как мозг учится читать

Oct 21, 2014 23:33

Оригинал взят у islandena в как мозг учится читать
Интересная получасовая лекция Stanislas Dehaene "How the brain learns to read" . Рекомендую.

image Click to view


Под катом - мой конспект основных положений его доклада.
К сожалению, не знаю, как выдернуть картинки из видеоролика, поэтому отмечаю время появления слайдов, которые меня заинтересовали.
4.55 - отмечена зоны мозга, задействованные в процессе чтения

Обучение чтению состоит из:
- распознавания букв и понимания того, как они объединяются в написанные слова.
- связывания их с теми областями мозга, которые отвечают за звуки речи и значение.(5.09)
Эти области мозга от рождения "заточены" под язык. В восприятии речи у младенцев задействованы те же самые зоны мозга. Лектор называет их letter box area ("коробочка с буквами")
Следовательно, чтение - это не что-то принципиально новое для мозга, чтение - это установление связей между зонами мозга, это связь визуального стимула и языка.

Проведено большое количество исследований того, как изменяется мозг взрослых и детей, после того, как они научились читать.(7.39) Меняется сама анатомия мозга (9.12), и это видно на снимках. Активируется зона, отвечающая за распознавание букв и их комбинаций, причем ее активность прямо пропорциональна степени владения навыком чтения. Параллельно идут значительные изменения в визуальном кортексе, где меняется точность декодирования визуальной информации. Больше всего изменений претерпевает зона, отвечающая за восприятие речи на слух.
Вопрос: чем занята letter box area до того, как человек научился читать? Исследования показали, что эта зона мозга у всех приматов отвечает за распознавание лиц, объектов реальности, визуальное восприятие (9.43).
По мере того, как растет способность мозга декодировать последовательности букв, его способность визуального распознавания объектов падает, а функция распознавание лиц переводится в правое полушарие (9.59) Два умения соревнуются между собой.

Это открытие позволило разгадать одну из загадок, касающуюся детского чтения. Речь идет об отзеркаливании, которым "грешат" многие дети. Многие родители считают это проблемой, но на самом деле это не так и не имеет никакого отношения к дислексии. Здесь работает механизм симметрии, который помогает нам распознавать лица и объекты реальности независимо от их расположения. Эта генерализация симметрии (symmetry generalization) уходит, когда человек учится читать. Область мозга, задействованная при чтении, - наиболее чувствительна к симметрии, т.к. отзеркаливание необходимо для зрительного распознавания образов.(11.52)

Второй вопрос, на который найден ответ благодаря новым исследованиям, - вопрос о том, какой метод обучения чтению предпочтителен - фонетический или метод целых слов. Ответ - фонетический. Взрослым кажется, что при чтении они охватывают слово целиком, однако это иллюзия, вызванная автоматизацией навыка. Мозг человека всегда воспринимает написанное слово "побуквенно" (13.02) Самое главное в процессе обучения чтению - это установление связи "буква-звук". ЭТо же и самый эффективный способ обучения чтению и пониманию написанного текста.

Три компонента чтения - буква, звук, значение.
Как только эта связь установлена, может произойти самообучение: дети "дешифруют" слова, распознают их на слух и добираются до их значения. Так создается вторая, "прямая" дорожка от зрительного образа непосредственно к значению слова. Дети учатся читать сами, без учителя. (15.39)

Игры, в которых ребенку надо соотнести букву и звук, - полезны и соответствуют современным представлениям о том, как мозг учится читать. Всего 4 часов таких упражнений (растянутых на 8 недель) дошкольнику достаточно для того, чтобы появилась зона визуальных образов слов. (16.14)
Новые открытия помогают и при обучении математике (с 17 мин.). Теперь мы знаем, что за чувство числа у человека отвечают те же области мозга, что и у других приматов, и знание о том, что именно мы "заменяем" при освоении математики, поможет нам учить эффективнее. Даже простейшие настольные игры помогают детям развивать чувство числа и осваивать математику.

Вопросы из зала.
Являются ли изменения, о которых шла речь, химическими? Можно ли при помощи лекарств воздействовать на этот процесс? Ответ: об этом пока нет достоверных данных

Нужно ли учить детей курсиву? Ответ: нужно и очень важно. Курсивное написание создает дополнительную связку в мозгу между обликом слова и значение, и это помогает детям учиться читать. Кроме того, это помогает избавиться от отзеркаливания (p и q очень по-разному ощущаются, когда их напишешь).

Все ли люди одинаково способны к чтению? Ответ: да. Но очень многое зависит от среды, в которой человек находится, от языка, который он изучает.

Какие моменты следует учитывать при создании обучающих программ? Ответ: лучшая форма - игра. Важна последовательность стадий: от буква - к целому слову и значению. Чем лучше сфокусирован ребенок, тем эффективнее обучение, поэтому нельзя перегружать кадр.ЭТо касается как компьютерных программ, так и текстовых учебников. Учебники, изобилующие картинками, - менее эффективны. Когда на страничке много объектов, это создает проблемы, особенно у детей с расстройствами внимания.

Роль родителей. Ответ: чем больше с ребенком говорят, чем больше ему читают - тем лучше.

Есть ли критический возраст, до/после которого чтение травмирует мозг. Ответ: никогда не поздно, взрослый может научиться читать, разве что чуть медленнее, чем ребенок. В обратную сторону: есть дети, которые учатся читать сами в 4-5 лет, и, насколько нам известно, это не травматично для них. Современный научный ответ на вопрос "когда не рано?" - "мы не знаем". Личное мнение лектора - детям надо играть и креативить, а чтение может подождать до 6-7 лет.

На каком количестве языков может ребенок до 8-10 лет научиться читать? Ответ: зависит от языка. Например, итальянский можно выучить за 3 месяца,т.к. там прямое соответствие буквы и звука. Чтобы дойти до такого же уровня английского, может потребоваться 2 года. Обычно считается, что ребенок должен читать к третьему классу в англоязычной среде. Что касается совмещения языков, то об этом мало известно. Мы не знаем о возможных негативных эффектах, зато знаем о позитивных: если человек умеет читать на одном языке. то обучение чтению на другом пойдет быстрее и легче.

А вышла я на это видео благодаря курсу Supporting children with difficulties in reading and writing Думала, просто зайду, гляну и выйду, а там оказалось много интересного про чтение и письмо.

kids, psychology

Previous post Next post
Up