Семейный лагерь в Карелии 2016

Sep 12, 2016 02:13

В этом году у нас было 2 смены по 10 дней с небольшим перерывом. Значительная часть участников приехала на обе смены. Всего нас было чуть более 50 человек, из них 29 детей, включая двух 5-месячных младенцев. На этот раз было много новых участников. Все получилось, потому что, как всегда, компания собралась замечательная! А если вместе собираются хорошие люди, всегда случается что-то хорошее! На мой взгляд, смены были разные, но обе прекрасны: первая более спокойная и домашняя, вторая насыщенная и активная.


Место для лагеря мы выбирали тщательно, и оно оказалось прекрасным! Бесконечный песочный пляж, плавный заход в воду (читай теплая вода в озере), разумная удаленность от цивилизации, непопулярность среди туристов.


Богатый ягодами и грибами сосновый лес,


а также залив с царь-рыбой шел в комплекте.


По приезду на место оборудовали кухню, столовую, баню, туалеты, спортивный городок, игровые и хозяйственные зоны. Весь необходимый инвентарь для оборудования лагеря мы привезли с собой, в том числе чудо-печку для приготовления еды, стройматериалы для столов и скамеек, материалы для мероприятий, а также часть еды и питьевой воды. Все это заняло микроавтобус и четырехметровый прицеп.
С приездом участников лагерь ожил, наполнившись приятной суетой. И чего только мы там не делали! Почти полгода мы готовили программу, наметив более 70 активностей, которые хотелось осуществить в лагере. Заранее обсуждали с ведущими детали, закупали и готовили материалы.
Какие-то активности были короткими, какие-то занимали пол дня, а некоторые были ежедневными или были доступны на протяжении всего лагеря. Я постараюсь рассказать про все кратко и сразу про обе смены, но всего было так много, что все равно получится длинно :).

Ежедневные активности и занятия
Каждое утро начиналось у детей с пробежки по лесу, затем была зарядка на пляже или лесной поляне, подтягивание на турнике, а в солнечную погоду еще и купались перед завтраком.


Тем временем для взрослых была йога (Сурья-намаскар).


Каждый день после завтрака таинственным образом пополнялась Сокровищница - огороженное место на пляже, где дети откапывали волшебные кристаллы, золотые ключики, звездочки, ракушки, стеклянные шарики и другие не менее интересные предметы, а потом активно обменивались найденым. Кто бы мог подумать, что это окажется настолько захватывающим мероприятием даже для наших подростков.


После обеда у нас традиционно проходил час чтения - это время, когда каждый ребенок брал книгу, выбирал себе удобное место и предавался чтению,


а малышам читали старшие дети или кто-то из взрослых.


Для удобства все книги объединили в общую импровизированную библиотеку.

Уже стало традицией, что ежедневно в разное время дня на нашей доске объявлений появлялась «Задача дня». За первое правильное решение полагался приз. Задачи были подобраны таким образом, что с одной стороны были доступны детям, но с другой - часто сложны даже для взрослых, но решения принимались только от детей. Приятно, что все очень ждали новых задач, и желание решить задачу было часто важнее ожидаемого приза.

Совершенно стихийно, но каждый день и, как правило, без участия взрослых дети самоорганизовывались для настольных игр. Много играли в Спящих Королев, Тик-Так-Бум, Опята, Уно, Монополию и другие игры. Но чаще всего играли в Мафию или Шляпу.


Вечерами случались посиделки у костра с песнями.


А еще всегда была доступна куча развлечений: слэклайн ,


гамак


и качели,


которые стали удивительно популярны, особенно в час чтения.


А вокруг мы повесили картинки-перевертыши: качаясь на качелях, можно было рассматривать их вверх ногами, запрокинув голову назад.

Среди малышей большой популярностью пользовалась зона рисования в большой палатке, где всегда можно было, укрывшись от дождя, ветра или солнца, взять в руки кисточку, карандаш, мелок или фломастер, и творить.


Игры, квесты и другие активности

Рисование карты местности и поиск своего клада
Первым делом все первые приехавшие дети наутро сели рисовать карту лагеря.


Задачей было нарисовать ее так, чтобы организаторы ее поняли и смогли спрятать по ней клады, обозначив крестиком то самое место. Затем карты возвращались, у каждого был обозначен свой клад, который предстояло отыскать. Все старались рисовать карту максимально подробно, так что даже младшие дети без труда отыскали свои сокровища. Хотя взрослым и пришлось немного поломать голову в процессе.


Чтобы дети и взрослые смогли познакомиться с лагерем и больше узнать друг о друге, у нас был "Бегущий лагерь". Участники разбились на команды по 4-5 человек, каждая из которых получила по списку вопросов и специальной карточке для заполнения. На некоторые вопросы можно было ответить, оглядевшись вокруг ("Сколько в лагере палаток зеленого цвета?"), на другие - сбегав на обозначенное место ("Идите влево от лагеря вдоль берега до наклоненной сосны, там вы увидите бочку в воде. Какого она цвета?"), на третьи - вспомнив имена участников лагеря ("Сколько в лагере участников, чьи имена начинаются на слог «Да»?"). После подсчета очков каждая команда выбирала себе призы из сокровищницы - набравшие наибольшее число очков выбирали первыми.

