай встречают 40 крымских батыров , посланных им на помощь из отцом Мусой. В 18-ти дневной битве ногайцы одолевают калмыков , Орак в поединке отрубает голову Козану . Дочь Казана выдают замуж за Мамая. После этого Орак во главе 35 батыров совершает поход против калмыцкого Огуз-хана , живущего в горах Огуз-тау. Тот собирает 70 тысяч войска и выступает против ногаев. Орак вступает в поединок с Огуз-ханом , сильнейшим из калмыков , но не может одолеть его. Отказавшись от помощи Мамая , Орак взывает к своему предку Баба-Тукласу . На небе показывается облако , в котором летит дракон (аджидар) , это дух предка. Он обвивается вокруг тела Орака. Он отрубает голову ошеломленному Огузу , ногайские батыры истребляют 30 тысяч калмыков , остальные бегут за свою гору. Герои с почестями возвращаются домой.
В некоторых вариантах Орак выступает вместе с Тагаем , племянником известного Кобланды-батыра против калмыцкого хана Кобикти.

Самый подробный , но незаконченный , вариант "Орака и Мамая" , который содержит основные эпизоды "биографии" этих героев , содержится у сказителя Нуртугана (по прозвищу Казан-кап ) , он насчитывает ок. 10 тыс. стихов. В некоторых деталях его дополняют другие варианты :

У сына Идиге Нурадина был сын Шарабас , у последнего родилось двое сыновей по имени Аббас и Габбас . Сыном Аббаса был Муса , а сыном Габбаса - Жангбырши-батыр. У Мусы , в свою очередь , было 12 сыновей : Орак , Мамай , Алшагыр и Сыйдак (от старшей жены ) и Исмаил , Шамай , Каратал , Каплан , Саймагамбет , Аймагамбет , Копак (от младшей жены). Также он усыновил раба по имени Матрешка (очевидно , русского происхождения). У Жангбыршы были сыновья - батыр Тел-Агыс и палван (пахлаван , борец) Кюнеке. Первый был воспитан Мусой вместе с его сыновьями.
Умирая , Муса готов отдать свое оружие - пять предметов - тому , кто победит в состязании в беге. Как в первый, так и во второй раз первым приходит Орак , которому и достается оружие. Последним приходит хромой Исмаил. Он упрекает отца в нечестности и тот дарит ему коня. Когда совершается погребение Мусы , Исмаил пытается поймать отцовского коня и гонится за ним , внезапно разверзается земля и он проваливается под землю. Похоронив отца , Мамай становится ханом , а Орак - главным батыром. Через семь лет пастухи находят в степи Исмаила , который зарос волосами и отрастил когти. Попав в подземный мир , он обучился искусству колдовства у пери. Братья с радостью встречают его и устраивают пир. Исмаил за 7 месяцев объезжает все роды ногайцев ,в нем зарождается желание захватив власть , поссорив своих родичей. Он клевещет Ораку и Мамаю на Тел-Агыса и Кюнеке , их троюродных братьев. Орак поверил клевете , а Мамай не поверил , но все же не препятствует брату. Затем Исмаил ссорит Тел-Агыса с Кюнеке , и последний откочевывает от него. Орак и Исмаил приглашают Тел-Агыса на пир , где хотят напоить и убить его . Однако , жена Агыса шлёт весть его брату Кюнеке , умоляя его вернуться и спасти брата. Кюнеке прибывает в тот момент , когда безоружного Агыса уже хотят убить и просит Орака передать Агыса ему - он сам убьет брата и отомстит за обиду. Под этим предлогом он выводит его из шатра , и они направляются в свои владения. Исмаил посылает вслед за ними своего брата Алшагыра , но сыны Жангбырши расправляются с ним. Братья прибывают к племени кондыкер. Из 10 ногайских племен 7 последовали за Тел-Агысом , и всего лишь 3 остаются с Мамаем и Ораком.
Некоторое время спустя Орак отправляется на охоту в местность Кус-мурун. Чтобы выгнать из леса зверьё, он кричит богатырским криком. Орак был настолько могуч , что от его крика летом шел дождь , а зимой - снег. На этот раз снег выпадал семь дней и покрыл все пастбища , из-за чего начался голод и жут. Большинство ногайцев вместе с Матрешкой откочевывают в Каракумы. Он насмехается над братьями , испытывающими голод и бедствия , и предлагает им присоединиться к его войску. Орак хочет идти походом на Матрёшку , но Мамай отговаривает его и советует ему совершить поход на Азов (Азяу) , которым правит калмыцкий хан Казан-бас. Орак в одиночку прибывает под Азов , он кричит так , что поднимается ужасный буран , вступает в поединок с Казан-басом , одолевает его и возвращается назад. После этого Матрёшка с другими ногайцами возвращаются на Итиль и признают власть Мамая. Затем братья совершают поход на калмыцкого хана Аюке , в котором погибает их брат Сыйдак . После чего побеждают бая Толагая из рода тама , который жил в Омске.
Исмаил советует Мамаю и Ораку навестить свою сестру , которая была выдана за крымского хана Карамана. У нее было двое сыновей - Бек-Султан (Султан-палван) и Батыр-хан. Когда Мамай и Орак прибывают к зятю , Исмаил подговаривает старших братьев убить своих племянников на охоте. Однако , по совету своей матери , подозревающей неладное , Бек-Султан перед выездом на охоту требует от своих дядьев клятвы , что они не причинят им вреда. Исмаил научил Мамая спрятать в своей одежде шило и произнести клятву "Бизге нан ! " (что может означать как "Верь нам !" , так и "Верь шилу !"). При произнесении этой клятвы шило сломалось и ранило Мамая. Султан-палван и Батыр -хан отправились на охоту и были там убиты Ораком. Однако , Мамай вскоре умер от заражения после раны , нанесенной ему шилом.
После гибели Мамая ханом становится Орак. Теперь Исмаил хочет погубить и его , но это не просто. В других вариантах объясняется , Орак был неуязвим , его не мог ранить ни меч , ни пуля. От старшей жены Мамая ( по вар. её имя Ак-Бикеш , дочь хана кызылбашей) Исмаил вызнал , что его можно убить только его собственным мечом , который достался ему от Мусы. Этот меч обладал чудесным свойством - убивал врага в любую сторону , куда им ни заиахнешься. Исмаил стал наговаривать на Орака его малолетним племянникам , сыновьям Алшагыра - Калу и Сары (Калау и Сарау). Ему удалось убедить их , что дядя несправедливо обращается с ними. Он посоветовал Калу во время охоты попросить у своего дяди его меч и затем исподтишка убить его. Калу так и поступает и возвращается с головой Орака в руке. Исмаил при всех вырывает у него из рук меч Орака и , словно в отместку за брата , убивает Сары , затем он объявляет , что Калу подло убил Орака. Тому едва удается спастись бегством. По другой версии , Исмаил приказывает привязать меч поперек при входе в юрту , а затем ночью зовет брата - якобы пришли враги и угнали табун . Орск вскакивает и бросается к выходу , отрубая себе обе ноги , от чего вскоре и умирает. Наконец , Исмаил становится ханом ногайцев. Жена Орака , догадываясь , кто погубил ее мужа , бежит к своему отцу вместе с малолетними сыновьями - Карасаем и Казы. Правление Исмаила была тяжёлым для ногайцев...

