Различные песни о Марко в разной степени отображают исторические события . В некоторых (нередко , побочных в цикле) песнях историческая основа попросту отсутствует , в некоторых она вероятна , но мы не можем установить её из-за неполноты сохранившихся свидетельств (надо сказать , что летописание в Сербии так и не получило серьезного развития ). Тем не менее , в наиболее значимых случаях мы можем более или менее надёжно её выявить.
• "Женитьба Вукашина"
Историческая основа этой песни выявлена со всей очевидностью. Момчил (греч. Μομιτζίλος или Μομιτζίλας) был довольно заметной исторической личностью , предводителем отряда вольных повстанцев ( или попросту разбойников) , действовавшего в Родопах , на пограничной территории между Болгарией , Сербией и Византией. Происхождение его неизвестно , но едва ли он принадлежал знатному роду. Незадолго до 1341 года он переходит на службу к византийскому императору Андронику III Палеологу (прав. 1328-1341 гг. ) , который поручает ему контролировать территории , на которой раннее промышляла его шайка. Продолжая грабить болгарские земли , Момчил своими действиями портит отношения византийцев и болгар , чем начинает вызывать неприязнь и со стороны греков. Видимо , понимая это , Момчил бежит в Сербию и переходит на службу к царю Стефану Душану. Во время гражданской войны в Византии в 1341-1347 гг. Момчил выступает на стороне Иоанна IV Кантакузина ( прав. 1341 - 1354 гг.) . Последний в 1343 г. передает ему в управление область Меропу в Родопах. Уже как и официальный представитель , Момчил собирает вокруг себя 5-ти тысячное войско. Он выступал на стороне Кантакузина , пока противники последнего не убедили его выступить против своего "сюзерена". Он одержал победы в нескольких боях - потопил у Порталагоса три из 15 турецких судов , союзных Канаткузину , у разбил турецкий отряд у Перитеориона , после чего разграбил ещё несколько городов. Выбрав удачный момент , он с 1000-ю всадников напал на стан Кантакузина . Застигнутые врасплох , немногочисленные греческие силы были разгромлены , сам Кантакузин чудом избежал гибели или плена. Впрочем , вскоре Момчил послал к своему противнику с просьбой о прощении . Нуждаясь в военной помощи , Иоанн простил его и даровал ему титул севастократора. В 1344 году Момчил объявил себя независимым правителем в Родопах и на Эгейском побережье , его "столицей" стал захваченный им город Ксанти. Однако в следующем году Кантакузин выступает против него вместе со своими турецкими союзниками во главе с Умур-беем. Решающая битва произошла у Перитеориона. Момчил , имея значительно уступающие силы , попытался укрыться за городскими стенами , но местные жители не пустили его , пропустив лишь его двоюродного брата Райко с 50-ю войнами. Немногочисленное войско Момчила , состоявшее в основном из болгар и сербов , было разбито византийско-турецкими силами. Восставшие продолжали сопротивление до тех пор , пока не погиб сам Момчил. Из уважения к Момчилу , Кантакузин пощадил его жену , позволив ей со всем имущество укрыться в Болгарии. Некоторые исследователи предполагают , что она принадлежала к столичной болгарской знати из Тырново.
На иллюстрации : крепость Момчила в Пироте , 1-ая пол. XIV века
Неудивительно , что такая яркая личность , как Момчил , оставил свой след в эпическом творчестве. Современники отмечают его личное мужество и необыкновенно высокий рост , последующим поколениям также могло запомниться , что он был одним из первых славянских предводителей , кто сражался с турками и даже одерживал над ними локальные победы. По всей вероятности, его могли считать "своим" как болгары , так и сербы.