«Клады с легендами»
Дети привезли из дома небольшие «сокровища» на обмен. Чтобы участвовать в игре, нужно было получить легенду и, строго следуя написанному, идти искать. Найдя клад, можно было выбрать себе любую понравившуюся вещь, положив взамен свою. Искали Клад гномиков, Клад Нептуна, Клад рыбака, Клад у зеленого чайника, Клад охотника и Клад древних индейцев.


Игра с фотоподсказками была на день рождения Жени. Детям раздали фотографии мест, где им предстояло отыскать капсулы со ребусами, а из разгаданых слов сочинить для Жени поздравление желательно в стихах. Получилось очень весело!


Во второй смене мы встречали всех игрой "Амеба, рыба, человек", правила которой таковы: в начале все являются амебами и ходят на корточках. Подойдя к любому участнику игру надо сказать, к примеру: "Привет! Я - амеба-Саша. А как тебя зовут?" Познакомившись, надо сыграть в Камень-ножницы-бумагу. Выигравший становится следующей стадией развития - в данном случае рыбой и ходит, сложив ладони перед собой. Далее оба идут знакомиться с остальными. Став человекрм, можно выйти из игры или продолжить. Получилось очень смешно! И главное - все начали общение. Игра не наше изобретение, но автора, к сожалению, вспомнить не смогли.


День Нептуна
В один из солнечных дней черти с русалками захватили часть владений водного царя и главное - они утащили ключ от сокровищницы, в которой лежало что-то очень нужное детям.


Нептун был вынужден просить о помощи, чтобы справиться со злоумышленниками, но те устроили настоящие испытания: заставили прыгать детей в мешках,


бросать кольца,


носить на голове мешочки с песком,


пролезать через туннель,


перетягивать канат


и уворачиваться от «ледяных» шаров, превращающих задевших их в статуи.


Но все-таки дети справились с нечистой силой, победив чертей и русалок, и отобрали заветный ключ, собственноручно отворив им затем сокровищницу, в которой лежали сладости!


А еще у нас было два совершенно непохожих друг на друга квеста по произведениям про Гарри Поттера, но о них я расскажу отдельно, уж больно они были хороши!


Несколько раз у нас случались спектакли. В первый раз мы смотрели семейный спектакль "Груффало".


А с самым большим успехом, пожалуй, прошла "Красная Шапочка", где дети-зрители играли роль цветов, отвлекающих злого волка.


К "Красной Шапочке" по-настоящему готовили не только роли, но и декорации.


Лесная Интеллектуально-Спортивная ВИКторина "ЛИС ВИК"
Многим детям уже были знакомы правила игры "ЛИС ВИК", которую мы проводили в Москве, но на этот были другие станции:
1. Искусство - вопросы по искусству.
2. Карелия и ее растения - вопросы про Карелию, а также вопросы по растениям, произрастающим вокруг.


3. Математика и логика - логические и математические загадки и задачи.
4. Угадай на вкус - каждому участнику необходимо было с завязанными глазами угадать на вкус кусочки фруктов и овощей, которые ему предлагал ведущий.


5. Угадай на ощупь - просунув руку в специальную коробку с отверстием, необходимо было угадать, что же лежит внутри. Наш ведущий говорил, что внутри помимо обычных предметов есть большой мохнатый паук - забавно, что малыши, кажется, не пугались совсем, зато взрослые дети визжали громко и очень удивлялись, узнав, что это была всего лишь губка для мытья посуды.


6. Составь рассказ по картинкам - каждому участнику предлагалось несколько картинок, по которым необходимо было составить мини-рассказ.
7. П-Подсказки - участники угадывали названия сказок по описанию, которое состояло исключительно из слов, начинающихся на букву «П».
8. Музыкальное мемори - в контейнеры от Киндер-сюрпризов попарно насыпали камешки, железки, песок, фасоль и т.п. Задача - найти эти пары на слух.


Вместо заработанных «монет» мы использовали штампы, которые дети получали за правильные ответы. Штампы ведущие ставили в специальные Паспорта участников. Наутро штампы превратились в "монетки". Их можно было потратить на ярмарке, которая была устроена на следующий день после игры «ЛИС ВИК».

А в какой-то из дней наши мальчишки сами придумали игру и провели ее. Они оживили игру "Манчкин". Мне сложно описать все ее подробности, но суть была в захвате флага противника, в процессе чего нужно было зарабатывать очки,


(мусорный пакет-это не просто так, это плащ замутненности! :), а спасжилет - доспехи)

покупать себе оружие,


варить зелье по специальным рецептам, которые можно было приобрести у Королевы.


Вскоре с мальчишкам присоединились и девочки.