• О Карасае и Казы , сыновьях Орака , существуют два сказания , которые во многом противоречат друг другу , главным героем одного является старший сын - Карасай , главным героем другого - младший Казы.
Популярным вариантом первого сказания является народная книга "Повесть об Ораке и Мамае". Её повествование начинается с эпизода гибели Орака , который был пересказан выше. После его смерти ханом остаётся Мамай (который по этой версии остаётся жив) , ему уже 84 или 90 лет. Калмыцкий Темир-хан , услышав о смерти Орака , посылает к Мамаю своего посла Ханбике с требованием дани. Ногайский народ намеревается откочевать , не надеясь на своего хана -старика и двух малолетних детей Орака. Темир-хан посылает за данью 40 богатырей во главе с Ханбике , но Мамай в одиночку перебил их , а Ханбике опозорил и отправил назад. Разгневанный калмыцкий хан собирает 17-ти тысячное войско , которое Мамай ожидает у горы Кичаштау. Однако , не дождавшись врагов , он засыпает богатырским сном. Калмыки похищают его коня и меч , но связать его не удается. Когда Мамай просыпается он хватается за лук и стрелы и отбивается от калмыкского войска шесть недель - от его стрел погибают две тысячи воинов. Когда стрелы заканчиваются , он сбрасывает на врагов огромные камни с вершины горы. Однако , через неделю его силы иссякают , и враги берут его в плен , но убить не в силах - Мамай неуязвим , как и его брат Орак , его не берет ни стрела , ни меч. Тогда враги опускают его в зиндан и забрасывают камнями. Тем временем жена Мамая Кара-шаш видит дурной сон и мать Мамая Кара-улёк понимает , что ее сын попал в беду. Ему на помощь она посылает старшего сына Орака - мальчика Карасая. Карасай одолевает калмыка Ханбике , тот принимает ислам и показывает победителю , где спрятан Мамай. Освободив дядю , Карасай вступает в поединок с Темир-ханом и побеждает его . В этом бою ему помогает дух предка (аруах). Одержав победу , он хочет взять в жены дочь Темира Айжан , но тут прибывает её жених Жюке с 2-х тысячным отрядом калмыков. Победив и этих врагов , Карасай с дочерью Темира возвращается в ногайские земли. Там он собирает вместе 10 ногайских племен , которые рассеялись по степям. Обычно на этом сказание о Караман заканчивается , однако в одном из устных вариантов следует продолжение. Исмаил строит новые козни - он наущает Мамая нанести удар в спину посланнику калмыков , посланному для примирения. После этого между ногайцами и калмыками снова разгорелась война. После смерти престарелого Мамая ханом становится Шынтемир. Оскорбленный этим Исмаил хочет откочевать к калмыкам , но калмыцкий хан Ай-каска препятствует ногайцам. С помощью Карасая Исмаил побеждает калмыков и возвращается на родные кочевья. По варианту , Исмаил сам во главе ногайских батыров выступает против калмыков , но обращается в бегство , увидев , насколько многочисленно их войско. Против калмыков решаются выступить лишь Карасай и Казы , к которым присоединяется известный богатырь Ер-Таргын , втроём они одолевают полчища врагов.

