ИСТОРИЗМ ЭПОСА : I. Французский эпос (5)

Jan 05, 2023 20:28

Следующей по времени создания ( и по эпической хронологии) следует поэма "Нимская телега" (1-ая пол. XII века). Историческая основа этой поэмы едва ли уловима , можно считать , что её нет. При Каролингах Ним вообще не находился под властью сарацин , соответственно и отвоевывать его не имело никакого смысла. Сарацины лишь на "краткий миг" захватывали его в 719 и 737 гг. В 793 году , когда произошла битва на Орбьё , враги так и не дошли до его стен. Тут мы видим лишь самое общее отображении истории - сарацины бывало захватывали города в Лангедоке и Провансе ( например , Барселону , Нарбонн и др.) , которые франки потом отвоевывали. Естественно , хитростей , подобных описанной в поэме , при этом не использовалось. Здесь есть лишь распространенный сюжет взятия неприступной крепости хитроумным военачальником , приуроченный отчего-то ( о причинах этого можно лишь догадываться) к Ниму.
Тем не менее , в этой поэме походя упоминаются некоторые другие подвиги Гильома , как то победа над узурпатором Отоном , захватившим Рим и завоевание Гильомом ряда земель , в том числе некоего Порпальяра. Касаемо первого , тут очевидно отображены столкновения с одноименными германскими императорами, и в общем - антинемецкие настроения французов , считающих именно своего короля единственным законным преемником Карла Великого. Под Порпальяром же , возможно , имеются ввиду Балеарские острова , захваченные Гильом Тулузским в 799 году.

Поэма "Взятие Оранжа" непосредственно продолжает "Нимскую телегу" и , по-видимому, была создана вскоре после неё. Касаемо её исторической основы можно сказать примерно то же самое , что и про предыдущую. Да , Оранж некоторое время в VIII веке находился под маврами , но Гильом Тулузский (да и другие Гильомы тоже) никогда не брал его штурмом . Сарацинская королева Орабль , которая , приняв крещение и имя Гибор , становится женой Гильома , несомненно имеет своим прототипом реальную жену Гильома Тулузского - Витбургу (Гибор это более позднее романское произношение этого имени ) , которая упоминалась в уже приводимых нами документах. При этом , Гибор в эпосе - единственная жена героя , тогда как исторический Гильом имел и вторую жену по имени Кунегунда. О "сарацинском" происхождении Витбурги в исторических документах мы , естественно , никаких сведений не находим.
Имя сарацинского принца Аррагона , пасынка Орабль-Гибор , видимо связано с одноименной областью в Испании , королем которой , в числе прочих стран , назван в поэме его отец Тибо , владелец Оранжа. В отношении последнего была высказана остроумная гипотеза , что "христианское" имя этого сарацинского владыки является трансформацией имени тевтонского вождя Тевтобода ( Teutobodus - Theobaldus - Thibaud ) , победа над которым Мария (102 г. до н.э.) была увековечена триумфальной аркой в том самом Оранже. Вообще в Оранже ( как и некоторых других городах Лангедока и Прованса ) сохранилось немало монументальных зданий периода античности - кроме упомянутой арки это также термы и театр. Можно считать , что именно эти постройки навеяли эпическим певцам-жонглерам образ поражающего франков своим величием "сарацинского" дворца Глорьета.
Поэма эта имеет для нас важное значение - она знаменует завершающий этап формирования эпического образа Гильома , который теперь становится Оранжским. При этом Гильом Тулузский никакой особой связи с Оранжем не имел , а в "Песни о Гильоме" , как мы помним , резиденцией героя является Барселона. Почему же Оранж оказался прочно связан с Гильомом ? Тут следует вспомнить упомянутого Гильома I , графа Прованского , который , по всей вероятности , слившись в эпическом сознании с Гильомом Тулузским , "обогатил" образ эпического героя некоторыми чертами и сюжетными мотивами.

Этот Гильом был сыном графа Арля Бозона II , который объединил под своей властью владения , получившие название Прованса. После смерти отца Гильом вместе со своим братом Ротбальдом (Ротбаутом) унаследовали Прованс в качестве совместного владения. Юг Прованса в то время был оккупирован сарацинами , которые укрепились в крепости Фраксинэ (контролировалась халифом Кордовы) и совершали набеги на франкские территории , участившиеся в середине X века. Сарацины стали проникать в Бургундское королевство , в состав которого входили и владения Гильома. В 973 году Гильом , совместно со своим братом Ротбальдом и графом Турина Ардуином , разгромил сарацин в битве при Туртуре . Крепость Фраксинэ , которую блокировали с моря союзные византийцы , была захвачена и разрушена. А к 974 году Гильом , получивший прозвища Освободитель и Завоеватель , окончательно изгнал сарацин из Прованса , в 979 году он получил титул маркиза этой территории. Эти события , как мы уже упоминали , определенным образом повлияли на развитие сюжета "Песни о Гильоме" : крупная победа над сарацинами при Фраксинэ слилась с битвой на реке Орбьё. Но , кроме этого , именно воспоминания о Гильоме Прованском , судя по всему , сделали Оранж резиденцией Гильома эпического , заменив Барселону. Дело в том , что последняя резиденция Гильома Прованского находилась неподалеку от Оранжа , между Авиньоном , Оранжем и Карпентра. Незадолго до своей смерти в 993 году , он (как и его Тулузский тёзка) постригся в монахи и был похоронен в основанном им (вместе с аббатом Майёлем) бенедиктинском монастыре в районе Оранжа. Возможно , каким-то образом на формирование эпического сюжета о захвате "неприступного" Оранжа мог повлиять факт захвата крепости Фраксинэ , связанный с той же исторической личностью.

Оранж прикрепляется к имени Гильома примерно в кон. XI - нач. XII века , о чем свидетельствует проникновение эпического сюжета о взятии Оранжа в латинское "Житие св. Вильгельма" , созданное около нач. XII века. В этом агиографическом произведении рассказывается , как Гильом (Вильгельм) "вошел в Септиманию и , перейдя Рону , расположил свои войска вокруг стен Оранжа , который сарацины во главе с их Тибо давно уже держали в своих руках . Гильом быстро разбил и обратил в бегство захватчиков , хотя в дальнейшем ему пришлось немало претерпеть в Оранже и из-за Оранжа , что он перенес весьма достойно. После того , как он с великим трудом завоевал этот город , с согласия всех своих людей он решил оставить его себе и сделал его главной своей резиденцией. Вот почему город этот из-за славы столь великого воина почитается теперь на всем белом свете."
Кроме прочего , все это лишний раз подтверждает особую древность "Песни о Гильоме" (точнее , её первой части ) , где Оранж еще не упоминается , позволяя отнести ее текст еще к XI веку.

Романские народы, Историзм эпоса, Французский эпос

Previous post Next post
Up