Поездка в Грузию (Mestia: Tetnuldi/Hatsvali) 29 декабря 2018 - 8 января 2019

Jan 14, 2019 11:48

Так нам понравилось летом в Грузии, что мы решили снова приехать зимой кататься на горных лыжах. Выбрали не всем известные Гудаури и Бакуриани, решили опробовать Тетнулди и Хацвали, поскольку Сванетия произвела просто невероятное впечатление своей красотой и величием.
Выезд запланировали на 29 декабря. Морально были готовы к тому, что дорога туда-обратно займет половину времени нашего путшествия. И совершенно четко отдавали себе отчет в том, что есть довольно большая вероятность не доехать до места из-за снегопада, который часто в это время года блокирует Крестовый перевал. Но уж очень хотелось там побывать и покататься! Наша Mistubishi Delica - идеальный вариант для таких поездок, неудивительно, что в горах это самый популярный автомобиль среди местных.

В тексте буду оставлять полезную для поездки информацию. Вдруг она пригодится кому-то еще, или даже нам. Если не запишу, точно что-то забуду). В тексте много лирических подробностей, которые вряд ли интересны стороннему читателю, поэтому если вы читаете это, потому что собираетесь туда же, рекомендую ограничиться разделами 1 и 4.

1. Дорога в Местию
В первый день доехали до Кущевки, переночевали в уже известном нам Спутнике (это самая чистая гостиница на трассе, которую я когда-либо видела, в тому же недорогая - 2400 р. за 4-местный номер с завтраком). Далее двинулись в сторону границы, которая к тому моменту была уже закрыта трое суток. Мы уже начали рассматривать варианты поездки на Эльбрус, но потом решили все-таки не сворачивать с намеченного маршрута. Границу открыли, но пробка из скопившихся машин была больше 15 км - все хотели попасть на Новый год вовремя. Подъезжая к пробке, мы в режиме онлайн отслеживали ситуацию, прикидывая время, которое нам предстоит в ней провести. В итоге мы простояли (точнее двигались со скоростью порядка 1 км в час) 13 часов. Ситуация усугублялась обилием желающих объехать пробку по встречке и обочине. Гаишники курсировали туда-сюда, периодически останавливали кого-то, штрафовали, но в целом это ситуацию не меняло. Заплатив штраф/взятку нарушитель ехал дальше. Периодически проезжали местные и предлагали купить место поближе к границе. В группе в вотсапе для стоящих в пробке тоже периодически предлагали подобные услуги. Те, кто ехали на такси из Владикавказа, не выдерживали, шли 15 км пешком и подсаживались к кому-нибудь на границе (пешком границу пересекать нельзя). Пройдя российский контроль, выехали на нейтральную территорию, и тут началась вакханалия. Гаишников там нет, поэтому народ ломанулся по встречной полосе и обочине, устроив аварию на дороге, потом глухую пробку в тоннеле, заняв обе полосы. В итоге на участке, который можно проехать минут за 5-7, мы простояли 3 часа. Сам процесс прохождения границы занял считанные минуты. В итоге мы наконец въехали в Грузию утром 31 декабря. Уставшие, но довольные. Навигатор показывал, что нас ждет еще 11 часов пути. В Степанцминде (на центральной площади слева рядом с обменником будочка с логотипом Билайн) положили деньги на местную симку, подключили местный Интернет (у меня Geocell, 0.15 тетри за Мб, можно подключить пакет. Например, 7 лари - 1 Гб. Если брать больше Гб, будет дешевле. *135# для выбора пакета). Выехав из Степанцминды, купили местный хлеб (пури).

Чем ближе к Гудаури, тем больше было снега. Зато когда спустились на равнину, снега не осталось и следа. Закупились мандаринами, хурмой, абрикосовой чачей, домашним ткемали в Натахтари. Цены и качество продукции впечатляют. Вообще Грузия - невероятно вкусная страна. У еды, просто купленной на дороге, настоящий вкус, которого в Москве в обычном магазине уже давно не встретишь.
Дальше долго ехали по трассе, по дороге, петляющей между поселками, к вечеру начали снова подниматься в горы, снова начался снег.

