Итак, отчет о нашей запутанной поездке.
11 сентября отправились на поезде в Вильнюс (900 км.),где провели день. Сам Вильнюс нам не очень был интересен, его мы за две предыдущих поездки облазили, но оттуда уходил автобус в Бургас.
В Бургас мы приехали 14 вечером, итого проведя в пути чуть меньше 2 суток и проехав 2600 км. Это получилось на 600 км больше, чем когда мы летом ездили на машине, но автобус заезжал в Вену и Братиславу, поэтому такой крюк. Автобусы Ecolines выручают нас уже не в первый раз. Удобно, комфортно, относительно быстро. В Бургасе, а вернее в Святом Власе мы провели ровно сутки: навестили родителей, окунулись в море. И уехали в Стамбул на этот раз на автобусе Nisikli, проехав еще 350 км. часов за 5-6. Собственно вся поездка ради Стамбула и затевалась. Это пока единственный город, где бы я хотела и смогла бы жить без всяких сомнений. С каждым разом я люблю этот город все больше. В этот раз мы наконец доехали до островов.погуляли по еврейскому Балату,сходили на танец дервишей. И я до одури накурилась нормальных настоящих кальянов, с которыми у нас и так было не очень хорошо, а после известного закона стало совсем худо. В Стамбуле у нас получилось 2,5 дня, после чего уехали в Трабзон на автобусе Ulusoy (да,мы любим разнообразие), потратив на 1000 км. 18 часов. И вот в Трабзоне все пошло не так. По моему гениальному плану мы должны были погулять часа 3 по Трабзону, сесть на паром (гребаной компании) Erke и уплыть в Сочи. Проблема в том, что четкого расписания паромов нет, билеты заранее на него не продаются. Но мы звонили в компанию 3 раза, и все 3 раза нас заверили, что 19 паром будет по-любому. По этому плану 20,21,22 сентября мы должны были провести в Сочи. Но оказалось, что ребята все переиграли, и 19 паром пошел из Сочи в Трабзон, а не наоборот, а обратный поставили на 24 сентября, а нам 22 с утра надо было быть в Сочи. Проблема осложнялась тем, что в этой части Турции по-английски не говорят вообще. Милые искренние турки из Трабзона куда лучше Стамбульских наглых проныр, но коммуникация затруднена. Надежды найти частный катер не оправдались, ближайший прямой рейс в Сочи был только в ночь с понед.на вт.,а лететь с 3 пересадками как-то не хотелось (особенно с моей любовью к перелетам),и особенно за 45 тыс. за билет. В таком волнении Трабзон прошел как-то мимо меня. Город маленький, смотреть там особо нечего, но атмосферный и колоритный. Короче, я б вернулась. В итоге ничего не придумав,мы отправились в Батуми, до которого 200 км. На границе грузины устроили нам чуть ли не допрос с пристрастием (про антироссийский курс прав-ва это все пропаганда наших СМИ, ага...),долго совещались, вертели паспорта, но пропустили, не найдя абхазского штампа, видимо. Еще бы они его нашли в таком количестве печатей в моем паспорте. Я сама-то не могу его уже месяц как найти.
А вот обычные грузины порадовали своей общительностью, искренностью, готовностью помочь и решить чужие проблемы. В Батуми мы провели где-то полдня, успев искупаться, посмотреть на закат, погулять по набережной, покататься на канатной дороге и посмотреть на город с панорамного бара в Radisson Blu и кафе в верхней точке канатки. Правда, ни кометы, ни катера в Сочи, так нужного нам, не нашли.На следующий день уехали в Тбилиси на скоростной электричке, накрутив еще 370 км. В Тбилиси успели попробовать наконец местную кухню и пройтись по центру. Трущобы старого Тбилиси и кварталы около президентского дворца удивили своей убитостью и обшарпанностью, хотя именно они и придают городу колорит, но на фоне вылизанного, аккуратного и (я бы сказала) европейского Батуми выглядят странно. Ну и да прокатились на метро, которое оказалось не очень интересным, зато с wi fi на станциях, а вот поезда метро с грузинскими флагами выглядят смешно, если честно. Я за патриотизм, но он должен быть хоть немного здоровым. В Тбилиси мы взяли такси и двинулись в сторону Владикавказа, но застряли на границе, которая закрывается то ли в 6,то ли в 7 вечера, зато полюбовались горными пейзажами в Казбеги/Степанцминде (вроде это звучит так). И да, всегда хотела проехать по военно-грузинской дороге, неожиданно это получилось. По дороге посмотрели старинные храмы, крепости, увидели снежные вершины, пересекли Скалистый хребет по Дарьялскому ущелью, перевалили через Крестовый перевал (высота 2384), посмотрели на самое высокогорное поселение Гудаури. Ехать с грузинами по серпантину на 100 км/час с постоянными обгонами по встречке - это отдельный вид досуга. Реально плохой дороги - км. 7 с грузинской стороны, и километров 7 с российской, которая активно ремонтируется. Возможно, дорога в таком состоянии после схода грязевого потока, последствия чего мы тоже увидели. Переночевав на границе, взяли такси к границе, которую перешли с грузинской стороны пешком. Вот здесь все идеально, очередей нет, паспортный контроль занимает минуту. Расстояние между погран.