A. Marque. История единственной куклы.

Apr 22, 2009 17:59


Возрождение Парижской куклы - один из самых любопытных и поразительных эпизодов в светской жизни Парижа периода Первой мировой войны. Оно обязано инициативе не столько промышленников, сколько женщин, активных парижанок, которые в силу своего социального статуса могли влиять на некоторые события в обществе.

Известная парижская портниха Jeanne Victorine Margaine-Lacroix вынашивала идею возрождения славы Парижской куклы, воплощение которой могло решить также и другой более социально важный вопрос.
Многие компании потеряли мужчин-рабочих, ушедших на войну, некоторые прекратили свое существование, некоторые работали на нужды армии. Оставшиеся женщины и девушки нуждались в работе, чтобы прокормить семьи. Таким образом, создание куклы и одежды для нее дало бы заработок многим работникам. Но кукла должна быть не простая, а класса люкс, коллекционная вещь, выпущенная ограниченым тиражом, каждая копия которой должна иметь свой номер. И конечно же, она не предназначалась для детской игры.



Создание такой особой куклы предполагало знание детской души, любовь к детям и способность реалистично воспроизвести детское лицо, и Jeanne Victorine выбрала талантливого "детского" скульптора Альберта Марке (Albert Marque, 1872 - 1939).


Моделью послужила предложенная Jeanne Victorine фотография девочки Шарлотты с необыкновенным лицом, где она стоит держа в правой руке свою куклу, а левой опираясь о дерево в саду. У нее было маленькое лицо с выпуклым умным лбом, маленький рот, очень живые широко раскрытые голубые глаза и открытые уши, выгядывающие из-под короткой, украшенной шелковыми ленточками, прически.






Как только скульптура была готова, из нее были сделаны лишь три одинаковые гипсовые основы - две рабочие, и одна запасная - для изготовления ограниченного количества копий. После завершения всей работы эти основы были уничтожены.
Каждая основа могла дать максимум 100 копий, примерно половина из которых имела некоторые дефекты. Поэтому планируемое количество кукол для продажи было ограничено 100 копиями. Каждая кукла была пронумерована от руки красными чернилами.

Однако, предполагается, что их было выпущено более 100 штук, поскольку были и не пронумерованные экземпляры, предназначенные для частного пользования.
Обычно кукольные головы делались из двух частей - лица и затылка, здесь пришлось делать уши отдельно - из-за их "оттопыренной" формы.

Считается, что головы для этой куклы производила известная французская компания S.F.B.J. Эта информация взята из документов миссис Розмари Бантинг, куратора Музея Карнеги в Питтсбурге (США), сделавшей такой вывод после поверхностного изучения непроверенных источников.
На деле же такое кажется невероятным, так как все активы компании были реквизированы с началом Первой Мировой войны в августе 1914 года; кроме того было заявление Французской Лиги Защиты интересов национальной торговли (UNIS) о финансовой ситуации в S.F.B.J. касательно того, что самый главный руководитель компании Соломон Фляйшман - немец и сбежал в Испанию, где продолжил нелегальную торговлю, используя фальшивые клейма компании.

Поэтому фарфоровые головы и части тела были сделаны на Севрской фарфоровой фабрике, рабочие которой специально для этого случая учились искусству изготовления кукольних голов у Лиможских специалистов. Глаза и парики - от парижских поставщиков.
Треть кукол имела карие глаза и две трети - голубые. Парики - блонд, рыжий и коричневый - мохеровые или натуральные. Каждая голова была сзади маркирована выдавленной в фарфоре подписью скульптора.

Дизайн тела принадлежит другу Марке известному художнику Аристодему Ботта (Aristodeme Botta) и сопоставим с эстетическими и пластическими критериями итальянских скульптур XVI - XVII веков, чувство "скульптурности" усиливалось тем, что видимые части тела были сделаны также из бисквита, тогда как остальные - их специальной композитной массы.
Результат превзошел все ожидания: совершенные пропорции и идеальный размер - 55 см. (22 дюйма) позволяли кукле стоять без поддержки.




Затем части куклы высылались в Margaine-Lacroix Gallery, где кукла собиралась, дополнялась париком и одеждой. Кукольная обувь была сшита и маркирована компанией Eugene Alart. Подставки c регулирующейся высотой сделаны из хромированного металла и подписаны "H. Gaudernen, 69 rue des Gravilliers, Paris".

Кукольные наряды в руках такой мастерицы, как Jeanne Victorine, были столь же изобретательно выполнены, как и все остальные ее творения. Она вытаскивала свои модели как из прошлого, так же, как и находила их в настоящем; ее поиски вращались вокруг трех основных тем: костюмы Королев Франции, включая служанок периода Луи XV, костюмы французских провинций и, наконец, современные костюмы, включая русский стиль, вошедший тогда в моду. Кукольные наряды не были точной копией, репликой оригинала, они несли в себе только самые яркие черты и адаптировались для конечной цели - ношения их куклой. Каждый костюм имел шелковую бирку с именем Margaine-Lacroix.


Ниже: четыре куклы в оригинальных костюмах Margaine-Lacroix.








Кукольная коллекция была впервые представлена в Галерее в декабре 1915 года и немедленно завоевала оглушительный успех, особенно благодаря визиту богатых гостей, в основном, американцев, специально приехавших для этого события в Париж, и поэтому под Новый год все куклы были распроданы. Все 40 кукол, одетых как королевы Франции, а также в мужских и женских провинциальных костюмах, куплены Музеем Карнеги в Питтсбурге (США). Оставшиеся 60 кукол были раскуплены прочими гостями, как американцами, так и французами.

Этот эксперимент больше не повторялся, поскольку война оказалась более продолжительная, чем представлялось, и несла стране всё больше урона и бедствий, и куклы остались в притихшем мире любителей и коллекционеров.

В апреле 1916 года куклы прибыли в Музей Карнеги и много лет постоянно выставлялись в большой витрине на деревянных cтупеньках. Однажды в 1956 было принято решение, что это место должно использоваться для сменных экспозиций, и куклы были сложены в их оригинальные коробки с наклейкой "Margaine-Lacroix".

Свет, пыль и время повредили кукол. Некоторые оригинальные костюмы оказались сильно испорчены. Недостаток основательности исполнения также повлек повреждения: одна кукла в костюме Императрицы Евгении потеряла большой палец, а у Изабеллы Баварской раскололось лицо.
В 1977 году куратор музея реорганизовала коллекцию, оставив несколько кукол в экспозиции, но среди них уже была некоторая путаница.
Сейчас неизвестно сохранились ли все эти куклы, может быть некоторые сданы в архив, или проданы частично или полностью.


Впервые кукла появилась на аукционе во Франции лишь в 1982 году и была продана за рекордную сумму того времени для куклы - 240.000 франков (35.000 долларов).
В январе 2008 года хорошо сохранившаяся A. Marque была продана на американском аукционе за 175.000 долларов.
На фото ниже: кукла в оригинальном костюме из коллекции легендарной Милдред Сили (Mildred Seeley), после смерти которой была продана на аукционе в Лас-Вегасе в 2002 году за 215.000 долларов.






На фото ниже: кукла без авторской маркировки, в оригинальном костюме.


По материалам "Albert Marque. Un sculpteur, Une poupée."
Перевод и компиляция © antiquedolls.livejournal.com
При копировании ссылка обязательна

sevres porcelain, s.f.b.j., франция, a. marque

Previous post Next post
Up