2. Эффектный приезд
В Местию въехали ровно в полночь под залпы салюта и радостные крики встречающих Новый год. Хозяйка уже заждалась нас. Мы позвонили ей, чтобы она вышла нас встретить и показать дорогу до дома, извинились, что заявились прям вот так в самый праздник. И тут началось самое интересное). Она села к нам в машину, мы стали подниматься в горку по крутым узким старинным улочкам, в какой-то момент машина забуксовала на месте, а потом как на санках мы покатились вниз по накатанному льду. Ни полный привод, ни шипованная резина ее не остановили. Мы пролетели метров 50 вниз с горки пока колеса не зацепились за снег, немного притормозили, нас развернуло почти на 90 градусов, мы во что-то уперлись и наконец въехали в стоявший фонарь, который тут же погас. Все это заняло несколько секунд, я почему-то испугаться вообще не успела, но успела убедиться, что все пристегнуты, и сказать старшим детям, чтобы держались, потому как очевидно было, что мы сейчас куда-то врежемся. Очень удачно оказалось, что это был фонарный столб, а не каменная стена, которая ждала нас несколькими метрами ниже. Еще удачнее оказалось то, что мы зацепили мостом камень, который еще загасил скорость. В итоге никто из нас вообще не пострадал, машина уперлась в столб фаркопом. Из повреждений - разбитая розетка рядом с фаркопом, к которой подключаются провода для прицепа, и чуть погнутое крепление самого фаркопа. Когда мы врезались, я была уверена, что мы разбили весь зад машины, но даже это почему-то меня не напугало и нисколько не расстроило, сама удивилась. Потом муж еще примерно час пытался сдвинуть машину с места - она капитально зацепилась за камень и двигаться отказывалась. Достали лопату и лом, выкопали огромный бульник изо льда, подложили цепи под колеса и наконец выехали. Пока мы ковырялись, в Москве тоже наступил новый год, и на телефон посыпались поздравления. Машину решили оставить внизу, в дом поднялись по ледяной горке пешком. Оказалось, что хозяйка напекла к нашему приезду вкуснейшие хачапури. Попили чай и наконец пошли спать. Все-таки 40 часов дороги - тяжеловато.

3. Наше слишком аутентичное жилье
Когда мы выбирали жилье, хотелось чего-то по-настоящему грузинского, аутентичного. Мы выбрали старинный дом, расположенный на краю Местии среди величественных сванских башен.

Отзывы на букинге дополняли образ этого колоритного места. Из минусов народ отмечал, что жилье немного прохладное. Мы подготовились: взяли с собой обогреватель, теплые вещи для сна и дополнительные спальники, благо в нашу Делику можно хоть корову загрузить. Дом оказался действительно крутым - каменные стены толщиной в метр, которые вообще не прогреваются, и щели на улицу, куда не только палец, но целую руку можно было просунуть)). Видно, что хозяйству не хватает мужских рук (муж хозяйки был художником и умер 10 лет назад). На первом этаже малюсенькая печка, тепла которой явно не хватает, наверху, где мы жили 2 электрических обогревателя + 1 привезенный нами. Туалет и душ - отдельно стоящий сарайчик, температура в котором тоже поддерживается электрообогревателем, но не сильно превышает уличную, особенно если туда регулярно заходить и запускать холодный воздух с улицы. В общем, желание принять душ было не самым сильным. Вода, правда, горячая есть. Пока есть электричество. Но и оно в предпоследний день закончилось, и тогда стало совсем уж аутентично ))). Но у нас на этот случай была газовая плитка, которая дает тепла не меньше обогревателя. Но все равно было не жарко, сильно не раздевались.

Не менее аутентичной оказалось высокое каменное крыльцо и дверь с ручкой, прибитой тремя тоненькими гвоздиками, которую надо было закрывать, резко дернув на себя. В очередной раз это закончилось тем, что я улетела вместе с этой ручкой вниз, получив пару красивых синяков, небольшое растяжение шеи и сотрясение. Больше всего меня в этой ситуации расстроило то, что я сделала это молча. И если бы потеряла сознание, то так и бы валялась там. Муж сказал, что если он так навернулся, все вокруг услышали бы много интересного. Видимо, мне надо работать над своими отрицательными эмоциями )) и выражать их более бурно, я как-то совсем не умею это делать, даже в таких ситуациях. Зато потом мне было очень смешно, больно до слез, но смеяться от комичности произошедшего я не могла остановиться. К слову, это произошло 1 января, т.е. по сути в тот же день, что и наше катание с горки на машине.
Потом, наверное, еще от усталости в дороге, не слишком комфортной температуры в доме, перепада давления на высоте или еще чего мы все (кроме Арсюхи) немного заболели, но кого ж из нас это остановит, если мы приехали кататься так далеко, к тому же на такой короткий срок)).
Поэтому мы все время радостно напевали песенку: "Весело, весело встретим Новый год!" и смеялись от того, как у нас все нескладно получается.

