Реставрационное. Краткий обзор покрытий и материалов.
Apr 07, 2013 23:06
Пока я зашиваюсь по всем параметрам, процессы куклоизучения идут своим чередом, и это хорошо! Спасибо Светлане! Оригинал взят у sevastiana76 в Реставрационное. Краткий обзор покрытий и материалов. Чтобы не пугать излишними тонкостями, обзорно постараюсь написать о материалах и покрытиях, которые могут быть применимы для реставрации туловищ наших антикварных кукол. Для кого-то это знакомо, для кого-то - тёмный лес. Мы понимаем, что рецептура материалов и покрытий на фабриках существовала не одна. Какая была рецептура покрытий на каждой фабрике нам не известно (если только кто-то отыщет подлинную фабричную рецептуру), они могли различаться. Нам нужно только соблюдать близкую аутентичность материалов, применяемых в интересующий нас период. Даны ссылки, в некоторых можно найти и рецептуры. Понятно, что ссылок огромное количество, даны только некоторые из них. Итак,
Шпатлёвки, грунтовки.
Шпатлёвка -густая паста, состоящая из плёнкообразующей основы, наполнителей и пигментов. Назначение - устранение неровностей, вмятин, раковин, царапин на окрашиваемой поверхности. В отличии от грунтовок содержат меньше плёнкообразующей основы. Основа - лак, животный и растительный клей При избытке основы шпатлёвка плохо шлифуется, при недостатке - становится хрупкой. Наполнители - мел, тальк, просеянный гипс, пигмент Грунтовка - состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с окрашиваемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов. Назначение - 1) обеспечение хорошего сцепления (адгезии) с окрашиваемой поверхностью (подложкой), заполнение пор подложки для меньшей впитываемости в неё краски, т.е. уменьшения её расхода и равномерности нанесения. 2)создание устойчивости к действию среды - сырости, воздуха и т.п. Связующее для грунтов - клей животный - мездровый. столярный, костяной, желатин (высший сорт животного клея),рыбий, казеиновый, растительный http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-99-drevesina/37.htm http://www.alhimik.ru/MASTR/mast2.html Наполнители - мел, гипс, пигмент. Итак, шпатлёвка от грунтовки отличается только соотношением составляющих -плёнкообразующей основы и наполнителей. Современные грунтовки и шпатлёвки отличаются друг от друга больше. Можно сказать, что впоследствии они разбежались или разошлись:)
Краска Акриловые краски были разработаны в самом конце 20-х, в 30-х гг. ХХ века, распространение получили после 40-х гг., а широко применяться начали после 50-х гг. Вот только одна из найденных ссылок: http://way-art.ru/istoriya-zhivopisi/istoriya-akrilovoj-zhivopisi. Масляные краски были технологически неудобны - долго сохнут, дороги и т.д. Таким образом, акрил и масляные исключаем.
Клеевые краски - суспензии неорганических и органических пигментов в водных растворах плёнкообразующих веществ - крахмала, казеина, эфиров целлюлозы, поливинилового спирта клеев животного происхождения. Кроме пигмента и плёнкообразующего (содержание последнего в клеевых красках 3-6%), в состав клеевых красок входят наполнители - мел, тальк, каолин, гипс, мука, крахмал, антисептики (камфара, формалин), пластификаторы (сахар, глицерин, мёд) К клеевым краскам, в широком их понимании, можно отнести темперу, гуашь, акварель, тушь и некоторые др. Темпера - тонкодиспергированные пастообразные суспензии неорганических и/или органических пигментов в связующем веществе.Темперная живопись - живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка (иконопись, фреска), а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Итак, В зависимости от веществ, образующих эмульсию, темпера делится на масляно-казеиновую, казеиновую, желтковую, яичную, лаково-масляную, синтетическую (поливинилацетатную) и др.В Средневековье в качестве связующего вещества использовали мёд (мёд также добавляют в акварель). Темперные краски на основе казеиново-масляной эмульсии и водных дисперсий полимеров разбавляют водой; после высыхания они образуют несмываемую водой пленку. При приготовлении темперы обязательным является добавление антисептика. Темперные краски после высыхания нерастворимы. Их применяют в основном для живописи по дереву, т.к. для холста они недостаточно эластичны. Ссылки по темпере: http://www.ukoha.ru/article/tempera/tempera.htm http://www.art-con.ru/node/4349 Казеиново-масляная темпера состоит из казеиново-масляной эмульсии и пигмента. Эта темпера продается в тюбиках. Чтобы самостоятельно приготовить казеиново-масляную темперу, нужно взять (в частях по весу): казеиновый клей (20%-й раствор) - 100 льняное масло - 100 вода -50 натуральный пигмент - по потребности. В настоящее время промышленным способом производится два вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками) и поливинилацетатная (ПВА,связующее - эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы). КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА http://worldleonard.h1.ru/doc/art/art_0021.html
Можно поискать казеиново-масляную темперу в продаже, она существует, стоит конечно дороже. Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества: белые - свинцовые, цинковые, титановые белила. Теперь, внимание - титановые белила тоже нам не подходят по времени, в то время они не применялись. Свинцовые очень вредны, остаются цинковые. http://www.ruicon.ru/materials/pigments_show/katalog4/belila_titanovie/ http://mindraw.web.ru/bibl15b.htm далее •желтые - желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый..... •красные - киноварь натуральная, кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный..... •зеленые - изумрудная зелень, окись хрома, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт.... •синие - ультрамарин натуральный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго... •коричневые - марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры,жженая сиена....