Сказание , где главным героем выступает младший сын Орака - Казы , также начинается с рассказа о гибели Орака. Орак женится на одноглазой , однорукой и одноногой дочери бедного старика по имени Акшалак. Он знает , что она родит ему богатырей. Жена Мамая видит сон , как две змеи обвивают стан Орака и понимает , что у него родятся два брата-богатыря. Она проникается завистью и рассказывает об этом Исмаилу , который и приводит Орака к гибели . После смерти отца дети Акшалак - Карачай , Казы и их сестра Кыйбат живут у свое бабки Кара-улёк. Однажды один калмыцкий хан , который был другом Драка , приезжает навестить его семью и встречает Карасая , играющего в альчики. Он поражен его сходством с отцом и считает , что Карасай равен силой Ораку. Через некоторое время Карасай собирается в поход на калмыков , ему требуется богатырский конь. Конь Орака слишком стар и не годится для битвы , Кара-улёк советует внуку попросить тулпара Тарлана у старого богатыря Эр-Кёкше , товарища Орака. Кёкше поначалу просит за коня в жены младшую сестру Карасая - Кыйбат , но та не хочет идти замуж за старика. Впрочем , вспомнив о дружбе с Ораком , старый батыр соглашается отдать тулпара просто так.
Тем временем против калмыков во главе с 40 ногайскими богатырями уже выступил Эдиль-хан , сын Шынтемира , который становится ханом ногайцев после смерти Мамая. (В одном варианте содержится история рождения Эдиль-хана. Жена Шынтемира Ак-толкын во время беременности жаждет съесть сердце 7-ми главного дракона , что предвещает рождение богатыря. Испробовав желаемое , она рождает Эдиля и дочь Галию. ) Во время битвы с калмыками Эдиль попадает в плен , его бросают в зиндан. Ему на помощь прибывает Карасай , но ему не удается спасти его . Из темницы Эдиль посылает письмо своей сестре Канзии , привязав его к крылу ласточки . В письме он просит прислать ему на помощь Казы , младшего брата Карасая , который один может спасти его. Канзия находит Казы в нищете , у него нет ни юрты , ни одежды . Она одевает его в богатую одежду и даёт ему тулпара Кюренга , принадлежащего Эдилю. Казы оказывается самым красивым из ногайских богатырей. Верхом на тулпаре он догоняет старшего брата и 40 батыров , которые насмехаются над ним. Неподалеку от города , которым правит хан Кондыкер , Казы видит камень , под которым находит письмо своего отца Орака. В письме написано , что Орак семь раз без успеха пытался захватить город Кондыкера , но всякий раз терпел неудачу , но в город можно проникнуть через пещеру , вход в которую прикрывал найденный камень. По этому подземному ходу Казы вместе с ногайскими батырами проникает в город. Калмыки разбиты и город захвачен ногайцами. Казы находит зиндан , в котором заключён Эдиль-хан , скованный 9-ю цепями , которые он так и не смог порвать. Казы вытаскивает Эдиля из колодца и шутя разрывает цепи. Все вместе они возвращаются домой и устраивают победный пир. По одному из вариантов , по совету Казы Карасай первым приносит радостную весть матери Эдиль-хана , получая в награду его сестру Галию в жены. Спустя некоторое время на ногайлинцев собирается в поход хан Батыр-калмык. Карасай и Казы спорят , кому из них выступить против врага , ведь у них один конь на двоих , подаренный им Эр-Кёкше. Старая Кара-улёк решает их спор , сразиться с врагом должен Казы. Он побеждает калмыков и испуганный Батыр-калмык , узнав , что это младший брат Карасая , посылает последнему дары и принимает ислам. Казы с почестями возвращается в ногайские земли.