В эпической песне отображена гибель Момчила в 1345 году. Перлитор , которым владеет эпический герой , это город в Зете (Черногория) , в эпосе он , очевидно , по созвучию заменил Перитеорион , у которого "севастократор" принял свой последний бой. Исторический факт - "предательство" ( в кавычках , так как неясно , владел ли Момчил Перитеорионом на тот момент ) находящихся внутри крепости горожан отображён в песне через широко распостраненную сюжетную схему : непобедимого героя губит женское коварство ( ср.с еврейским Самсоном , греческим Гераклом , ирландским Ку Рои и многими другими героями , погибающими подобным образом ). Имя жены Момчила в исторических документах не упоминается. Можно с осторожностью предположить , что слухи о её сговоре с врагом своего мужа мог породить тот факт , что она была отпущена Кантакузином со всем своим имуществом.
Мы уже прежде в нашем обзоре сталкивались с таким явлением , как "эпическая генеалогия" , когда герои , чьи исторические прототипы никак не были связаны друг с другом , в эпосе оказываются родственниками. Эпическое сознание склонно создавать родственные связи между популярными героями. Здесь мы видим , как Момчил оказывается дядей Марко Кралевича , что должно предвещать и , в какой-то мере , объяснять несравненное богатырство последнего. Византийский (и турецкий) противник в песне заменён кралем Вукашином , отцом Марко Кралевича. Сложно сказать , произошло ли это вследствие уже сложившегося представления , что Момчил является дядей Марко , или же мы скорее имеем здесь обратную связь. Надо заметить , что греки в южнославянском эпосе лишь мельком упоминаются и практически никогда не фигурируют в качестве противника.
• Песни и предания о детстве и юности Марко , обретении им богатырского коня не содержат ничего собственно исторического. Рассказ о том , как Марко был брошен в реку своим отцом содержит широко распространенный сюжет , встречающийся как в мифе и эпосе ( ср. с библейским Моисеем , греческим Персеем , индийским Карной , Зигфридом в "Саге о Тидреке" и пр. ) , так и в волшебной сказке. Обретение силы также встречается не единожды - ср. с русским Ильёй Муромцем , скандинавским Хьяльти ( из "Саги о Хрольве Жердинке") , тюркским Кёр-оглы и т.д. Впрочем , приобретение силы именно от молока сверхъестественных женских существ , кажется , характерно для Балкан. Например , главный герой албанцев и славянских мусульман - Муйо получает богатырскую силу от молока зан (женских духов албанского фольклора , которые соответствуют славянским вилам и самодивам ). Про сюжет о приобретении богатырского коня мы уже упоминали в главе о Сиде Кампеадоре.
На иллюстрации : "Маркови кули" под Прилепом , XIV век.
•"Урош и Мрнявчевичи"
Эта песня , не отображая какое-то конкретное историческое событие , тем не менее хорошо передает атмосферу периода распада Сербского царства после смерти Стефана Душана в 1355 - 1371 гг. Легенда о том , что судьба Сербского царства решилась на соборе , фигурирует уже в "Житии царя Уроша" (1642 г.) , написанном патриархом Паисием. Хотя у сербского царя есть прямой наследник - Урош , отдельные сербские властители считают себя вправе спорить с ним на равных за право владеть царским престолом. Изначально Вукашин был назначен соправителем Уроша , однако со временем его самостоятельность и владения все больше возрастали . В 1365 году он принял титул короля сербов и греков. Царь Стефан Урош , опасаясь его притязаний , привлек на свою сторону князя Лазаря Хребеляновича , женатого на Милице из рода Неманичей и Николу Алтомановича , который владел западной частью сербской земли. В 1369 году между сторонниками Уроша и Вукашином вместе с его братьями произошла битва под Звечаном , в которой первые потерпели поражение , сам царь захвачен Мрнявчевичами в плен , а Никола тяжело ранен . Князь Лазарь , увидев , что битва проиграна , предпочел отступить. К 1370 году владения Вукашина включали уже и собственно Призрен - столицу царства Душана , а сам он называл себя "господином земли сербской и греков и западных стран". Он оставался гегемоном среди сербских правителей вплоть до своей гибели в 1371 году. Вероятно , именно эти события отобразились в песне в виде соперничества Мрнявчевичей с Урошем за верховную власть. Эпическое сознание представляет Вукашина незаконным претендентом на царскую власть (каковым он , в сущности , и был ) , а опорой законного наследника и вершителем справедливости делает Марко , хотя истории неизвестно , чтобы сын Вукашина каким-либо образом поддерживал Уроша против своего отца. В связи с этим можно вспомнить то , о чем мы уже писали в связи с Гильомом Оранжским. Несмотря на родственные связи , Марко отказывается присудить царство своему отцу или дядьям. Родительским проклятием ( которое , с точки зрения традиционного мировоззрения , обладает страшной силой ) эпос объясняет аудитории , почему первый среди юнаков Марко стал вассалом турецкого султана. Под упомянутой в песне "церковью Грачаницей" , вокруг которой Вукашин гоняется за сыном , имеется ввиду знаменитый Успенский собор монастыря Грачаницы , построенный в 1315-1321 гг. сербским королем Стефаном Милутином , прадедом Стефана Уроша.