Шеллак (синонимы - штоклак, штоклак-смола) - смола, широко используемая при изготовлении лаков, изоляционных материалов, фотографических записей и т.д. Вырабатывается из лака (необработанного шеллака) - выделений небольших насекомых - лаковых червецов, обитающих в Индии (Laccifer lacca). Эти насекомые в период роения садятся на ветки деревьев и питаются древесным соком. В процессе пищеварения они превращают сок в смолистое вещество. Корку лака с веток собирают в июне и ноябре и подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей лаковой массы. Помещенный в парусиновые мешки с добавкой 2-3% сульфида мышьяка измельченный лак расплавляют над огнем древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, вновь расплавляют и отливают в прямоугольные формы. Опытные мастера путем вытяжки, требующей большого искусства, получают из прямоугольных брусков листы готового шеллака. Большую часть поступающего на рынок шеллака дает дерево Croton laccifera. В случае отсутствия в продаже спиртового шеллачного лака можно изготовить его по следующему описанию. Шеллак насыпают в литровую банку на 1/4 высоты (пригодна любая другая цилиндрическая прозрачная посуда), добавляют стеклянные шарики или кусочки стекла для предотвращения слипания чешуек. Доливают этиловый спирт (НЕ ниже 96% крепости) и деревянной палочкой помешивают до полного растворения шеллака. Затем добавляют еще чайную ложку шеллака и растворяют его. За 20-30 мин выпадает осадок, который удаляют. Полученный раствор переливают в металлическую банку и помещают ее в водяную баню. В качестве водяной бани можно использовать кастрюлю с горячей водой. Доводить до кипения лак нельзя, так как он быстро вспенивается и чрезвычайно огнеопасен. Показателем готовности лака является его «брожение», при котором на поверхности лака от центра к периферии интенсивно расходятся светлые полосы. Затем лак слегка остужают и процеживают сквозь 2-3 слоя марли. После полного остывания лак готов к работе. ЧТОБЫ НЕ ОСЛОЖНЯТЬ себе жизнь, не растворять пластины шеллака в спирте, не покупать аэратор для распыления, шеллак можно приобрести в спрее или в растворе здесь http://www.woodperfect.ru/ http://woodperfect.ru/shellac Этот лак используется для профессиональной реставрации. Там же можно прочитать как наносить шеллак томпоном, что для этого надо приобрести дополнительно (масло для более качественного нанесения лака) В чём растворён шеллак абсолютно не влияет на состав шеллачной плёнки, остающейся после 100% -го испарения растворителя. Нам нужна только эта плёнка.
Итог обзора - акриловые краски, титановые белила, клей ПВА нам не подходят. Клей ПВА применим только для временной консервации. Шеллак в спрее нисколько не противоречит аутентичности покрытия, не смотря на то, в каком соотношении там присутствуют растворители и спирт. По грунтовкам, шпатлёвкам, краске указаны направления - какие материалы выбирать, в ссылках можно найти некоторые рецептуры и литературные источники.
Напишу здесь последнее, но важное наблюдение, относящееся к реставрации. Оно небольшое и не требует выделения в отдельный пост. При переустановке глаз и зубов, капайте в смесь гипса и воды несколько капель кислоты - аптечный спиртовой раствор борной или салициловой кислоты, можно просто уксус(но мне он не понравился). Это будет работать как ингибитор, замедлит процесс схватывания гипса и позволит вам работать не торопясь. Кстати, родные гипсовые лепёшечки не растекались, а были аккуратно налеплены, что тоже наводит на мысль о добавке, замедляющей быстрое затвердевание гипса.
И дополнения, присланные Сергеем Кравчуком, за что ему огромное спасибо! [Spoiler (click to open)]"После череды неудач при установке глаз я стал искать как замедлить застывание гипса (в соответствии с материалами того времени), и вот, что я нашел в старинной книге: Порошок гипсового вяжущего, затворенный водой (50 - 70% от массы гипса), образует пластичное тесто, которое быстро схватывается и твердеет.
Процесс схватывания можно замедлить или ускорить соответствующими добавками.
Для замедления схватывания применяют добавки, повышающие пластичность смеси: - 5-10%-ный раствор столярного клея - 2-3%-ный раствор буры - 5-6%-ный раствор сахара - 3-4%-ный глицерин в виде водной эмульсии - 5%-ный раствор этилового спирта.
Хорошим и дешевым замедлителем является специально приготовленный мездровый клей. Его дробят на мелкие кусочки и заливают холодной водой (лучше прокипяченной) в соотношении 1:5 (по массе). Через 12 часов в размоченный клей добавляют 1 часть известкового теста и кипятят на водяной бане при помешивании до готовности. Если на 100 частей гипса добавить 1 часть приготовленного состава, то срок схватывания гипса продлится до 40-60 мин.
Обратите внимание на абзац с мездровым клеем (животноего происхождения!). Именно так ставились "родные гипсовые лепешечки", которые не растекались.
Чем выше концентрация животного клея (а это может быть даже обыкновенный желатин, обычно используют 25%), тем скорость схватывания ниже. Желатин готовят так: на 75 мл. воды взять 25 гр. желатина, он набухает быстро, после этого на водяной бане распустить его при 50-60 градусах, не выше, если будет выше температура, желатин теряет свои клеящие свойства. Клеевой раствор вливают в воду, тщательно перемешивают и в этой воде затворяют гипс. Далее можно работать более свободно, чем с обычным гипсом. Приготовлять клеевой раствор следует не впрок, а на один рабочий день. В теплое время года он быстро загнивает. В холодильнике жидко разведенный клей можно хранить 2-3 суток."