Куклы великих княжон

Feb 28, 2010 18:05



(фото 1906 г.)
// Расширенную версию этой статьи можно прочитать в журнале "Антикварная кукла" № 4 (2-2013). Доступна только электронная версия выпуска.//

О царской семье написано немало мемуаров, но игрушки великих княжон не слишком интересовали их взрослых современников, поэтому ярких воспоминаний об этой немаловажной стороне их детского быта практически нет. Дети же, которым позволялось играть с цесаревнами, были более внимательны, однако и в их мемуарах эти радостные моменты детства вытеснены более важными на их взгляд рассуждениями о повседневной жизни и политике.

2. Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. 1903 г.


3. Ольга и Татьяна. Царское село, 1897.


Да и высочайшее позволение разделить общество с царскими детьми давалось далеко не всем - Александра Фёдоровна внимательно следила за кругом общения своих девочек и считала, что большинство детей из высшего общества избалованны и легкомысленны и могут негативно повлиять на воспитание и характер маленьких княжон.

Одной из немногочисленных допущенных в царские детские комнаты была семилетняя великая княжна Мария Романова, внучка императора Александра II и двоюродная сестра Николая II. И даже она в своих воспоминаниях отводит куклам лишь несколько строк:
"Мы с Дмитрием [младший брат Марии] часами рассматривали игрушки наших юных кузин; они не могли наскучить - такими были прекрасными. Особенно восхитительным мне казался подарок президента Франции [Феликса Фора - Félix Faure], который он преподнес Ольге [в 1896 году Ольге исполнился год], когда она с родителями впервые поехала в эту страну. В футляре из мягкой кожи находилась кукла с полным приданым: платьями, бельем, шляпками, туфлями, полным набором для туалетного столика - все было сделано удивительно искусно, как настоящее"

Девочки немного тяготились такой ситуацией и даже иногда жаловались, что у них нет подруг. Но поскольку изменить ситуацию было не в их власти, то они постепенно учились быть самодостаточными, и большая доля их внимания была обращена на любимых домашних животных и молчаливых подруг - кукол. И их было немало. Александра Фёдоровна старалась воспитывать детей в скромности и сдержанности, но детские игры считала делом важным: «Просто преступление - подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными... Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, весёлыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми».

И на праздники девочки получали дорогие подарки - фарфоровых красавиц всех именитых фабрик Франции, Германии и России. Кроме того, их привозили из-за границы родственники и друзья царской семьи, дарили гости. В этом плане содержимое детских комнат августейших домов Европы мало чем различалось.
Но фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и даже в царской семье, впрочем, и без того привыкшей к скромности в быту, девочек приучали относиться к ним бережно. Дорогие куклы - одетые, как свои маленькие хозяйки, в кружева, шёлк и батист, в шляпки и капоры с цветами и бантами красавицы с длинными локонами и закрывающимися глазами - хранились в закрытых шкафах и вынимались по особым случаям. И дети понимали их ценность, обращались настолько осторожно, что такие хрупкие создания не заканчивали свою жизнь, превратившись в груду осколков, а даже передавались от старших к младшим. Для повседневной же игры существовали куклы попроще - недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, композита и мастики из Англии и российского производства, включая кустарные; бывало даже так, что покупались отдельные головки, а туловища мастерились самостоятельно. Покупка кустарных русских игрушек объяснялась не столько их дешевизной, а сколько стремлением показать детям, что игры с простыми дешевыми игрушками не менее интересны, расширить их знания о традициях и промыслах своего народа.

4. Steiner в костюме русской императрицы с орденом Св. Екатерины. Высота 32 см. Маркировка: PARIS. На туловище штамп "Bébé le Parisien", когда-то была наклейка "Medaille d'or Paris", но сейчас утрачена.
5. Музыкальный автомат фирмы Vichi (Франция), голова - Jumeau (восстановлена).
6. Германия, Kämmer & Reinhardt. Высота 80 см. Маркировка: K*R 76.





Каждый день, в час чаепития маленькие цесаревны в белых платьях, подпоясанных цветными шёлковыми кушаками, спускались из детской в бледно-лиловый будуар матери и большую часть времени играли на полу, на огромном ковре, где специально для этого были свалены игрушки. Когда дети подросли, игры дополнились рукоделием - совсем крошечными, все девочки-цесаревны были приучены матерью шить, вышивать, вязать спицами, мастерить своими руками наряды для кукол и подарки. Александра Фёдоровна считала, что даже маленькие девочки должны быть чем-то заняты, и занималась с ними шитьём кукольных костюмов, уделяя особое внимание национальным костюмам народов Российской империи. В их детской жили куклы в тщательно исполненных на заказ костюмах российских губерний, куклы - татарки, осетинки, армянки, украинки. Так, в игре, дети учились понимать и ценить красоту и разнообразие национальных культур народов, населяющих Россию - страну, которой управлял их отец, и которой предстояло править их маленькому брату Алексею. История же повернулась к семье совсем другой стороной, и умение работать руками очень пригодилось им в их недолгом и печальном будущем.