На иллюстрации: Успенский собор Грачаницы.
• "Марко добывает отцовскую саблю"
Сюжетной основой этой песни послужил универсальный мотив - месть сына-богатыря за своего отца. Исторической основой песни послужила гибель Вукашина в битве с турками на реке Марице в 1371 году . В песне Вукашин сильно изранен , но ещё жив после битвы , его добивает знатный турок. Как именно погиб Вукашин на самом деле не известно , однако его тело ( как и его брата Углеши) действительно не было найдено на поле боя. Естественно, исторические источники ничего не знают о о том , что бы Марко мстил кому-либо за смерть Вукашина. Эпосу предстояла довольно трудная задача - как настоящий эпический богатырь , Марко должен был отомстить за смерть отца , однако , также нельзя было и вовсе игнорировать тот факт , что он турецкий вассал , который не мог открыто воевать против султана или , тем более , убить его. В результате , в эпической реальности Марко убивает лишь одного конкретного убийцу-турка и угрожает султану , но не мстит за поражение сербов на Марице вообще ( ср. , например , с германо-скандинавским Сигурдом , который мстит не столько конкретным убийцам - его отец Сигмунд скончался от ран - сколько за поражение , приведшее к его гибели ).
К мотиву мести за отца прибавлен мотив обретения чудесного оружия , которым никто не может владеть , кроме того , кому оно предназначено ( ср. с мечом того же Сигмунда или короля Артура).
• "Марко и вила Равиола"
Песнь представляет собой своеобразную вариацию распространенного сюжета о гневе духа (или божества ) на человека , который осмеливается с ним состязаться (ср. хотя бы ряд греческих мифов на эту тему ). Конец , однако , не очень типичен для такого рода рассказов - человека , подвергнувшегося гневу духа природы , спасает его товарищ. Песнь даёт понять , что богатырская сила Марко и его коня превосходит таковую даже у сверхъественных существ.
Весьма примечательно упоминание о старинных песнях о македонских (здесь имеются ввиду , видимо , сербские ) королях , которые поет Милош , проезжая через лес. Удивительным образом этот эпизод напоминает приводимое выше свидетельство Никифора Григоры о славянах , которые воспвали героев прошлого , проезжая через македонские леса. Таким образом , сам текст песни даёт нам лишнее свидетельство о существовании эпических песен , посвященных сербским правителям ранее XIV века.
