А вы знаете, что попытка создать Барби предпринималась еще в 1920-х годах ХХ века? Изобретателем нового типа куклы явилась Зоннебергская компания Cuno & Otto Dressel. Вполне вероятно, что это была попытка расшевелись некоторый застой в кукольном производстве.
По-немецки они назывались "Backfisch-Puppen" (нем. устар. "девушка"), по-английски - "Flapper" (хотя понятие Flapper уже, чем просто "девушка"), в каталоге Cuno & Otto Dressel они были заявлены как "Girls" и "Poupées jeunes filles". Куклы-"girls" имели черты лица молодой девушки 15-20 лет, стройное туловище, тонкие изящные руки с тщательно проработанными пальчиками и стопы ног, рассчитанные на обувь на каблуке. Головы кукол изготавливала из бисквитного фарфора знаменитая фабрика Simon & Halbig, номера отливок (молдов) - 1468 и 1469.
Но несмотря на оригинальность идеи кукла-подросток так и не стала лидером продаж, не помог ей и эстетически совершенный внешний вид. Возможно, Cuno & Otto Dressel слишком опередили свое время - через 40 лет компания Mattel совершит подобный переворот в кукольном мире, но их Барби окажется не в пример успешнее. Но есть и другая, более похожая на правду причина - слишком хрупкие туловища. Их неоспоримый плюс - изящество - обернулся огромным минусом для игровой куклы: не так основательно исполненные, как у обычных кукол того времени, они легко ломались в сочленениях, особенно доставалось пальцам рук.
Kуклы выпускались в двух размерах - 13 1/2 и 14 1/2 дюйма. Маленький размер обязывал к деликатной росписи и лепке лица. Нарисованные ресницы дополнялись натуральными, приклееными к верхнему веку "спящих" глаз. Тонкий нос и маленький закрытый рот подчеркивали изящное лицо. Парик из натурального мохера длиной до плеч сшивался вручную, уши были проколоты.
Оригинальная одежда состояла из элегантного нижнего белья, сшитого одним предметом и украшенного кружевом и шелковыми лентами, длинных шелковых чулок и туфель на высоком каблуке, причем, туфли крепились к подошвам стоп. Компания предлагала каталог комплектов одежды для кукол, комплекты также включали и шляпки.
Это так и останется загадкой - были ли эти куколки действительно придуманы как игровые для детей, или как своеобразные "модные" куклы для молодых девушек того времени. В любом случае, конкуренты среагировали удивительно быстро - вскоре компания Armand Marseille выбросила на рынок кукол-подростков с подобным типом тела, называемых в том числе и Lady Doll. Похожие по стилю куклы начали выпускать и другие компании.
Ниже: Lady doll Компании Armand Marseille.
Кукла-флаппер же далеко не такого изящного вида. А фарфоровые головы даже отдаленно не напоминают вышеописанных Lady и Girl. Но из-за простоты вида они были дешевы в производстве и доступны почти всем слоям населения. См.фото 1,2,3. Такие простенькие куколки изготавливали, как сувенирную продукцию - часто попадаются куколки компании Арман Марсель в национальных костюмах, - а также, как приложение к детским наборам для рукоделия, как образец, на который, к примеру, надо шить одежду.
1
2
3
1. Simon & Halbig 2. Heubach Koppelsdorf 3. Armand Marseille
Сейчас этот тип кукол по умолчанию называют "флаппер" (flapper) часто имея в виду лишь тип туловица и тонкий силуэт, но здесь надо быть внимательным, так как настоящие "флапперы" подразумевают не только это.
Термин "флаппер", возникший на Западе в 1920-х годах, обозначает новый тип молодой женщины, которая носит укороченные юбки, коротко стрижет волосы (прическа "боб"), слушает джаз, открыто презирает принятые в обществе хорошие манеры, носит яркий макияж, пьёт алкоголь, курит, свободно занимается сексом, водит автомобиль и всячески нарушает обычные нормы поведения.
То есть, кукла-флаппер должна быть не только похожа на худую девушку (причем, судя по описанию ее привычек, уже не подростка), но и иметь соответствующего стиля одежду и прическу. И "girl", созданная Cuno & Otto Dressel, имеющая достаточно классический гардероб, формально не может называться "флаппером".