Во что же играли малышки? У кукол было богатое приданое - дивные наряды, заказанные в Германии и Франции, созданные руками русских мастериц, сшитые самими хозяйками с помощью матери. Императрица часто принимала участие в играх, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых воспитанниц и ухаживать за ними и их нарядами. Искусно выполненная кукольная мебель и тончайшие фарфоровые сервизы участвовали в кукольных чаепитиях и прочих домашних заботах - светский этикет и правила домоустройства постигались в игре. Кроме кукол-барышень были и куклы-морячки, и солдаты, и крестьяне. Помимо них в играх были заняты и мягкие игрушки немецкой фирмы Steiff - слоны, зайцы, медвежата… Незвано приходил большой рыжий кот. И вся эта пёстрая компания требовала угощения, внимания и достойного обращения!

7 - 8. Кукла-"боярыня". Россия, голова из мастики. Высота 73 см.
9. Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме. Высота 67 см., маркировка SH 1040 DEP 10 - shoulder-head вариант молда 1039. Туловище кожаное, руки восстановлены.




10. "Украинка", Россия, папье-маше.
11. Кукла в праздничном крестьянском костюме Московской губернии, Россия, голова из мастики. Битую голову собрали практически из кусочков. Высота 93 см. Маркировки нет.
12. Кукла-"татарка", Германия, Simon & Halbig, 1902 год. Высота 67 см., маркировка SH 1080 11. Тело кожаное, руки фарфоровые, голова крепится на плечах неподвижно - т.н. shoulder-head.





13. Кукла  Kämmer & Reinhardt, сидящая на сундуке для кукольного приданого. Высота куклы 62 см. Нина Юрина, автор книги "Куклы" (детская энциклопедическая серия "Что есть что") считает, что именно эту куклу и подарил княжне Ольге Феликс Фор, но это ошибка - данная кукла немецкая. А вот инкрустированный деревом сундучок - тот самый; имеет два внутренних этажа - для куклы и для нарядов. К сожалению, сама подаренная кукла не сохранилась...
14. В каталоге выставки кукла определена как Simon & Halbig. Но посмотрите на ее широкое в висках плосковатое лицо - русский тип однозначно, возможно даже молд 476 фирмы Шраера и Фингергута. И маркировка DEP говорит лишь о ее нефранцузском происхождении. В общем, пока я не видела лично её голову, считаю такую ее атрибуцию ошибочной. Высота 93 см.
15. Каталог ГИМ определяет эту куклу, почему-то как Armand Marseille, но что нам говорит маркировка 449 11 Ф? Снова Шраер и Фингергут! Кукла в матросской одежде - копии костюма цесаревича. В комментарии указано, что голова  матросика из мастики (что странно для ШФ), поэтому такой необычно загорелый вид. Высота 60 см. Одни загадки!





16. "Крестьянин", Россия, 1910-е. Высота 41 см, голова из крашеной мастики.
17. Кукла немецкой фирмы Buschow & Beck с металлической штампованной головой, очевидно, модель Minerva. Одета в форму старейшего полка русской гвардии - Семеновского, сформированного Петром Первым в 1687 году. Высота 65 см.
18. Настольный детский театр "Жизнь за царя", издание Г. Ареондова, 1904.





19 - 21. Кукольное приданое. Обратите внимание - темное (а именно, коричневое) пальто с кружевным воротником на третьей фотографии есть на предпоследней фото с самими девочками, в него наряжена кукла в белой круглой шляпке.
22. Часть набора кеглей - слоны, сидящие на тумбе. Германия, Steiff. Высота 18 см.






23. Великая княжна Ольга, 1897. В руках - механическая игрушка - клоун-хлопун. Нажимаешь на живот кукле, она бьет в тарелки. Голова фарфоровая, корпус-руки-ноги из проволоки и дерева.