• "Марко и Богдан Лютица"
Данная песнь не обладает ощутимой исторической основой и примечательна для нас прежде всего соединением Марко с другими южнославянскими эпическими героями. Прототипом Рели Крылатицы , который предстает побратимом Марко , был Хрельо Охмучевич (также известный как Стефан Драговол) , вассал сербских королей Стефана Милутина , его сына Стефана Дечанского и внука - царя Стефана Душана , имевший владения в Македонии. Впервые на исторической арене Хрельо появляется в 1320-ых гг. , как участник гражданской войны в Византии на стороне Андроника II Палеолога. В конце 1330-х годов Хрельо отложился от Сербии и становится относительно самостоятельным правителем в районе Струмицы , при этом признавая себя вассалом Византии. Его владения находились на границе Сербии , Болгарии и Византийской империи. В 1341-47 гг. Хрельо поддерживает Иоанна Кантакузина , который пожаловал ему звание протосебастоса. Однако , уже в 1342 г. Кантакузина понадобилась поддержка сербского царя и он согласился отказаться от своего вассала в пользу Сербии , Хрельо был вынужден признать сюзереном Стефана Душана. В том же году он скончался в восстановленном им Рильском монастыре , постригшись в монахи под именем Харитона. Согласно некоторым источникам , он был убит по приказу Стефана Душана. В эпосе Реля предстает юнаком-змеевичем , который в силу своего происхождения наделён крыльями.
На иллюстрации : т.н. "Башня Драговола" , построенная Хрельо в Рильском монастыре в 1334-35 гг.
Исторический прототип другого прототипа Марко - Милоша из Поцера не определен. Иногда он отождествляется с Милошем Обиличем - главным героем Косовского цикла.
Богдан Лютица также был реальной исторической личностью - такое имя носил вассал Стефана Душана , владевший территорией от Срема до Вардара. Уже после битвы на Марице , в 1372 году он становится вассалом турков. Ничего о его конфликтах с Марко неизвестно.
Если с Богданом Лютицей Марко ещё имел возможность , чисто теоретически, поддерживать какие-либо отношения , то Хрельо Охмучевич умер заметно раньше того времени , когда Марко впервые появляется на исторической арене ( если считать , что Марко родился около 1335 г. , в год смерти Драговола ему было всего 7 лет). Таким образом , перед нами очередной пример того , как эпос "спрессовывает" исторические события , делая ровесниками персонажей , живших в разное время.
• "Марко Кралевич и сестра Лека-капитана"
Историческая основа этой песни неизвестна. Прототипом Леко-капитана , скорее всего , послужил Леке из рода Дукаджинов (1410 -1481 гг. ) , представитель албанской знати XV века. Княжество Дукаджинов простиралось от северной Албании до Косова. Леке участвовал в междоусобицах албанских князей , самым известным его противником был Захария Альтисфери, князь Дагнума. Вместе со Скандербегом он сражался с османами , хотя впоследствии между ними возникла распря. После смерти Скандербега Леке продолжал с ограниченным успехом сражаться против Османской империи, иногда пользуясь помощью венецианцев. Несмотря на сопротивление , к концу XV века Албания практически целиком подчинилась османам. В данной песне Леко оказывается почему-то капитаном Призрена , столицы Душанова царства. Современником исторического Марко , он , конечно же , быть не мог. Хотя Марко , по-видимому, имел конфликты с албанскими владетелями ( об этом см.ниже ). Имя Роксанды , скорее всего , заимствовано из сербской "Александрии". Из песни можно предположить, что некоторые сербские владетели презирали Марко за добровольное подчинение турецкому султану. Однако , народное сознание осуждает такую позицию.
• "Женитьба Марко"
Под "кралем Шишманином" в песне , судя по всему , имеется ввиду последний правитель Болгарского царства - Иван Шишман III ( прав. в 1371 - 1395 гг.). В начале своего правления он уступил османам часть своих владений , но впоследствии вел почти непрерывную войну с турками , после 1391 года заручившись поддержкой своего родича и вассала - валашского господаря Мирчи Старого. Однако , отстоять свои владения ему не удалось , в 1393 г. султан Баязид I захватил столицу Болгарского царства - Тырново , а в 1395 г. и Никополь , куда была столица была перенесена. Сам Шишман был захвачен в плен и казнен. Он являлся популярной фигурой в болгарском фольклоре.
