Еще одна значимая фамилия в российском кукольном производстве - Дунаев. К сожалению, история не пощадила ни его имя - одни источники называют Дунаева Сергеем Григорьевичем, другие - Семеном Григорьевичем, ни его кукол: по большому счету хорошо сохранились лишь те, которым посчастливилось родиться сувенирами и вовремя уехать за границу. Если оригинальные куклы фабрик Шраера/Фингергута и Журавлева/Кочешкова еще встречаются в музеях и частных коллекциях, то несувенирная кукла дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом - огромная редкость.
С. Г. Дунаев родился в крестьянской семье в деревне Митино недалеко от Хотьково.
В 1861 г., восьми лет от роду, он поступил на завод купца А. Г. Попова в селе Вербилки в 30 верстах от Хотьково, где обучался скульптуре и технологии производства фарфоровых изделий, затем, когда завод Попова сменив несколько владельцев пришел в упадок, в начале 1870-х перешел работать к Дунашову и Кузнецову. Возвратившись домой, С. Г. Дунаев в 1893 г. открыл при Митино собственную фарфоровую мастерскую, которая через некоторое время выросла до размеров небольшого завода и давала заработок почти всей деревне, жители которой занимались лепкой заготовок. В 1897 г. промышленное оборудование составляли горн, 2 жернова, пресс для растирания и выжимки глины, 9 гончарных кругов для выделки посуды, чан для толчения фарфора... В 1904 году на заводе работало 12 человек, к 1908 году количество работников увеличивается до 20.
Мастерские завода С.Г. Дунаева. 1900 - 1910 гг.
Рабочий день составлял 12 часов - с 6 часов утра до 8 часов вечера с двухчасовым перерывом на обед и отдых. В конце XIX в. завод ежегодно производил до 15000 штук разнообразных терракотовых, майоликовых и фарфоровых изделий, включая игрушки. С 1903 года по инициативе Московского торгово-промышленного Музея кустарных изделий стал выпускать майоликовые вещи в стиле модерн. И здесь немаловажное значение имели помощь и советы С. И. Мамонтова, имевшего майоликовую мастерскую в соседнем Абрамцеве.
Дунаевская продукция пользовалась большим спросом и продавалась не только в России, но и за границей. В 1905 году её ассортимент расширяется до 2000 наименований и включает в основном высококачественные предметы роскоши. С.Г. Дунаев участвовал в русских и заграничных выставках, где получил 14 медалей, в том числе 5 золотых.
В числе игрушек Дунаевский завод делал также и кукольные головки.
До этого куклы лишь собирались в России: к поставленным из-за границы фарфоровым головкам монтировалось туловище отечественного производства, кукла наряжалась и упаковывалась. Головки привозили из Германии, в их числе и головки фабрики "Зимон и Хальбиг", отлитые по молдам для немецкой фирмы "Каммер и Реинхардт". Кроме того, в Российской империи имелся и свой поставщик - в польском городе Калиш работала знаменитая кукольная фабрика Адама Шраера и Якоба Фингергута, обладающая собственным фарфоровым производством. Головки с калишской фабрики, созданные для России, маркировались номером молда и буквами "Ф" или "Ш".
Куклы "российской сборки" с европейскими фарфоровыми головами, 1900-1913. Слева направо:
Боярыня, костюм Н. Д. Бартрама. На голове клеймо 448 1 (фабрика Шраера и Фингергута).
Царица, костюм Н. Д. Бартрама. На голове клеймо 449 2/0 Ф (фабрика Шраера и Фингергута).
Кукла в костюме Костромской губернии.
Кукла в костюме Симбирской губернии. На голове клеймо 149 2/0 (фабрика Шраера и Фингергута).
Кукла в костюме Рязанской губернии. На голове клеймо 532 2/0 (фабрика Шраера и Фингергута).
Кукла в костюме Саратовской губернии.
Автор фото мне неивестен - если это ваши фото, сообщите мне, я подпишу или удалю.
Потом производство кукольных головок было начато и на фабрике С. Г. Дунаева. После его смерти завод в Хотьково перешел к его сыну Александру. Фарфоровые кукольные головки, как собственного дизайна, так и скопированные с немецких молдов, стали маркироваться "Дунаев", "Хотьково", "Дунаев А. С. Хотьково".
Дешевые кукольные головки делали из терракоты и отправляли в Москву в мастерскую магазина "Детское воспитание" Анатолия Мамонтова (брата Саввы Мамонтова) для сборки, а с 1891 после закрытия мастерской - в открытую Московским губернским земством в Сергиевом Посаде Учебную игрушечную мастерскую, где было развернуто кустарное производство кукольных туловищ.