4. Катание на горных лыжах
Мы отправились кататься утром 1 января. Не очень рано, но, кажется, было еще утро. До ближайшего горнолыжного курорта Хацвали (Hatsvali) от Местии всего несколько километров. Некоторые пишут, что гора находится в пешей доступности от апартаментов. В целом пешком до нее действительно дойти можно, и некоторые ходят, но надо быть в хорошей форме и без детей. В Хацвали 2 подъемника. Кассы есть у обоих. Цены более чем лояльные, ски-пассы не именные, без фото. ВАЖНО: в Хацвали и Тетнулди единый ски-пасс, т.е. можно купить сразу на несколько дней, а потом решать где кататься.
В первый день мы оставили машину в Хацвали под первым подъемником прямо у дороги, к кассам поднялись пешком. Затем стали заезжать на машине ко второму подъемнику, что, собственно, особого смысла не имеет, на подъемнике быстрее, цена та же (если только вы не покупаете разовый подъем). Без полного привода или цепей можно даже не пытаться подниматься, шансов почти ноль, подъем местами довольно крутой и скользкий.
Первый подъемник поднимает до большой поляны с кафе и мини-гостиницей. Отличное место для прогулок с детьми, мы катались там с младшим на снегокате. Там же вполне можно учиться кататься на лыжах или борде (чем, собственно, все там и занимаются), поднимаясь в горку пешком. В кафе есть теплый туалет. На улице еще один. Цены в кафе стандартные, как и внизу в городе, что очень удивило после той же Красной Поляны.

Народу 1 января было не очень много, в другие дни больше, но в целом это довольно камерная горка, по нашим прикидкам в самый пик там каталось не больше 300 человек. Очередей на подъемник не было. Были единственный раз, когда что-то пошло не так, подъемник был некоторое время закрыт, народ, естественно, внизу собрался. Но зато они продлили вечером катание больше чем на час. Обычно гора открыта с 10 до 16.
Трассы в основном красные, не очень длинные и не очень разнообразные, но в целом очень приятные. Ратрак, судя по всему, проходил по ним ежедневно. Есть места для внетрассового катания. Порадовало обилие спасателей и полицейских на горе. Внимательно следят. К детям, катающимся без родителей, если что подъезжают, спрашивают, все ли хорошо.

На другой день поехали в Тетнулди - этот курорт на 15 км дальше, выше в гору. Туда без привода даже с цепями нет смысла пытаться проехать. Ездят в основном Делики (100-120 лари за поездку). Сам курорт побольше и разнообразнее, хотя трассы в целом попроще (если не считать отдельные трассы и не рассматривать внетрассовое катание). У первого подъемника довольно большая стоянка (2 лари), кафе,

туалеты (на уровне кафе и на цокольном этаже), поляна и учебная горка, с которой, как и в Хацвали, можно кататься на чем угодно, хоть на ледянке.

Надо сказать, что поскольку высота у первого подъемника 2265 м (в Хацвали 1865 м), то бегать в с санками в горку, как мы делали с Терехой, не очень-то легко. В итоге я все-таки перестаралась и довольно сильно потянула мышцу на руке, оставшись на несколько дней однорукой)). К тому же еще и мое сотрясение все-таки давало о себе знать. Удивительнее всего то, что когда я все-таки пересилила себя и пошла кататься на лыжах, головная боль прошла, и в целом мне стало заметно лучше. Вечером, ровно в 16, подъемник закрывают, все устремляются вниз или в кафе, где столов хоть и много, но на всех не хватает. Поэтому мы брали на гору с собой термос и еду с целью сэкономить не деньги, а время. За чашкой чая можно было простоять не меньше получаса.

5. Общие впечатления
Вообще было стойкое ощущение, что Местия не была готова к такому наплыву туристов (большинство из России, но и грузин много, были также армяне, французы и кто-то еще, кого я не смогла опознать по речи). Это довольно небольшой городок, да и туристов не то чтобы очень много (через пару дней многие стали узнавать друг друга в лицо: днем все на горе, а вечером все встречаются в кафе).