Млетаком славяне называли Венецию , так что оппонентом Марко в этой оказывается венецианский дож. Что касается Степана Землича , то исторически Земличи были сподвижниками Радослава Павловича (ум. 1438 г.) , крупного властеля в восточной Боснии , вынужденного признать власть турков. Если отрицательное отношение в песне к "латинскому" дожу вполне понятно , то чем вызвана неприязнь к Земличам , не вполне ясно. Мать исторического Марко , к слову , вопреки эпической традиции , звали не Евросимой , а Еленой. Исторической основы , как таковой , у песни нет , ее фабулу составляет довольно известный в разных вариациях анекдотический сюжет. Марко , конечно же , был женат , но не на дочери Шишмана , а на дочери Радослава Хлапена , одного из сербских властителей , который правил в южной Македонии. Более того , Марко , вместе с другими сербскими правителями , в 1395 году участвовал в ставшим последним для него походе Баязида I против Мирчи Старого , союзника Ивана Шишмана .
• "Марко и Вуча-генерал"
И эта песня не имеет видимой исторической основы. Милан Топлица , Иван Косанчич ( прототипы этих двоих также неизвестны) и Милош из Поцера , который , похоже , и здесь тождественен Милошу Обиличу , являются персонажами Косовского цикла. Историческим прототипом Вучи-генерала предлагали считать албанского дукса (герцога) Тануша , основателя рода Дукаджинов ( кон. XIII века) или известного полководца Священной Римской империи франко-итальянского происхождения Евгения Савойского (1663 - 1736 гг.) , носившего титул генералиссимуса. Куда более вероятно , однако , что прототипом Вучи был Петар Дочи (Петар Дойчин) , венгерский полководец 2-ой пол. XV века. В 1462 году Дочи появляется на арене истории , как капитан Белградской крепости. Между 1476 - 79 гг. он командовал венгерским реным флотом из ста кораблей , курсировавшим по Дунаю и Саве. Этот флот участвовал в захвате Шабаца венграми в 1476 г. К 1480 г. он оказывается баном Яйце . В том же году Дочи вместе с Вуком Бранковичем (Огненным Змеем ) и Ладиславом Эгревари , венгерским баном Славонии совершил поход и разграбил санджак Боснии , которым управлял Давуд-паша. В качестве посланника венгерского короля Матьяша Коровина , он дважды встречался с османским султаном Мехмедом II Завоевателем. Наконец , в 1482 г. Дочи вместе с Вуком Бранковичем и Павлом Канижи под Обече (на территории Сербии) нанесли поражение турецкому войску , продвигавшиеся на территорию Темишвара. Дочи известен в сербском эпическом творчестве и под собственным именем - Петар Дойчин , в песнях он представлен баном Варадина , как и Вуча-генерал . В Эрлангенской рукописи (1-ая пол. XVIII в.) , где содержатся старейшие записи песен о нем , Петар также носит имя Аучи , что близко к Вуче.
Прототип сына Вучи Велимира неизвестен. Предположения о том , что это один из офицеров Евгения Савойского едва ли могут быть приняты всерьёз.
Песнь как бы утверждает превосходство Марко над юнаками Косовского и "сербско-венгерского" цикла. Мотив освобождения героем из плена своих родичей , товарищей , сюзерена или жены распространен достаточно широко ( ср. хотя бы с Рустамом , освобождающим из плена у Белого Дива иранских богатырей ).
• "Марко и орёл"
Участие Марко в Битве на Косовом поле - мотив достаточно поздний . Примечательно , что в песне подчеркиваются близкие отношения Марко с миром зверей и духов.