Водное поло
В качестве ворот установили 4 надувные покрышки (по 2 с разных сторон), привязав к ним на длинной веревке тяжелые камни в качестве якоря. Все участники разбились на две команды, выбрали вратарей и судью. Итоги игры: десятки забитых в ворота мячей, прекрасное настроение и отменный аппетит к обеду!


А в какой-то момент на нашей доске объявлений появилась телеграмма, в которой говорилась, что в лесу обнаружены части шарооблака, их необходимо срочно собрать и использовать по назначению!


то есть надуть шары, поместить в чехол и кататься на нем.


Правда, вскоре случилась нештатная ситуация, и облако красиво рассыпалось на множество разноцветных частей!


Игровой парашют
Передавали ручки парашюта по кругу друг другу, устраивали волну, подбрасывали при помощи него мячик, прятались под ним и угадывали, кто же там.


Как-то вечером запускали бумажные кораблики.


А в один из последних вечеров все участники лагеря запускали свечи желаний, загадывая что-то очень важное для себя и отпуская волшебный кораблик в озеро.


Мастер-классы
Рисовали флаги на ткани специальными фломастерами и вешали их на свою палатку.


В первой смене плели Брелоки из паракорда. Кто-то смог освоить и плетение обезьянего кулака (Monkey fist).


А во второй смене плели браслеты выживания из паракорда. Дети ходили хвостом с вопросом "Когда же уже?", узнав, что во второй смене будем плести такие браслеты со специальным компасом, многофункциональной застежкой со свистком, скребком-пилой, кремнем и огнивом, поэтому это был один из первых мастер-классов второй смены.


Потом с гордостью ходили с браслетами на запястье, даже самые маленькие.


Кумихимо тоже плели, но менее активно, чем в прошлом лагере.
Зато на этот раз плели мандалы. Медитативно, умиротворенно и сосредоточенно.


И не только мамы и девочки плели...


В невероятной атмосфере наслаждения творчеством мы узнали об истории возникновения техники рисования зентанглов, о ее развитии и буквально за час научились ее основам.


А еще валяли бусы из шерсти


А добавив к шерсти ниток мулине и бисера, создавали удивительные брошки и заколки.


Раскрашивали камушки акриловыми красками и специальными фломастерами.
А детям понравилось рисовать мордочки и клеить на камушки глазки.


Лепили Человеткина и других героев знаменитой книги. Лепили из пластилина, теплого соленого теста, из массы Wood sand, которая, застывая, похожа на деревяшку. А во время лепки читали одноименную книгу, переживая за судьбу главного героя. У нас получилась целая компания Человеткиных, их родственников и друзей, часть из которых затем участвовала в съемках мультфильма.


Один из дней мы целиком посвятили съемке мультфильма. Для этого дети заранее готовили своих героев. В качестве фонов для мультфильма использовали природные материалы - мох, брусничные и черничные стебли, шишки, камни, песок. По очереди дети снимали небольшой отрывок общего мультфильма, аккуратно двигая своего героя на специально подготовленной для этой цели площадке.


Параллельно со съемкой мультфильма на той же площадке делали фотографии для открыток в виде натюрморта из выложенных природных материалов.


А еще у нас было несколько потрясающих кулинарных мастер-классов. На одном из них дети готовили пирожное «Ёжики»: смешивали измельченное в крошку печенье, сгущенное молоко, сливочное масло, получая тем самым своеобразное «тесто» для лепки. В часть «теста» добавляли какао для цвета - это было тело ежика и его носик, а из светлой части «теста» делали мордочку. В качестве глазок использовали чернику, а семечки подсолнечника были иголочками.


Готово!


На другом готовили торт из печенья "рыбки", сгущенки и черники с добавлением желатина, который придавал форму.


Еще готовили роллы с черникой, которую заворачивали в тонкий лаваш, смазанный сгущенным молоком со сливочным маслом. Ммм, вкуснотищща!


На музыкальном мастер-классе, дети учились играть на гитаре - осваивали основные аккорды. Затем из подручных материалов создавали музыкальные инструменты и небольшим ансамблем выступали на закрытии лагеря.


Рисовали углем на крафт-бумаге, расстелив несколько метров прямо на дороге. Это настоящее свободное творчество, когда можно рисовать что угодно и как угодно, отдаваясь наслаждению процессом.


В один из последних дней разрисовывали футболки. Изображили пейзажи Карелии, ягоды, озеро, сосны, рыбу, грибы и всё-всё-всё.


А еще мастерили кораблики из пробок, делали деревянные машинки с крутящимияся колесами,


собирали бизиборд для малышей,


устанавливали солнечные часы,


игрались водными шариками,


искали шарики аквагрунта в воде (кто бы мог подумать, что это окажется настолько увлекательно!),


рисовали на прозрачных крышечках витражными красками.


Все это помимо того, что дети учились колоть дрова,


и правильно их складывать в нужном месте,


ходить на байдарках,


стрелять из лука


и рогатки,


собирать и есть чернику,


купаться, загорать и играть на пляже,


общаться друг с другом


и просто наслаждаться жизнью!


В общем, много всего успели!

ЛИС ВИК, Лагерь

Previous post Next post
Up