Первые пару вечеров мы пытались поесть в кафе после 19 часов, но довольно неудачно: официанты не успевали принимать и приносить заказы, повара не успевали готовить. В итоге мы уходили, съев только половину из заказанных блюд, т.к. Тереха просто засыпал на месте, а остальные дети и мы были уже не в состоянии ждать еще.
Потом мы стали заезжать в кафе сразу с горы, т.е. к 17-17.30, так шансов поесть было больше. Во всех кафе, где мы побывали, было очень вкусно. Чуть по-разному, но всегда на высоте. Цены везде примерно одинаковы. В счет включают 10% за обслуживание или рекомендуют оставить (тогда в меню есть строка, что цены не включают эти 10%). Карты не принимают. Рубли и доллары тоже не котируются. Пару раз было, что у нас не хватало лари и вечером уже негде было их взять, нам спокойно предлагали занести завтра, это обычная история, все очень по-домашнему. Хозяйка кафе обычно общается с гостями. Поскольку народу было много, хозяйки тоже принимали заказы и приносили еду. Мы несколько раз ужинали в Panorama. Оказалось, что хозяйка нашего дома подруга хозяйки кафе. По атмосфере мне больше всего понравилось в Laila. Там же с 19 часов живая грузинская музыка с танцами, но столик надо бронировать заранее.
Вообще под наплывом туристов в Местии, кажется, закончилось все, что только могло закончиться: в первую очередь, конечно, места в кафе, а еще интернет, деньги в банкомате, иногда еда
в кафе, электричество (см.выше), но, кажется, нигде не закончилось вино). Стыдно, кстати, признаться, но мы не выпили ни капли вина в Грузии)), как-то некогда было: днем на горе, вечером уставшие довольно быстро ужинали, приходили и ложились спать. Зато оценили местный источник воды, который находится в центральном сквере - вода по вкусу напоминает разбавленный Боржоми.

6.Дорога домой
За день до отъезда мы начали мониторить ситуацию с закрытием перевала: снова шел снег, и его периодически закрывали. Из Местии мы выехали около полудня. По дороге мучили папу игрой на трех флейтах ). Я даже выучила Сулико и хотела записать красивое виде на фоне гор, но флейта отсыревала, и потому переходила на свист, пальцы замерзали и не слушались. Получилось только фото. Забавно, что к нам в этот момент подъехал местный, послушал, а потом подошел и подарил карту Грузии. Коля смеялся, что я своей фальшивой игрой заработала хотя бы карту.

К Гудаури подъехали часов в 10 вечера, где нас застал в очередной раз начинающийся снегопад. Было очевидно, что дорогу вот-вот закроют из-за схода лавин. Фурам проезд был запрещен, легковые, грузовые и автобусы еще пускали. Мы пробрались по перевалу сквозь снежные тоннели и стены выше машин, дорогу закрыли через 2 часа после нас. Сначала закрыли для легковых неполноприводных машин без цепей, потом для всех. Границу прошли минут за 15. На ночлег не останавливались, немного поспали в машине. В КЧР и КБР ночью нас останавливали на каждом посту, проверяли документы, на приграничных постах нужно с паспортом проходить регистрацию пассажирам. Регионы не самые спокойные, мы отнеслись с пониманием. В Ростовской области, в районе Шахт, нас снова встретил снегопад в сочетании со скользкой дорогой, а с ним ужасное количество аварий. Пожалуй, столько я не видела никогда и, надеюсь, не увижу. На небольшом относительно участке, всего несколько километров, больше десятка аварий, в каждой из которых было от 4 до 10 машин. Несколько машин улетели в кювет. Большинство без жертв, но были и такие, что очень хочется развидеть. К вечеру второго дня доехали до Богучара, где заночевали в частном секторе. Там, кстати, снега не было вообще, дорога была идеально сухой. На следующий день к вечеру доехали до дома.

7. Оно нам надо было?
Мне кажется, после прочтения у кого-то возникнет вопрос о целесообразности этого мероприятия. Честно говоря, нам тоже такие мысли приходили в голову пару раз (особенно когда перед границей в Грузию стояли), но нереальная красота гор Сванетии, просторы, чистый воздух, бесконечные просторы белейшего снега и седые от того же снега леса, вкусная еда, кавказское гостеприимство и отношение к детям снимают всякие сомнения. Даже не хочется думать, что мы могли туда не поехать.

Я очень рада, что мои дети получают огромное удовольствие от катания, с восторгом гоняют по трассам, будто родились в лыжах, даже не хотят обедать на склоне, чтобы не терять время, а потом с наперебой рассказывают о спусках. Уверена, что такие поездки нам очень нужны!