В 36-м номере журнала "АНТИКВАРНАЯ КУКЛА" есть рассказ о фамильных куклах семьи Щербаковых - потомков композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Рассказ его внучатого племянника Василия Фёдоровича Щербакова - пианиста, композитора, кандидата педагогических наук, профессора МГК им. Чайковского, профессора РГСУ - записала и оформила в статью Анастасия Бесшапочнова. Анастасия - студентка РГСУ и экскурсовод московского Музея Уникальных Кукол, поэтому и получился такой удивительный букет - музыка и куклы. Это уже вторая ее статья для журнала.
Куклы изначально принадлежали сестре композитора Елене Кабалевской (род. в 1903 - в видео я оговорилась). Они требовали небольшого ремонта и ухода, и их передали мне. На видео ниже показываю только маленькую куколку, большая не помещалась в кадр.
Большая кукла высотой 53 см, имеет маркировку «1349 Jutta S & H 9». Торговая марка «Jutta» была зарегистрирована в 1907 году.
Интересно, что на затылке есть овальное отверстие. Это значит, что такая голова использовалась в том числе и для кукол с механизмом для поворота глаз.
На теле - красный штамп в виде шлема с крыльями. Это «шлем Гермеса», торговая марка немецкой фабрики Куно и Отто Дресселей (Cuno & Otto Dressel), где была собрана кукла. Голова сделана на фарфоровой фабрике «Симон и Хальбиг» (Simon & Halbig).
Любопытно, что на шее и частях тела куклы имеются карандашные отметки с цифрами «159». Поскольку видно, что тело уже ремонтировалось, можно предположить, что кукла побывала в лечебнице, где её разбирали. Отметки поставили, чтобы не перепутать части тела и какой голове они предназначены.
Кукла сохранила оригинальный парик из мохера и полный комплект старинной одежды и белья - платье, нижнюю юбку, сорочку, панталоны. Однако, утратила носочки и туфельки. Кроме того, был сломан средний пальчик на левой руке. Я умыла куклу, протерла тело, почистила мохеровый парик и завила его, восстановила пальчик, сшила носочки и туфли, заменила перетяжку.
Папильотки из обрезков шнура.
Кудряшки готовы. Теперь надо расправить их влажными пальцами.
Туфельки.
Малыш с семье назывался «бебешкой» − это харáктерная кукла немецкой фабрики «Хертель, Шваб и Ко» (Hertel, Schwab & Co). Маркировка: «142», этот молд появился в 1912 году. Глаза у куклы нарисованы. Малыш тоже когда-то прошёл кукольную лечебницу, так как на его теле также есть карандашные отметки и следы ремонта. Ему требовалось укрепить шейную лунку, заклеить трещину на теле, восстановить часть ступни и перетянуть резинку. Все это я сделала.
Я думаю, что малыш либо продавался в этом конвертике, либо конверт куплен специально для него, так как сшит он профессионально. Разве что завязки более поздние, видимо, оригинальные шелковые расползлись от времени. А вот остальное приданое - уже домашней работы.
Инициалы "Л. К." на одеяльце - скорее всего "Леночка Кабалевская", поскольку стежочки явно детской руки. Распашонки тоже самосшитые. На фото отсутствуют розовые вязаные пинетки (забыла положить). Подушка набита пером. Завязки на чепчике - синтетические, но я менять их не стала.
Трещина на груди.
Часть ступни отсутствует.
Собранный малыш.
Одежда кукол и конвертик для малыша былы постираны и выглажены. Одеяльце малыша с вышитыми инициалами "Л. К." и вышитый рушник, в который была завернута большая кукла, стирать побоялась, чтобы красная нитка не слииняла.
Я сначала радостно решила, что это свадебный рушник - ах, как трогательно! - но потом рассмотрев вышивку поняла, что ошиблась.
Инициалы Елены Кабалевской (сестры композитора) и ее незаконченная вышивка на рушнике. Смотрите, какой тонкий рисунок.
А вот эта юная фея - автор статьи Анастасия Бесшапочнова! Приводите детей на ее экскурсии в Музее Уникальных кукол, дети от Насти в восторге!