Feb 21, 2021 15:24
Самыми ранними и , в то же время , самыми обстоятельными источниками по японской синтоистской ( то есть до-буддийской языческой ) мифологии являются "Кодзики" и "Нихон секи" ( оба - VIII век). Уже в "Нихон секи"( "Нихонги") приведена датировка мифологических и легендарных событий.
От до-буддийской корейской мифологии ( которая , вероятно , была в основных чертах похожа на японскую ) дошло гораздо меньше , чем от японской. Собственно и буддизм проник в Корею значительно раньше. Самым ранним дошедшим источником , систематически пересказывающим легендарный материал , являются "Самгук юса" , написанные в XIII веке буддийским монахом Иреном. Я счел целесообразным представить и первую часть хронологии корейского мифологическо-легендарного материала.
• Хронология японской мифологии•
Правление на земле бога Оконинуси , потомка Сусаноо в 6-ом поколении. Появление небесных божеств ремесел.
Аматэрасу хочет сместить Оконинуси и посылает для его усмирения Такэмикадзути ( бог грома ) . Поединок Такэмикадзути с Такэминаката-но-ками (богом воды и ветра) , сыном Оконинуси. Победа Такэмикадзути. Оконинуси уступает власть и "скрывается".
1 миллион 793 тысячи с веком лет до н.э. - VIII век до н.э. -
С Небес для правления землёй спускается бог Ниниги-но-микото , потомок Аматэрасу , в сопровождении божеств Узуме , Сарутахико , Амэ-но-Коянэ , Футодама , Исикори и Таминоэ. С собой он берет меч Кусанаги , зеркало и драгоценный камень ( будущие реликвии императорского дома) и рисовый колос , чтобы учить земледелию. Земные божества признают его власть. Ниниги отвергает дочь горного божества Оямацуми и она проклинает его - он и его потомки будут отныне смертны.
После смерти Ниниги правят его сыновья , а затем внуки.
VII-VI вв. до н.э. - Поход Дзимму-тэнно , правнука Ниниги на восток . Сначала они имеют немногий успех - в битве с местным вождём ( божеством) Нагасукэ-бико гибнет старший брат Дзимму Итусэ-но-микото. Тогда бог Такэмикадзути посылает Дзимму и его войску свой меч. В очередной битве , местное божество отравляет Дзимму и его воинов , после этого Аматэрасу посылает им золотого ворона , который указывает им путь. Дзимму покоряет эмису ( айнов) , татикуму и кумасо. С помощью золотого ворона ( или змея) , севшего на его лук , Дзимму наконец разбивает Нагасукэ-бико ( к тому же небесный бог , родич последнего , отворачивается от него). Основание Ямато.
После Дзимму правит император Аннэй.
VI-V вв. до н.э. - Правление императора Итоку. Он встречается с богом Сусаноо на краю земли Идзумо.
V-I вв. до н.э. Последовательное правление императоров Косе , Коана , Корэя ( сыновья которого завоевали восточную часть Киби ) , Когэна , Кайка , Судзина.
I в. до н.э. - I в. н.э.- Правление императора Суйнина. Принц корейского царства Силла преподносит реликвии императору и становится его вассалом. Восстание Сахо-бико , брата Суйнина и его гибель. Строительство великого храма Исэ. Распостранение ирригации.
Первое соревнование по сумо: поединок силачей Номи-но-сукунэ и Тагима-но-кэхая. Победа Номи-но-сукунэ и изменение им погребального обряда - вместо человеческих жертв он предлагает при похоронах класть глиняные фигурки.
I-II вв. - Правление императора Кэйко. Походы против кумасо.
Подвиги героя Ямато Такэру , сына императора. Хитростью он побеждает силача , вождя кумасо и силача , вождя Идзумо. Покоряет край Сагами и совершает другие подвиги. Везде он усмиряет и заставляет местных божеств признать власть Ямато. Пожелав голыми руками захватить зловредное божество горы Ибуки , он не распознает его и гибнет от болезни , насланной этим божеством.
Правление императора Сэйму , а затем императора Тюая ( сына Ямато Такэру).
III век- Правление императрицы Дзингу , жены Тюая. Во время похода ее муда на кумасо , в нее вселились Аматэрасу и 3 божества Сумиеси , которые велели Тюаю выступить против Кореи. Тот отказался и умер. Дзингу возглавила войско и покорила корейское гос-во Силла. В Ямато она подавила восстание местных вождей Кагосаки и Осикуми.
III-IV вв. - Правление императора Одзина. В Ямато прибывают переселенцы из Китая и Кореи. После его смерти между его сыновьями выспыхивает распря , в которой побеждает О-Садзаки +император Нинтоку ) . В его правление строятся валы , предохраняющие от наводнений.
Герой Агатамори , предок каса-но-оми , убивает морского змея.
V век - Последовательное правление императоров Ритю , Хандзэя ( при котором был длительный мир ) , Инге ( при котором было землятресение в Киото ) .
Правление императора Анко. Его старший брат Кинасу-но-кару был наследником , но из-за кровосмесительной связи с сестрой был лишен прав. В результате неудачного восстания оба были изгнаны и покончили с собой. Анко был убит принцем Маева-но-окими , сыном Кинасу.
Жестокое правление императора Юряку. Он пригласил во дворец бога грома с холма Мимуро. Императорский посланец Сугару доставляет во дворец откликнувшееся божество в форме огромного змея. Разгневанное пренебрежением Юряку ритуальными правилами , божество устрашает его. Затем Юряку с благоговением возвращает змея на холм Мимуро.
Юряку проявил себя в охоте , убив дикого вепря на горе Катураги.
В результате борьбы за престол со своим братом Яосикавой , на престол восходит император Сэйнэй.
Последовательное правление императоров Кэндзо , Нинкэна и Бурэцу ( чье правление было наиболее плохим ).
VI век - Последовательное правление императоров Кэйтая , Анкая и Сэнка.
Переселение в Ямато буддийских проповедников. Распостранение буддизма.
Конец мифологической и легендарной эпохи.
•Хронология корейской мифологии •
~ CXXXIV-XXIV вв. до н.э. - Сошествие с Неба на Землю Хвануна , сына владыки небес Хванина ( = Индры ) с 3000 спутниками на гору Пэксутан. С ним спустились духи ветра , дождя и облаков ( Пхунбэк , Уса и Унса ) . Хванун упорядочивает жизнь людей , учит их земледелию и пр.
Одна медведица , по наставлению Хвануна , выдерживает испытание в пещере и становится женщиной. От Хвануна у нее рождается сын Тангун .
Правление Хвануна продолжается 11 тысяч лет.
XXIV-IX вв. до н.э. - Правление Тангуна Вангома. Основание гос-ва Кочосон . Тангун правил 1500 лет , а после стал горным духом. В XII-XI вв. до н.э. он выделяет бежавшему к нему Кидже ( = Цзицзя) , дяде последнего императора Шан Чжоу Синя удел в Чаосянь (Чосон).
Часть корейских правителей вела род от Киджи.
Японская мифология,
Каталоги,
Мифология Восточной Азии,
Корейская мифология