пунктами - 3 км. Краснодарские чуваки мило нас подкинули до границы, после чего остались стоять в очереди, так как рос. пограничники Верхнего Ларса устроили очередь часа на 3. Мы пешком дошли до КПП, где нас обрадовали и сказали, что прохождения границы пешком не предусмотрено, и пересечь границу мы можем, только сев к кому-то в машину. Как говорится, года идут, а дурь все та же...Выручил нас осетин из Краснодара, машину которого мы нагло оккупировали, так как он был первый в очереди на границу. Выяснилось, что он еще и отлично знает погранцов, короче проблем с въездом у нас не возникло. Так еще этот добрый человек нас подкинул и до Владикавказа, хотя мы честно расссчитывали на такси. А вот Владикавказ встретил нас не очень гостеприимно. Прямо у вокзала к нам прицепились менты, которые нашли надорванную страницу паспорта у мужа, кстати, что не является нарушением. Вначале толстожопый сержант-осетин с автоматом долго кривлялся, потом стал искать у нас в рюкзаках наркотики (ну да, вылитые наркоманы чо),в итоге когда он понял, что бабла не будет, предложил проехать в отделение и составить протокол об административном правонарушении, демонстративно помолчал, ответа не услышал и посадил нас в вонючую девятку с неработающим стартером и заводящуюся с толчка, и мы отправились в отделение. Начальник-капитан оказался более благоразумным, сообщив подчиненному: ты зачем москвичей тронул? И вообще это не нарушение. Напоследок решили посмотреть по базе и мой паспорт. Это произвело странный эффект: паспорта тут же вернулись, извинились, пригласили приехать к ним еще в город и предложили отвезти в центр. Хорошо, что я не поменяла фамилию. (Злорадная усмешка) Сержант стал таким милым и обходительным, что хоть в высшее общество зови. Короче, конфликт разрешился, но осадочек остался. Пошли гулять по городу. Такого безобразия как во Владикавказе я не видела ни в одном городе России, во всяком случае за последние 10-15 лет. Город сам по себе серый, неуютный с невысокими строениями, так еще и жутко обшарпанный и неухоженный. Практически все кафе, которые нам попадались, были закрыты, и это в разгар дня в воскресенье. Людей на улице практически нет. Зато в парке, в центре города, кстати, ходят толпы гопников. В кафе послушали разговоры местных: без блата ничего решить нельзя, коррупция на всех уровнях, никто ничего не делает и не решает,полиции как таковой не существует, вернее существует только для своих; в кафе, где мы сидели, вечером накануне черкесское быдло устроило погром, перебив всю посуду и предметы интерьера. Сами цивилизованные осетины прямо говорят, что все неприятности и проблемы от тех,"кто спустился с гор".Короче, тут уж явно не до достопримечательностей, которых в городе не много. Пожалуй, Владикавказ - единственный город, из которого я уезжала, считая минуты до отправления поезда. Даже скучная Пенза ни в какое сравнение не идет. Итак, поезд Владикавказ-Сочи идет 16 часов, расстояние - 650 км. Стоянки в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии малость напрягают. Теперь про Сочи: за три года, что я не была там, город стал еще лучше. По-европейски ухоженный, с нормальной инфраструктурой. Нездоровый олимпиадный ажиотаж исчез, цены заметно стали ниже. Короче, отлично все. Хотели доехать до Олимпийского парка, но конечно же он закрыт по понедельникам. Поэтому добрались наконец до дендрария, который масштабами поражает. Погуляли по набережной, сходили в парк, зашли в пару любимых кафе, окунулись в море, которое заметно холоднее, чем в Тбилиси, но теплее, чем в Болгарии, навестили родственников и отправились в Москву на двухэтажном поезде. Поезд новый, с wifi на борту (не всегда работающим, правда),хорошим рестораном, чистыми купе и 6!!! туалетами в вагоне.
Итого: 8000 тыс. км, из них 2/3 на автобусах и машинах. Вся поездка заняла 12 дней. До Трабзона все шло по плану и было вообще очень круто, после этого мы, конечно, потратили кучу нервов, денег и времени. Но в Сочи попали вовремя, а заодно увидели и много чего нового, что в наши планы не входило. Пожалуй, вот этого элемента неожиданности мне всегда в путешествиях и не хватало. Не считая городов проездом, мы посетили 9 городов/мест, из них новых было 5. И да, я снова хочу в Стамбул. Видимо, это навсегда уже...
Отправлено при помощи
Vita для iPhone.