• К циклу сказаний о потомках Идиге непосредственно примыкает и сказание о Тел-Агысе , который , к тому же , согласно некоторым вариантам , является троюродным братом Орака и Мамая. Поэма о Тел-Агысе известна в двух вариантах.

Отцу Тел-Агыса Жангбырши уже 70 лет , когда он собирается в поход против калмыцкого Тобаяк Беген-хана. Однако , на битву отправляется Тел-Агыс , снаряженгый отцовским вооружением и конем , его сопровождают 30 сыновей Мусы. В поединке Агыс побеждает Беген-хана и ногайцы захватывают вражеский город. Побежденные принимают ислам.
Умирая , Жангбырши оставляет своего сына на попечение Мамаю. Тел-Агыс желает взять в жены сестру Мамая - Акбилек-сулу (по другому вар. - его дочь Кыйбат) , хотя сам Мамай не против , но остальные её братья против этого (по вар. - против Агыса их настраивает Исмаил) . Они решают завлечь Агыса на пир и убить его. Предупрежденный табунщиком , Агыс садится на коня и готовится уехать. Узнав об этом , Мамай догоняет его и советует ему перекочевать к крымским ногайцам , а Акбилек взять себе в жены. Послушавшись , Агыс , похитив Акбилек , перекочевывает в Крым и просит помощи у мудреца Асан-кайги , который в этой поэме выступает как правитель крымских ногаев. Тот собирает 40 крымских батыров , среди которых находится и уже известный нам Сапра (Сафар)-жырау. 40 бытыров выступают против сыновей Мусы . Акбилек просит Агыса пощадить Карачая и Казы , если дело дойдет до битвы. Однако , Сапра-жырау удается уладить дело миром . Он восхваляет 40 крымских батыров , перечисляя их имена и подвиги , но отдает должное и сыновьям Мусы. Несмотря на недовольство Казы , сыновья Мусы соглашаются решить дело миром и выдать сестру за Тел-Агыса. Объединенные ногайцы живут в мире и согласии.

***

Ногайские версии сказаний об Идиге и его потомках , записанные в XIX - нач. XX вв. более близки к истории , нежели казахские эпические поэмы . Они имеют форму прозаического сказа , который перемежается стихотворными вставками (монологами , плачами , восхвалениями и т.д.).