Русские кукольные туловища с эстетической точки зрения сильно уступают европейским - нелепой формы грубый крупный торс и выточенные на токарном станке конечности. Они изготавливались из дерева и так называемой мастики (русский вариант композита). В. Даль: МАСТИКА ж. растительная серка, смолка, особенно фисташковая, Pistacia lentiscus. Смолистая, составная замазка, состав из масл, воску, смолы, с мукою, известью, поташем, кирпичом и пр. для склейки битой посуды, натирки полов, мебели, подводной каменной кладки и пр. Рецепт мастичной массы у каждой артели был собственный, поэтому качество кукол сильно различается; в отличие от западного композита русская мастика белого цвета и более непрочная. И именно поэтому первое, что теряют или повреждают куклы с русским туловищем - это сделанные из мастики кисти рук и голени ног, то есть фигурные части. Но был и некоторый плюс в русском туловище - в отличие от экономных немецких производителей, из дерева вытачивали не только шарниры, руки и бедра (впрочем, немцы экономили и на бедрах), но и гнезда под шарниры! Это неслыханная роскошь для немецкой фабрики начала ХХ века. Но для богатой на леса России - такая технология была гораздо проще - при наличии токарного станка это занимало считанные минуты.
Маленькие 30 см. куклы с фарфоровыми головами, одетые в народные костюмы разных губерний (т.н. "этнографические") появились еще в 1880 году и изначально создавались как коллекционные, с целью показать богатство национальных костюмов народов России. Их делала мастерская А. Мамонтова в Москве. Наряды для кукол разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея г. Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Н. Д. Бартрамом. В 1893 г. эти куклы завоевали приз на Всемирной Чикагской выставке и с помощью Музея кустарных изделий стали экспортироваться за границу как национальные сувениры. Позже в целях удешевления производства покупные фарфоровые головки были заменены на отечественные фарфоровые, а затем в начале 1900-х - на терракотовые. Из-за хрупкости материала они либо не маркировались, либо ставился номер размера в сантиметрах. В 1900-м г. ассортимент насчитывал 144 вида кукол.
Сувенирные куклы с терракотовыми головами производства завода С.Г. Дунаева. 1910-е гг.
Автор фото мне неивестен - если это ваши фото, сообщите мне, я подпишу или удалю.
Здесь видно, насколько непрочна терракота - обратите внимание на отколотые бортики на голове и повреждения поверхности головы от клея.
На фото справа хорошо отечественное кустарное туловище - шарниры на бедрах не выточены отдельно в виде шариков, а являются одним целым с бедром, и имеют вытянутую форму, что мешает кукле уверенно сидеть.
Автор фото мне неивестен - если это ваши фото, сообщите мне, я подпишу или удалю.
Большая коллекция кукол в национальной одежде хранится в музее Прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.
Происхождение кукол неизвестно - российская сборка или полностью отечественное производство, однако, видно, что головки фарфоровые. Лапти сделаны из кусочков кожи.
Автор фото мне неивестен - если это ваше фото, сообщите мне, я подпишу или удалю.
Куклы с фарфоровыми и композитными головами завода Дунаева. Туловище у куклы на третьей фото - современная замена. Необычная для западных образцов форма головы "Сестры милосердия" на последнем фото - широкие виски, короткий нос - говорит о том, что это явно собственный молд. Фото кукол из коллекции Сергея Романова
Революция и гражданская война остановили работу. Но после введения в 1921 г. НЭПа кукольное производство удалось возродить под новой вывеской - игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде была переименована в Сергиевскую кустарную промышленную артель. Стране были нужны новые, "политически верные" игрушки, и артелям требовались новые художники, способные создать новые образы, а не копировать старые западные образцы. За правильным курсом творчества внимательно следила комиссия по игрушке.
В конце 1929 г. началась массовая “ликвидация кулачества как класса”, свертывание нэпа, обещанного “всерьез и надолго”. Владельцы частных заводов, имевшие наемных рабочих, были объявлены собственниками и эксплуататорами, их производства экспроприировались, а сами владельцы были арестованы и высланы вместе с семьями. Бывший дунаевский завод объединился с кирпичным заводом. Сергиевская кустарная артель вместе с городом была переименована в Загорскую и получила приставку "им. Рабоче-крестьянской Красной Армии". Кукольные головки продолжала выпускать хотьковская артель “Майолик”, в память о которой названа улица в городе. В 1937 году помещения артели Майолик были сожжены и производство фарфоровых кукол в России прекратилось окончательно. Бухгалтер артели Боголюбский С. К. был обвинен в шпионаже в пользу Японии и в 1938 году расстрелян. Судьба Александра Дунаева неизвестна. А в 1980-е на ул. Майолик сгорели и завод, и его дом.
Дом С.Г. Дунаева в Хотьково на улице Майолик. Работницы артели "Майолик" прорезают глаза на кукольных головках. 1930 г.
© happydolls.livejournal.com
При копировании ссылка обязательна.
*****
В статье использованы материалы следующих источников:
Б. Голдовский "Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия." М., Дизайн-хаус, 2009.
Г.Дайн "Русская игрушка". М., Советская Россия, 1987.
www.nivasposad.ruwww.trozo.ru/archives/12836С.Г. Романов, "Игрушки 1920-х гг. в СССР (Размышления реставратора)"
igrologia.ru/izdania/Teoria_i_istoria_igri/14_Romanov.htm Кроме того, использованы фотографии неизвестных мне ресурсов и авторов, поэтому, если мне о них сообщат, то я с радостью подпишу источник и автора, либо удалю изображение (но это уже без радости).