• "Марко и Алил-ага"
В образе Алил-аги , вероятно , могли слиться великий визирь Мурада I Кара Халил-паша (ум. в 1387 г. ) из рода Чандарлы и его сын Али-паша. Кара Халил был весьма деятельным управленцем и довольно талантливым полководцем. До 1375 г. он имел должность бейлербея в западной Фракии. Позднее он захватывает Салоники и Охрид , в 1386 году , воспользовавшись междоусобицей в Албании , захватывает Крую и Шкодер. Его сын Али-паша , также ставший великим визирем (1387 - 1406 гг.) при Баязиде I и Сулеймане Челеби (1402-1411 гг.) участвовал в Битве на Косовом поле. В 1388-89 гг. он руководил походом против Ивана Шишмана. Он захватил ряд болгарских городов , включая Велико Тырново - столицу Болгарского царства. В 1389 году он участвует в Битве на Косовом поле. При правлении султана Баязида , в 1396 г. он участвовал в победоносной для турков Битве при Никополе , где османы нанесли поражение крестоносцам во главе с королем Венгрии Сигизмундом. После сокрушительного разгрома турков Тимуром в Битве при Анкаре (1402 г.) Али спас старшего сына Баязида - Сулеймана Челеби , сопроводив его в Адрианополь. Вероятно, он был причастен к Галлипольскому договору , который сохранил османские завоевания на Балканах в условиях распада Османского государства. В 1404 году он помогал Сулейману против его брата Мехмеда и смог хитростью принудить Анкару к капитуляции. В 1406 г. он скончался , через четыре года после этого Сулейман потерпел окончательное поражение от Мехмеда. В песнях Косовского цикла Али-паша известен под именем Влах-Алии и является могучим противником юнака Бановича Страхини.
Костадин-бег , судя по всему , имеет своим прототипом Константина Драгаша , деспота Велбужда ( прав. в 1379 -1395 гг. ) . Его владения в Восточной Македонии граничили с королевством Марко. Он был сыном деспота и севастократора Деяна (ум. 1371 г.) , вассала и зятя Стефана Душана. Деяну наследовал его старший сын Йован Драгаш . После Битвы на Марице братья Драгаши были вынуждены признать вассальную зависимость от османов. В 1392 г. дочь Константина Елена была выдана замуж за византийского императора Мануила II Палеолога (1391-1425 гг.). В 1395 г. Константин Драгаш , сражаясь на стороне турков против валахов , вместе с Марко погиб в Битве при Ровине , после чего его владения также были включены в состав Османского государства. Судя по титулу "бег", эпос подразумевает , что Костадин был "потурченцем" , т.е. принял ислам , что не соответствует исторической действительности. Причины этого неясны.
Сюжет песни едва ли отображает какое-то конкретное историческое событие. Мотив "богатырских состязаний" часто включается , например , в сюжет о героическом сватовстве или , иногда , в сюжет об освобождении от дани иноземцам ( ср. с былиной о Василии Казимировиче ) или вызволения близких из плена (ср. с былиной о Ставре Годиновиче и Василисе Микуличне) , но здесь представлен как бы сам по себе. В конечном оказывается , что Алил-ага и Марко являются союзниками , так как оба верно служат турецкому султану , обороняя его земли.
• "Марко и Мина из Костура"
Эта песня является , пожалуй , центральной в цикле сказаний о Марко. Первая ее запись была сделана ещё в нач. XVIII века (в одной из рукописей из Пераста , которые мы упоминали ).
Прототипом Мины из Костура ,по всей вероятности , является Балша II Балшич , один из сербских властелинов , господарь Зеты ( на территории современной Черногории) в 1378 - 1385 гг. Врагами Балшичей были Чарноевичи , опиравшиеся на Венецию. В 1372 г. Балша женился на Ксении , дочери Иоанна Комнина Асеня , деспота Валона. В связи с этим он стал правителем и Валонского деспотата (в южной Албании). В 1380-ых гг. Балше на краткое время удалось присоединить к своим владениям Албанию , разгромив албанского князя Карла Топия и приседенив к своим владениям Дураццо. Карл обратился за помощью к султану Мураду , который прислал ему на помощь войско во главе с уже упоминаемым нами Халил-пашой. В 1385 г. в Битве при Савре турки разгромили войска Балши и его союзника Иваниши из Мрнявчевичей , которые оба погибли в этом сражении.