После исчезновения потомков Чингис-хана , его ханство на реке Итиль (название Золотой Орды не упоминается) переходит к Мамаю , сыну Мусы-бия. У Мусы 12 сыновей , от старшей жены - Сак-Мамай (т.е. Ших-Мамай ) , Сагим (т.е. Шихим) , Али , Косым (т.е. Кошум) , Досым (т.е. Досум) , Исмаил и Юсуп ; от младшей жены - Алчагир , Сидак (т.е. Шейдяк) , Джанманбет (т.е. Джан-Ахмед) , Явгашты , и другой Мамай. Мамай был добродетельным и умным , а Исмаил и Досым злыми и завистливыми. Сыном Алчагира был Дели-Орак (см. примечание к Тел-Агысу) , который был воспитан Мамаем и вырос храбрым батыром. Однажды ногайские богатыри спорили , кто сильнее - Мамай или Орак. Женщина-простолюдинка , набиравшая воду у колодца разрешила их спор : Мамай сильнее Орака , которого он во всем поддерживает и умножает его славу. Покорив земли на берегах Волги , Мамай хочет завладеть и Крымским ханством. Прибыв в Крым со своими воинами он вызывает крымского хана Палван-султана на переговоры. Когда тот приходит в шатер Мамая , Орак подговаривает дядю убить его , но тот не соглашается. Тогда Орак самовольно убивает Палван-султана , догнав его у горы Огуз-тау. По другому варианту , Мамай сам хочет расправиться с крымским Батыр-ханом и ег братом Паливан -султанам. Он приглашает Батыр-хана присоединться к нему , чтобы идти войной на "московского царя Ювана". Пригласив его в шатер , он играет с ним в шахматы и подаёт Ораку условный знак , по которому тот отрубает ему голову . После этого Мамай овладевает Крымским ханством и переселяет часть крымцев в Прикавказье на реке Терек.
Мамай понимает , что его сводные братья (сыновья Мусы от первой жены) ненавидят его . Однажды о смертельно заболел и послал Орака разузнать , радуются ли Исмаил с братьями или печалятся. Оказалось, что они радуются. Умирая , Мамай передает ханство Ораку и наказывает ему избавиться от злобного Исмаила и его братьев. От горя Орак запирается в юрте и никого не впускает. Никто не осмеливается войти к нему , чтобы сообщить о смерти Мамая , кроме одного старика-муллы. Мамая с почестями хоронят и произносят на его могиле обрядовые плачи (которые представлены стихотворными вставками) . В них , между прочим , упоминается и о том , что Мамай был прославлен в Москве и получал оттуда подарки золотом. После этого правителем становится Орак. Желая погубить его , Исмаил внушает глупому Калюву , одному из родичей Орака , что он имеет право на престол и Орак самовольно захватил власть. Раздосадованный Калюв исподтишка убивает Орака в мечети во время намаза. Исмаил хочет убить его и преследует Калюва , но тот укрывается в Крыму.
После этого ханом становится Исмаил. Он убеждает жену Орака , что Калюв захочет убить и его детей - малолетних Карасая , Казы и Ибаса , поэтому двух старших следует отправить к черкесам. Когда Ибас вырос , Исмаил послал его авестить старших братьев , а сам послал к нему убийцу , который должен был выдать себя за Карасая. Ибас погибает , но Карасай и Казы настигают злодея и расправляются с ним. Однажды к черкесам приезжает Калюв и братья хотят убит его , но он раскаивается в убийстве их отца и рассказывает , что на этотего надоумил Исмаил. Братья прощают его и вместе с ним едут к крымскому хану Адиль-султану. Тот делает испытать их верность и просит Карасая подарить ему саблю его отца Орака , на которой были написаны имена ханов и мурз , убитых Ораком. Карасай без колебаний подносит ему саблю и крымский хан , прочитав имена убитых , возвращает её. В другой раз он просит Казы показать ему свою шапку (видимо , трофейную ) , в ответ сын Орака встаёт перед ним на колени и склоняет голову. После этого Адиль-султан проникся к ним уважением и доверием и поклялся не мстить за своих предков, убитых ногайцами.
Турецкий султан , которому подчинился Адиль , задумал погубить его и велел ему выступить в поход против персов , которые некогда убили его отца ( в версии кумыкских ногайцев персидский шах носит имя Раббера т.е. Аббаса) . Крымский хан посылает на разведку Карасая , который , возвратившись , советует хану отказаться от похода , так как персидские крепости неприступны , а войска многочисленны. Не послушавшись совета , Адиль выступает в поход. Поначалу персы отступают перед ним , но затем он вместе с несколькими мурзами увязает в болоте. Карасай окликает его , чтобы спасти. Однако , Адиль-султан , хотя и слышит его голос , не отвечает ему , ведь он будет опозорен , если его спасет ногайский изгнанник. Персы захватывают крымского хана в плен и бросают его в темницу. Тем временем матери Адиля Данобике снится зловещий сон . Увидев возвращающееся без её сына войско , она упрекает Карасая и Казы в том , что они не смогли спасти ее сына. Персы жестоко казнят Адиль-султана.

У степных крымских татар в XIX веке , по данным Радлова , бытовала отдельная эпическая поэма о походе хана Адиль-султана против персов. Также от них было записано два варианта сказания о гибели Орака , которого в этой версии также убивает Калу (Кюлке) с подачи Исмаила . В целом , крымские варианты во многом совпадает с ногайскими.

________________________________________

* отождествлялся со знаменитым исламским проповедником , среднеазиатским суфием и поэтом Ходжой Ахмедом Ясеви (1103-1166 гг.)

** образ Сафар-жырау очень схож с образом узана (сказителя) Коркута из огузского эпоса.

*** приставка к имени Агыса соответствует "дели" (букв. "безумец") - обозначению богатыря-удальца в огузском и азербайджано-туркменском эпосе . См. в "Книге Коркута" - Дели Дундаз , Дели Карчар , в сказаниях о Кёр-оглы - Дели-Гасан и пр. В ногайских вариантах рассматриваемого нами эпоса эпитет "дели" прикрепляется к Ораку.

**** в тюркском эпосе особый богатырский конь , наделённый скрытыми крыльями и чудесными способностями .

Тюркский эпос, Историзм эпоса

Previous post Next post
Up