Глаза французских люксовых кукол, особенно Bébé, делались из эмали (enamel) - плотного стекловидного материала, который было можно раскрасить и приклеить к разнообразным поверхностям с помощью нагрева. Обычно эмаль готовилась из кремниевого песка, оксида металла и смеси калия и углекислого натрия.
Такие эмалевые глаза обычно делались работниками-специалистами по стеклянным глазам-протезам для слепых. Поначалу ведущие производители эмалевых глаз были также и поставщиками для кукольных фирм; позже некоторые из них, например, Guepratte, стали выпускать глаза исключительно для кукол.
Куклы стали носить эмалевые глаза еще в XVIII веке: первое упоминание о них появилось еще в 1779 году, в 1848 г. фирма Fessard продавала shoulder-head кукол с двигающимися глазами из эмали. Производство глаз в течение всего XIX столетия постоянно совершенствовалось. Самую важную инновацию в 1879 году сделал Эмиль Жюмо, придумав так называемые "human eyes", имеющие выпуклую над радужкой роговицу - на эмалевых глазах крепился хрустальный "купол", закрывающий радужку и зрачок, и придающий им объем и глубину. Производство таких глаз началось на фабрике Guepratte, приспособившего технологию изготовления искусственных глаз-протезов к нуждам кукольной индустрии; в 1881 году его фабрика была объединена с фабрикой Jumeau.
Такие глаза делались в затемненных мастерских, часто - молодыми девушками, манипулирующими расплавленными эмалевыми стержнями. От этой работы девушки частично и полностью слепли.
Конец эмалевого стержня расплавлялся в пламени паяльной лампы, от него отделялся кусочек, снова макался в пламя и затем - расплющивался на кулере. Края защиплялись, и получался белая эмалевая основа глаза миндалевидной формы.
Далее расплавленный кончик стержня из цветной эмали фиксировался в центре глаза и отделялся от стержня. Затем очень осторожными движениями цветной слой смешивался с белой основой - так прорисовывалась радужка. Цветная область закрывалась прозрачным куполом - и казалось, что зрачок "висит" над радужкой, чем и достигался эффект "живого" глаза.
Jumeau, начало 1890-х. Розовые тени над верхним веком - визитная карточка французских кукол.
Jumeau SFBJ, конец 1890-х.
Rabery & Delphieu, 1890-е
Казалось бы, энциклопедия объяснила весь процесс, но я не успокоилась на этом и решила ради исследования пожертвовать глазом. Запасным кукольным:) Нашла самый негодный глаз с потрескавшимся покрытием и разбила его. Идеально было бы распилить его вдоль, но как?? Глаз был немецкого производства, и при сильном увеличении макрофото проявилось небольшое отличие немецкой технологии от французской. Пожалела, что не имею микроскопа, хотя разница в качестве видна и так.
Первая часть - создание основы - такая же. Дальше - через слой цветной эмали прорисовывалась радужка. Прикрывалась слоем прозрачного хрусталя (этого не описано во французской энциклопедии, а бить французский глаз я не буду:)). На него - капля черного зрачка, и затем все покрывалось еще одним прозрачным слоем.
В случае с карим глазом, явно видно, что "купол" тонированный.
Слой цветной радужки тончайший. NB: разбит совсем другой и совсем плохой глаз, не этот голубой!
Зрачок "висит" в центре между слоями прозрачного хрусталя.
Есть некоторая путаница в терминах "enamel" и "paperweight". На своей родине, а именно, во Франции, такие глаза исторически называются эмалевыми, а "папервейт" - их американский синоним. НО: в Америке тоже есть термин "эмалевый", означающий глаза нарисованные и покрытые блестящим слоем эмали.