На только что прошедшей в Гостином дворе выставке "Искусство куклы" я делала проект «Кукольные истории» − выставку экспонатов из своей коллекции. Среди них - антикварные куклы второй половины XIX века и первой трети ХХ века французского и немецкого производства. А также антикварные и винтажные куклы, сделанные в СССР после Второй Мировой войны.
Это моя первая выставка кукол в таком формате. Вообще, очень не люблю делать такие вещи - опасно для кукол, все эти упаковки, коробки, перевозка не идут им на пользу. И подготовка отнимает много времени. Тут было всего 38 экспонатов.
В планах было 5 подиумов по темам: "Парижанки", "Летняя прогулка", "Советский Новый год", "Домашние хлопоты", "Зимняя прогулка". У стенки должно было стоять 3 подиума, поэтому я хотела повесить тематические фото. С Парижем и прогулками понятно. Но Советский Новый год - ? Картины советских художников были хороши, но меня не цепляли. Какие ассоциации с новогодними 1950-ми годами? Конечно "Карнавальная ночь"! Поэтому в центре фото Гурченко в знаменитом платье с муфтой. Это сбивало с толку некоторых посетителей, кто-то решил, что это коллекция Гурченко:)) Не знаю, мне казалось, что очевидная ассоциация.
2.
Меня попросили написать текст про проект, что это и почему. Я думала, что он будет где-то на табличке рядом на стене, и это бы объясняло некоторые вещи... Почему именно эти куклы, почему такие сценки. Но он пошел только в каталог выставки. Мысль напечатать его на бумаге и повесить на стекло пришла поздно. Поэтому публикую его тут.
Коллекционирование антикварных и винтажных кукол − очень часто не простое собирательство. Куклы приезжают из разных городов, стран, они знали много разных рук, меняли семьи, они знали много детской любви и радости, их обнимали благодарные маленькие ручки. Все эти эмоции куклы сохранили и принесли с собой в наше время. И в этом смысле неважно, сколько кукле лет - 150, 100, 50 или она ещё совсем юная, и ей только-только «стукнуло» 30. Важно то, что они - связующее звено, машина времени в ваше, мамино, бабушкино, пра- и пра-прабабушкино детство. Даже если эта пра-прабабушка из незнакомой семьи или другой страны - тем интереснее, это же совсем другой мир!
Куклы обживаются в новом доме, знакомятся с домашними и... начинают рассказывать истории. Какая была красивая ёлка в энном году, как медленно падал снег на улице, а их маленькая хозяйка бегала по квартире в белых мягких валеночках и высматривала в морозных окнах маму, обещавшую принести ей леденец. Как ходили примерять шляпки в «Au Bon Marché» и Николь потеряла перчатку. Как дети катались с горки и промокли там насквозь, и бабушка заставила укутаться в колючий шерстяной платок. Как на праздник пришли гости, достали новый сервиз, и Варя от смущения забыла, в какой руке держать нож. А Коленька съел все вишенки на торте. И как Диночка не любит умываться с мылом - глазки щиплет, − зато очень любит купать свою куклу, совсем не спрашивая её на то согласия. У бедняжки вылезли все волосы и сморщилось тело, но Диночка обожает её несмотря ни на что и называет «принцессой».
Куклы всё это видели и часто участвовали в разных мероприятиях - они не такие уж и примерные, как принято считать; пока за ними не наблюдают, могут и на голове постоять. Главное, чтобы они на неё не упали.
А теперь давайте понаблюдаем за ними!
UPD: девочка в валенках, ждущая маму с леденцом - это я:) Четко помню все это, мне лет пять было. Окна в узорах, и я вижу маму - идет с работы, она видит меня и показывает леденец в виде листочка на палочке! Такой вкусный был. У меня была идея как это оформить, но идея эта не вписывалась в общую концепцию. У одной из кукол было шерстяное платье почти такое же как у меня, только сильно траченное молью. Я хотела свое детское платье и эту куклу расположить рядом. И фото поставить меня в этом платье. Но оказалось, что платье не сохранилось, было отдано кому-то...
3.
В результате подиумы оказались другого размера и высоты, и не пять, а больше... Поэтому запланированная расстановка не получилась, кукол пришлось переставить по-другому, и поэтому такая путаная нумерация. Сбоку на стекле висели списки по каждому подиуму с маркировками и годами производства.
Прошу прощения, некоторые фото через стекло на телефон. После монтажа не успела, уже устали все, а перед демонтажом тоже едва успела пробежать с фотоаппаратом, некоторые фото не получились.
4.
ПАРИЖАНКИ
Слева направо:
1. Предположительно Александр Барруа (Alexander Barrois). Франция. Конец 1860-х - начало 1870-х гг.
