ИСТОРИЗМ ЭПОСА : VIII. Казахский и ногайский эпос (1)

Aug 03, 2023 10:19

Эпос тюркских народов необычайно богат и разнообразен как по форме (от сжатых песен-былин , представленных в "Китаби Деде Коркут" до гигантских эпопей , вроде киргизского "Манаса" * ) , так и по содержанию - от мифологических поэм (которых В.М. Жирмунский предпочитал называть богатырскими сказками) якутов и тюрков южной Сибири до эпических произведений , в точности отображающих отображающих исторические события . Подавляющее большинство тюркских эпических памятников до недавнего времени бытовало (а кое-где даже ещё и бытует) в устном виде и было записано , в основном , уже в XIX - XX вв. Эпосы тюркских народов обладают множеством общих сюжетов и мотивов , художественных средств , формул и "общих мест". Среди разнообразного эпического нарратива тюркских народов можно выделить несколько эпических "общностей". Выше нами уже были рассмотрены сказания из огузского эпоса "Книга моего деда Коркута" , которые некогда бытовали среди предков современных азербайджанцев , анатолийских турков , туркмен. Огромную популярность в тюркском мире и даже за его пределами (например , у таджиков ) приобрел довольно поздний эпос о Кёр-оглы , также возникший в азербайджано-туркменской среде и распространенный у большинства тюркских народов. Общим наследием для тюрков является сказание об Алпамыше , в разных вариантах бытовавшее от Алтая до Малой Азии. Кроме этого , можно выделить т.с. "кипчакскую эпическую общность" , то есть комплекс сказаний , в той или иной мере общий для тюркских народов , чьи предки входили некогда в состав Золотой Орды (XIII-XV вв.). Это такие народы , как ногайцы , казахи , каракалпаки , кочевые (дешти-кипчакские) узбеки , крымские , волжские и сибирские татары , башкиры. У всех этих народов бытовало сказание об Идиге (Едигее) , у многих - сказания о Кобланды-батыре , Шора-батыре , Эр-Таргыне и ряде других героев. Центральным для "кипчакской эпической общности" следует признать ногайский по происхождению цикл об Идиге и его потомках. Конкретная историческая основа Ногайского цикла бесспорна , в отличие от многих других тюркских сказаний. Поэтому предметом нашего рассмотрения будет именно этот цикл.
Из перечисленных народов наиболее развито эпическое творчество у западных казахов. Исполнителями казахских эпических поэм (жыр) , которые иной раз достигали 10 тыс. стихов , были жырау и акыны , которые пели свои произведения или сказывали речитативом в сопровождении домбры. Народная память сохранила тмена как легендарных сказителей XV-XVII вв. : Актамберди-жырау , Жиембет -жырау , так и певцов XVIII века : Бухар-жырау , Тати-Кара-жырау . В XIX-XX веке прославились Мурын-жырау , Нурым-жырау , Мергенбай-жырау и др. Казахский эпос можно разделить на три большие группы :

• собственно богатырские поэмы ( Цикл поэм об Идиге и его потомках , "Алпамыс" , "Кобланды-батыр" , "Ер-Саин" , "Кобланды-батыр" , "Ер-Кокше" , "Ер-Косай" , "Ер-Таргын" , "Камбар-батыр" и др. ) , повествующие , в основном, о событиях XIV - 1-ой пол. XVII века . Многие герои этих произведений называются ногайцами ("ногайлы").

• лиро-эпические поэмы на бытовую и любовную тему (самые известные это "Козы-Корпеш и Баян Слу" и "Кыз-Жибек" ) , отражающие обстановку примерно XVII-XVIII вв.

• исторические поэмы о событиях XVIII-XIX вв. ( "Кабанбай-батыр" , "Бикет-батыр" и др. ) , сложенные современниками и/или очевидцами данных событий.