Игры и детство закончились в 1914 году - началась война с Германией, тогда самой младшей княжне, Анастасии было 13 лет, Марии - 15. Старшие великие княжны - 19-летняя Ольга и 17-летняя Татьяна уже председательствовали в комитетах помощи семьям запасных и помощи беженцам, причем не были «свадебными генералами», а действительно входили во все дела.
И без того простой уклад жизни царского двора был упрощен до минимума - вместо новых нарядов для цесаревен шились только формы сестёр милосердия, да и то в недостаточном количестве, так что девочки щеголяли в стоптанных туфлях и заштопанных платьях. Куклы остались в прошлой жизни, и их век был недолог - с 1895 года, когда родилась первая великая княжна - Ольга, до 1914 года, когда на волне ненависти к Германии на улицах российских столиц кто-то придумал устроить публичные уничтожения немецких игрушек. К счастью, это безумие не коснулось детских комнат в Александровском дворце.

После того, как 1 августа 1917 года царская семья окончательно покинула свой любимый дом, Александровский дворец в Царском селе, его детская довольно долго сохраняла свою обстановку в неприкосновенности, как все было еще при своих маленьких хозяевах. После революции часть интерьеров, в т.ч. «Детская половина», «Комната младших княжон» и «Комната наследника», были открыты как постоянная экспозиция для посещения.
А в 1931 году началась борьба со всем царским, не вписывавшимся в советскую жизнь, и экспозиция была закрыта. С экспонатами поступили варварски - их просто раздали в детские дома и приюты, где их следы потерялись окончательно.

Все дети вели дневники, и, казалось бы, что за замечательный источник для исследования! Какие детские мысли доверялись этому чуткому безмолвному собеседнику? А куклы? Безусловно, и они там существовали, со своими кукольными проблемами. Но, сначала на шелковой подкладке с золотым тиснением, потом простые тетради - почти все дневники были сожжены царевнами в ссылке, что-то бесследно пропало.

В 1918 году в Москве на Смоленском бульваре в доме № 8 художником и коллекционером Николаем Дмитриевичем Бартрамом был образован первый в стране Музей игрушки; в 1932 году он был переведен в Загорск (ныне Сергиев-Посад). Его работникам удалось спасти что-то из царских игрушек, но у музея не было тогда своего помещения для хранения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Большинство предметов из царской «игрушечной» коллекции пылилось и разрушалось на полках, а в экспозиции музея эти предметы были представлены по идеологическим соображениям анонимно, без всякого указания, что это вещи особенные: просто «куклы XIX века».
В 1995 году более 200 предметов из этой коллекции, включая несколько кукол, поступили в ГНИИ реставрации, где экспонатам музея была подарена вторая жизнь. Среди них были куклы немецких фабрик Kämmer & Reinhardt, Simon & Halbig, Armand Marseille и Buschow & Beck, куклы французских фирм Jumeau и Vichy (кукла-автомат с головой фирмы Jumeau, играющая на пианино), куклы российских фабрик и артелей. Знаменитый подарок президента Франции княжне Ольге сохранился лишь частично - в музее остался футляр и часть приданого, но сама кукла утрачена.

24. Алексей, Татьяна, Александра Фёдоровна, Мария и Анастасия на императорской яхте "Штандарт", 1911 год. Алексей сидит на коленях дяди - германского кайзера Вильгельма. Император  и Мария - справа, на этом фото отрезаны. Кукла в нижнем ряду слева - явно Kestner, брюнетка справа похожа на HH или S&H. Кукла в белой шляпке - загадка, возможно K&R.


25. Великие княжны Ольга и Татьяна с немецкими куклами предположительно фирмы Buschow & Beck, возможно, куклы имеют маркировку «Minerva»; фото 1907 года. Крайне дешёвые куклы типа shoulder-head (голова, неподвижно соединенная с плечами) с раскрашенной металлической штампованной головой. Либо это отечественные куклы из мастики или керамики.


26. Татьяна, Мария и Ольга, 1900 год.


© happydolls.livejournal.com
При копировании ссылка обязательна.

Литература:
- «Детство в царском доме. ОТМА и Алексей». Каталог выставки ГИМ 29.12.2000 - 31.03.2001. Изд-во журнала «Пинакотека» 2000.
- Мария Романова «Воспоминания великой княжны. Страницы жизни кузины Николая II. 1890 - 1918», Москва, Центрполиграф, 2007
- Татьяна Мельник-Боткина «Воспоминания о царской семье», М. «Захаров», 2009.
- Анна Вырубова «Страницы моей жизни», М. «Захаров», 2009.

Статья опубликована в каталоге VI Международного Салона кукол "Куклы мира" № 04/10 (32) 2010 года и в 4-м номере журнала "Антикварная кукла".

steiff, kämmer & reinhardt, jumeau, simon & halbig, armand marseille, eng, россия, шраер и фингергут, buschow & beck, царские игрушки

Previous post Next post
Up