6. Франсуа Готье (François Gaultier). Франция. 1880-е гг.
2. Леон Казимир Брю (Leon Casimir Bru).
Модель т.н. «улыбающаяся Брю» или «императрица Евгения». Полностью артикулированное деревянное тело. Франция. 1873-1880 гг.
5. Франсуа Готье (François Gaultier).
Кукла в полностью оригинальном провинциальном свадебном наряде. Франция. 1880-е гг.
4. Эмиль Жюмо (Emile Jumeau).
Маркировка: «D 8». Франция. 1892-1899 гг.
5.
6. Голубую Готье и улыбающуюся Брю можно рассмотреть
тут.
7.
8.
9. Я планировала, что эта Жюмо будет стоять с покупками в руках. В итоге коробочки просто положили на подиум.
А между тем они сделаны по образцу настоящей фирменной коробки парижского универмага "Au Bon Marche"!
10. Но оригинальная коробка слишком большая, примерно 45 см в длину.
ДОМАШНИЕ ХЛОПОТЫ
На переднем плане:
7. Леон Казимир Брю (Leon Casimir Bru).
Модель «Brevete». Франция. 1879 г.
22. Рулле и Декамп (Roullet & Decamps).
Маркировка: «Simon & Halbig S&H 1078 Germany 11». Кукла с заводным механизмом. Франция. Голова сделана в Германии. 1890-е гг.
Сзади с мебелью:
37. Неизвестный производитель, г. Зоннеберг (Sonneberg).Маркировка: «190 8». Германия. 1890-е гг.
36. Общество производителей кукол и игрушек (S.F.B.J.).
Маркировка: «1907». Франция. 1907-1915 гг.
11.
12. Эта малышка Брю Бревет живет у меня благодаря своим повреждениям: у нее заменена левая фарфоровая рука и разбита голова на шее слева. Если бы не это, я бы не смогла ее себе позволить. Парик, боннет и туфли антикварные. Платье новодел.
13. Зоннебержку вы видели, я ее показывала
тут.
14. Она невероятно красивая.
SFBJ с умывальником не получилась, но вы ее тоже видели
вот тут. Там же про мебель и конкретно про этот туалетный столик. Это не игрушка, а торговый образец, которые возили с собой коммивояжеры в качестве примера. То есть, сделан он так же как и настоящий, очень тщательно. Только маленький.
15. Эта механическая ходящая кукла слишком тяжелая, чтобы стоять, решили ее усадить. Читает что-то религиозное, кажется, Библию. Отвлекается на гостей:)
Вообще, удивительно, что она не битая, таких кукол роняли постоянно.
ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА
Слева направо:
23. Общество производителей кукол и игрушек (S.F.B.J.).Маркировка: «UNIS France 71 149 301 E.®T.». Франция. 1922-30-е гг.
24. Жюль Штайнер (Jules Steiner).
Механическая модель «Gigoteur». Франция. Конец 1870-х - 1880-е гг.19. Кэммер и Райнхардт (Kämmer & Reinhardt). Германия.
Модель 117. 1911-1915 гг.
Коляска деревянная антикварная. В руках у большой куклы французская серебряная погремушка.
16.
17.
НОВЫЙ ГОД В СССР
На заднем плане слева направо:
10. Модель «Ляля», худ. М. П. Киселёва. Древесно-опилочная масса, ткань. СССР. 1950-е гг.
13. Фабрика им. 8 марта. Древесно-опилочная масса, ткань.СССР. 1950-е гг.
9. Фабрика им. 8 марта. Модель «Нина». Полиэтилен. СССР. Начало 1960-х гг.
27. Модель «Ляля», худ. М. П. Киселёва. Древесно-опилочная масса, ткань. СССР. 1947- начало 1950-х гг.
14. Фабрика им. 8 марта. Древесно-опилочная масса, ткань.
СССР. 1950-е гг.
На переднем плане слева направо:11. Фабрика «Ленигрушка» (или "Победа"). Древесно-опилочная масса, ткань. СССР. 1950-е гг.
16. Заяц. Плюш, опилки. 1930-1940-е гг.
15. Артель им. 8 марта, худ. Е. Е. Борисова. Древесно-опилочная масса, ткань. СССР.
1946 - первая пол. 1950-х гг.
12. Древесно-опилочная масса, ткань. СССР. Конец 1940-х - начало 1950-х.
17. Мишка. Ткань, опилки. 1940-е гг.
18. Кошка. Ткань, опилки.1940-е гг.
18.
19. Композиция центровая, привлекала много внимания. И это понятно - многим эти куклы знакомы как мамины или бабушкины, в отличие от француженок, которых здесь было подавляющее большинство.