Менее развито эпическое творчество у близкородственных казахам каракалпаков и ногайцев. Каракалпакские сказители исполняли варианты поэм об Алпамыше , Идиге , Кобланды (Коблане) , а также цикл о Кёр-оглы (Гороглы). Обширный цикл о Гороглы ( около 40 поэм-дастанов) и свой вариант "Алпамыша" (ставший в советском пространстве "классическим") бытовали также у узбеков , хотя бо́льшую часть сказительского творчества у последних занимают более поздние поэмы-дастаны на романтическую тему , и произведения , близкие к жанру "народной книги". У ногайцев сказания бытовали в виде прозы со стихотворными вставками. Некоторым своеобразием отличается эпическое творчество башкир , представленное , как и у татар , прозаическими преданиями или короткими песнями-кубаирами , которые исполняли сказители-шэшэны. Среди них самым объёмным произведением (поэмой) является "Идукай и Мурадым" - башкирский вариант сказания о Едигее и его сыне Нуреддине.
Начало систематическому собиранию эпоса тюркских народов положил В.В. Радлов (1837-1918 гг.) , который собирал казахский , уйгурский и южносибирский фольклор. Другим видными собирателями казахского , ногайского , каракалпакского и киргизского фольклора был Ч.Ч. Валиханов (1845-1865 гг.) , внук последнего из ханов Средней казахской орды и ташкентский исследователь А. Диваев.
Первая запись прозаической казахской версии сказания об Идиге была опубликована Г.И. Спасским ещё в 1820 г. в "Сибирском вестнике". В 1841-42 гг. Чокан Валиханов записывает стихотворную версию от Джамангула - казахского акына из рода Кыпчаков. Текст Джамангула является лучшей записью "Идиге" как по своим художественным достоинствам , так и по и архаичности. Ногайская версия впервые была записана А. Ходзько в Астрахани в 1830 г. Другие ногайские версии записывал Н. Семёнов. Радловым были записаны три варианта от сибирских татар и один от телеутов (горных алтайцев). В 1896 г. было записано 4 варианта от крымских татар , а в 1903 году была записана каракалпакская версия. Башкирская версия - "Идукай и Мурадым" была известна ещё до Революции , но в цельном виде была издана только в 1940 г. в записи М. Бурангулова от шэшэна Гимадия Каскынова. Несколько текстов также было записано от кочевых узбеков , поволжских и сибирских татар и даже от туркменов. Известны также местные предания , связанные с "курганом Тохтамыша" близ Тюмени и "могилой Идиге" на северном склоне Каратау.
Уже в XX веке был был обнаружен обширный цикл поэм о ногайских богатырях , носящий условное название "Сорок крымских батыров" . В него вошли как ранее известные , так и неизвестные доселе сюжеты о ногайских богатырях. Этот цикл был записан в 1942-43 гг. в Алма-Ате от выдающегося акына Мурун-жырау Сенгирбаева (1859 - 1954 гг.). Сказитель заявлял о наличии в данном цикле 40 поэм, однако от него было записано лишь 27 сюжетов , что вместе составило около 25 тысяч стихов. "Сорок крымских батыров" представляет достаточно позднюю попытку циклизации и систематизации поэм о ногайских богатырях , которые ранее бытовали отдельно друг от друга: некоторые тз них хотя и были сюжетно связаны с другими , однако имели законченный сюжет и нередко противоречили другим поэмам. Мурун-жырау предпринял попытку больше сблизить эти поэмы , сформировав более связную и непротиворечивую серию повествований. Все же "Сорок батыров" распадается на несколько групп , напрямую между собой не связанных. Судя по всему , сказитель постарался свести в один цикл практически все известные ему эпические поэмы. Например , к ногайскому циклу Мурун отнес также известную богатырскую поэму "Кобланды-батыр" , главный герой которой не связан с ногайцами и происходит из рода Кара-Кипчаков. Нас собственно интересует прежде всего первая часть цикла , которая состоит из 5-ти поэм об Идиге и его потомках : собственно Идиге , его сыне Нуреддине , его сыне Муса-хане , его сыновьях Ораке и Мамае , и о сыновьях Орака - Карасае и Казы. К этому ряду поэм примыкает также поэма о Жамбырши и его сыне Тел-Агысе. Поэмы о Нуреддине , Муса-хане , Ораке и Мамае бытовали в нескольких вариантах , их тексты , собранные по отдельности , были известны и до записи "Сорока крымских батыров". Очевидно , казахам были известны не только сказание о Идиге , прототипом которого конечно же стал знаменитый темник (беклярбек) Золотой Орды , но и сказания о его потомках , живших в XV-XVI вв. , уже после распада Золотой Орды , в состав которой некогда входили предки ногайцев , казахов , каракалпаков , татар и башкир. Казахские поэмы , повествующие о ногайских богатырях , судя по всему , сложились в Младшем жузе Казахского ханства (на территории западного Казахстана) . В XV - XVI вв. казахи находились в тесном общении с близкородственными ногайцами , которые впоследствии вошли в состав Младшего жуза. Интересно , что Радлов , собиравший тексты в северо-восточной части Казахстана почти не нашел там эпических поэм и даже заявлял об отсутствии богатырского эпоса у казахов.

__________________________________________

* В вариантах сказителей-манасчи Сагымбая Орозбакова (1867-1930 гг.) и Саякбая Каралаева (1894 - 1971 гг.) "Манас" составляет ок. 250 тыс. стихов. Вместе с поэмами о потомках Манаса - его сыне Семетее и внуке Сейтеке в исполнении Каралаева выходит ок. 500 тыс. стихов . Для сравнения , в "Махабхарате" 100 тысяч шлок (~ 200 тысяч стихов) . Иногда "Манаса" (включая повествование о его потомках) считают самым большим эпосом в мире. Эта точка зрения , как минимум , спорна. Например , вкратце описанное нами арабское "Жизнеописание Абу Зайда Бараката или повесть о подвигах племени Хилял" , по некоторым сведениям , состоит из ~ 1 млн. строк , а исполнение некоторых устных версий китайского "Троецарствия" длится целый год. К тому же нужно учитывать , что строка "Махабхараты" по размеру намного превосходит таковую у киргизского эпоса.

На иллюстрации : портрет Мурун-жырау , от которого был записан цикл "Сорок крымских (ногайских) батыров"

Тюркский эпос, Историзм эпоса

Previous post Next post
Up