Согласно Мавро Орбини ( XVI-нач.XVII вв. ) Балша Балшич ходил походом на Костур , который принадлежал Марко Мрнявчевичу. При этом город ему сдала жена Марко Елена , дочь Радослава Хлапена , которая была известна своей распутностью. Захватив Костур , Балша вместе с Еленой , покинувшей Марка , вернулся в Зету , но вскоре , изумлённый ее распутностью , заключил ее в темницу , а затем прогнал с позором. Источник сведений Орбини неизвестен , как и степень достоверности этого свидетельства. Однако , достоверно известно , что Марко какое-то время жил не с Еленой , а с Тодорой , женой некоего Гргура . Однако , затем он примирился с Еленой , а Тодору был вынужден передать своему тестю Радославу. Запись об этом содержится в богослужебной книге , написанной при жизни Марко в селе Калугерек рядом с Прилепом.
Вероятно , эти события и стали исторической основой для сюжета данной песне. Впрочем , как это часто бывает в эпосе , сохранена лишь самая общая канва исторических событий : враг захватывает город Марко и берет себе его жену , которую он потом себе возвращает. Эта канва подана через типический сюжет "муж на свадьбе своей жены " (ср. с "Одиссеей" Гомера , тюркским "Алпамышем" , былиной о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче и т.д. ). Хотя название города Костура сохранено , захвату и разграблению в песне подвергается не он , а столица Марковых владений - Прилеп.
Отдельно следует сказать о подвигах Марко на службе у султана , которые представляют собой как бы "сюжет внутри сюжета". Здесь мы легко узнаем тот же самый мотив , который составляет фабулу "Илиады" Гомера и встречается во многих других эпосах : правитель (сюзерен) побеждает врагов за счёт первого среди богатырей , когда он отсутствует по тем или иным причинам ( обычно это заточение в темнице или обида на того же правителя ) , сюзерен терпит поражение , пока богатырь не возвращается на поле боя. Вполне вероятно , через этот типический сюжет преломились воспоминания о противостоянии Османского государства с империей Тимура (Тамерлана) , который вторгся в Малую Азию. В 1402 г. между Тимуром и султаном Баязидом I произошла Битва при Анкаре , в которой турецкая армия подверглась сокрушительному разгрому , а сам Баязид был взят в плен , где и окончил свои дни , что привело к временному распаду Османской империи. Песнь сохраняет имя Баязида , но татары были заменены арапами (т.е. арабами и маврами) , что отражает более поздние завоевания турков. В битве при Анкаре на стороне турков участвовали и сербские силы во главе со Стефаном Лазаревичем , храбрость которых в этой битве отметил сам Тимур. Эпическое сознание делает Марко , как героического представителя славян , участником великой битвы со страшным врагом Османского государства. О подобном явлении мы уже рассуждали в связи с Гильомом Оранжским. Тем не менее , в песне Баязид хотя и терпит временное поражение (в отсутствие Марко) , в конечном итоге одерживает победу , которая тем не менее , достается сербскому богатырю дорогой ценой (отголосок потерь сербов при Анкаре ?). Это , конечно , не верно фактически , но , в целом, не противоречит духу истории - Османская империя довольно скоро оправилась от поражения и продолжила свой рост , в то время как Тимуриды не смогли удержать Малую Азию за собой.
В начале этой песни ярко отображены тенденции той сербской среды , в которой бытовали песни о Марко. Между Венгрией (которую представляет Будимский король и Янко Сибинянин ) и Османами Марко вынужден выбрать службу турецкому султану.
Хочется добавить напоследок , что эта песня является одной из самый объемных в цикле о Марко. При определенных условиях у неё были бы шансы развиться в большую эпическую поэму - своеобразную южнославянскую "Илиаду" и "Одиссею" вместе взятые.