Игрушки на елке - тоже все 50-60-е, жаль, их плохо видно. Даже мишура из фольги. А верхушки маленькой не было:(
20. Одна из "фавориток" - ранняя Ляля. Она планировалась в сценку зимней прогулки, но лучше вписалась сюда. Пальто и башлык шила я (башлык недошит, должен быть как в "Чуке и Геке", не успела до выставки). Все считали, что они мягкие, как из фланели, но нет, это такая плотная жесткая ткань, которая шла на обычные советские пальто. Изодрала все подушечки пальцев об нее, очень шершавая. Хотелось сделать из куклы такого укутанного советского ребенка (так и назвали "укутышем"). Еще хотела платок крест-накрест завязать, но он показался лишний, для другой куклы. Чулки сшиты из "бабушкинских" коричневых чулок. Ботинки - типа "бабушкиных" бот с язычками, тоже сама делала.
Лицо у Ляли восстановлено и перекрашено. Но так хорошо и адекватно, что меня не ломает. Очень люблю ее.
21. Такая же кукла, что на фотографии Роджера Перри (Roger Perry) 1947 г.
22.
23. Слева - поздняя Ляля, руки и ноги уже поворотные, на шплинтах. Поэтому она держит поднятую руку. Фуфайку и сарафан шила я.
Зайчик - еще один фаворит! Костюм снова шила сама из старой фланели. Фланель - мечта, очень мягкая и рыхлая. Почти ничего не осталось:( Шила за сутки срочно, потому что решение нарядить ее Зайцем пришло буквально за 3 дня до монтажа. Вообше не планировала эту куклу ставить. А какая милейшая прелесть получилась! Если бы вы знали, какая она в руках, оторваться нельзя, мягкая и уютная. На монтаже ее затискали)) Сзади еще хвост!
24. Самая моя первая прессопилочная. Написала в списке, что "Ленигрушка", но теперь вспомнила, что красные или оранжевые пришитые ботиночки - это киевская "Победа". А нарисованные голубые - вот это "Ленигрушка". На моей нет штампа, а на другой с оранжевыми ботинками есть штамп "Победа Киев".
25. Артель им. 8 Марта, конец 1940-х. Наверняка видели ее в интернете, предпоследняя моя кукла из прессопилочных. Вся оригинальная, мне так кажется. Во всяком случае костюм из очень старой ткани и выглядит адекватно. Тело из темно-синей ткани, вшитые "ботинки" - коричневая ткань, волосы - пакля.
26. Ну,
Риту тоже все видели. Фабрика им. 8 Марта. Крепдешиновое платье в стиле конца 50-х шила я. Бантик не поправили, жаль. Единственная кукла из полиэтилена в витрине.
27. Вторая моя прессопилочная. Про нее
вот тут. Волосы делала я, платье шила тоже я. Чулки сшиты из "бабушкиных". Валенки покупные.
История про тряпочку на платье.
Иду по рынку, ищу тряпочки годные, вижу - лежит на земле отличная застиранная фланель. "Сколько стоит?" - спрашиваю. "Да я на ней сижу!" - отвечает дама. Уговорила продать)))
Мишка скорее всего 1940-х, очень потрепанный жизнью. Одежда его фамильная, не стала снимать.
ОБЕД
34. Бергманн (C. M. Bergmann).
Маркировка: «S&H C.M.B. 7 ½». Германия. 1900-е гг.
35. Рабери и Дельфьё (Rabery & Delphieu).
Маркировка: «JBS R.D.». Франция. 1890е гг.
38. Столовый сервиз «Виллерой и Бох» («Villeroy & Boch»). Германия. 1890-1900-е гг.
28. Сервиз неполный, еще блюдо и ваза, тарелки.
29. В роли пирожных и булочек - миниатюрная еда для бжд в масштабе 1:12. Не успела ничего более подходящего сообразить. Приборы антикварные, ножи с костяной ручкой.
30.
31. Бергманн держит в руках французское меню 1909 года. Я б не отказалась все это попробовать:)
ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА
Слева направо:
8. Эмиль Жюмо (Emile Jumeau).
Маркировка: «Depose Jumeau». Франция. 1885 г.
20. Жюль Штайнер (Jules Steiner).
Маркировка: «J. Steiner Bte S.G.D.G. Paris Fre A 17».
Франция. 1890-е гг.
21. Франсуа Готье (François Gaultier).
Маркировка: «9» и «F.G.» в картуше. Франция. 1890-е гг.
3. Эмиль Жюмо (Emile Jumeau).
Маркировка: «Depose Tete Jumeau Bte S.G.D.G.». Франция.
1886-1890 гг.
32.
33. Штайнера вы видели
тут. Поменяла современный парик-шатен на антикварный брюнет. Не могу решить, что лучше.
34. Сорочка фирменная Жюмо, но не от этой куклы.
ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА
На заднем плане слева направо:
32. Братья Хойбах (Gebrüder Heubach).
Маркировка: «8 Germany HEUBACH (в квадрате) 10532/8». Германия.
1920-е гг.
28. Бэр и Прёшильд (Bähr & Pröschild).
Маркировка: «B&P 320 11 dep». Германия. 1890-1900 гг.
29. Кэммер и Райнхардт (Kämmer & Reinhardt).
Модель 117. Германия. 1911-1915 гг.
На переднем плане слева направо:
30. Общество производителей кукол и игрушек (S.F.B.J.).
Маркировка: «UNIS France 71 149 301 1 1/4». Франция.
1920-30-е гг.
31. «Ленчи» («Lenci»). Италия. 1920-е гг.
33. «Динз Раг Бук» («Dean's Rag Book Co Ltd»).
Маркировка: на правом бедре - овальный металлический лейбл желтого цвета с надписью «Hygienic A1 Toys. Made in England. Dean’s Rag Book Co Ltd». Англия. 1930-е гг.
35.
36. Кукла была домашняя, любимая, вся одежда антикварная. Подозреваю. что все периода первого владельца. Или очень удачный подбор.
37. Пример экономии в кризис 1930-х - голова вся лысая, приклеены три эти кудряшки. Ужасно.
Советские кукольные санки. Планировалось, что санки будет везти одна из больших кукол в шубках. Но на полу плохо смотрелось, а на подиуме для крупной куклы не было места.
38. Пальто в сттле 20-х шила я, та же фланель, что и у Зайца.
26. Кэммер и Райнхардт (Kämmer & Reinhardt).
Маркировка: «192 16». Германия. 1892-1900 гг.
25. Кэммер и Райнхардт (Kämmer & Reinhardt). Модель 117n. Маркировка: «K*R Simon & Halbig 117n 68». Германия. 1912-1915 гг.
39. Обе куклы в антикварных детских шубках из шерстяного мохера. Шубки было жаль резать, поэтому я прихватила их нитками в плечах, чтобы сидели лучше. Обувь тоже антикварная детская. Щиколотки у кукол толще, ботиночки не застегиваются полностью.
40. Шапочку шила сама. Мишечный мохер. У него другая основа, более редкое плетение.
Хочу сказать, что всю выставку, когда случалось свободное время без гостей (очень редко было!), я любовалась на витрину. Дома-то все стоят тесно в шкафах, мебель вообще в коробке упакована. А тут такая красота вышла. Очень довольна результатом.
OFFSTAGE (закулисье)
41. Вот так сначала выглядели подиумы. Очень мало и совсем не то!!! Мы не помещаемся!!!
Пришлось истребовать дополнительные и ждать когда их покрасят. Улыбаемся и ждем.
42. Звезда в шоке!!!
43. На самом деле гвозди забил специально обученный молодой человек :)
Но как же не изобразить работницу с молотком?
44. Подиумы высохли, их расположение определилось, стало даже лучше, чем планировали вначале.
45. В итоге общее время на все телодвижения составило 6 часов - с 14:00 (припарковались на ГУМовской платной парковке) и до 20:00, когда мы наконец оторвали себя от созерцания прекрасного содеянного. Плюс доехать туда и обратно. К витрине подошли в 15:00, ждали подиумы, монтаж начали в 16:00.
Чистое время только на распаковку и расстановку - 3 часа. Всего 7 очень тяжелых коробок и 4 пакета. На демонтаж в быстром темпе ушло 2 часа, собирать всегда быстрее. Плюс погрузка в машину.
Мои сердечные благодарности друзьям, которые тратили свое время и силы на помощь в монтаже и демонтаже: Елене Власовой, Елене Головановой, Наталии Исаковой, Миле, Татьяне Мореевой, Екатерине Савельевой. СПАСИБО!!!!!
КАК МЫ СОБИРАЛИСЬ
46. Изначально планировались пять подиумов по 1 кв.м, поэтому группировала кукол исходя из этой площади.
Пакеты - протектор от котов! Залижут шерсть или волосы или украдут.
47. Парижанки. В итоге часть уйдет в Прогулку.
48. Стола нужного размера не было, выкрутилась простой фанеркой на коробке. Металлическая вазочка - винтаж. Цветы бумажные - ArtKoza.ru.
Все!
Некоторых кукол потом покажу отдельно. Зайца и Укутыша точно.
И очень расстроена, что мысль поставить к модным куклам зеркало-"psychee" пришла в голову после установки стеклянной ширмы. Она очень тяжело сдвигается.
А еще потеряла редкую игрушку - картонную бонбоньерку на елочку! И нашла тоже уже поздно. Она все время висела буквально перед носом, как это и бывает.