Мы продолжаем заниматься по вторникам и пятницам. Я обязательно заранее готовлюсь к занятиям: сначала продумываю идеи (с этим легче всего, т.к. идей для занятий у меня миллион), затем конспектирую основные темы занятия, готовлю задания, материалы для занятия. Важно продумать каждый шаг, и все заранее подготовить, т.к. внимание детей довольно сложно удержать, и, если вдруг я во время занятия пойду что-то искать, дети точно переключатся на что-то другое и обратно их вернуть будет уже нелегко. Я тщательно записываю, что мы изучаем.
Мне очень нравится, что дети уже знают, что сейчас будет занятие, они сами занимают свои места. Климка, кажется, самый шаловливый и периодически пытается саботировать, но если ему становится интересно, включается активно. Мы занимаемся в среднем минут по 20, но чаще дольше. Как только я вижу, что дети устали и их внимание рассеивается, мы переключаемся или делаем перерыв на чай и игры. Затем что-то лепим, рисуем, творим. В итоге получается часа 1,5. Игры и творчество описывать не буду, сосредоточусь только на первой части занятий.
Занятие 8 апреля
1. Часть и целое: чего больше - волков или зверей? зайцев или зверей? мальчиков или детей? яблок или фруктов? - Ух, какие у нас тут споры были! И какие аргументы! Но главное - процесс мышления был запущен, и в итоге мы все-таки выяснили, что зверей больше, чем волков, т.к. звери - это не только волки. И про остальных тоже.
2. Кто кого старше? Сначала я предложила им задачку со знакомыми им детьми: Клим старше Полины, Полина старше Ксюши. Кто самый старший, а младший? При таких вводных данных все было просто - дети и так знали ответ. А вот когда я придумала абстрактные примеры, стало гораздо сложнее. Тогда мы нарисовали картинку - того, кто старше, я рисовала крупнее. Так стало понятнее. Затем снова абстрактные примеры. Сложно было, но в итоге получилось.
3. Я нарисовала бутылку и предложила нарисовать на ней линию, будто бы в нее налили воду. Это было легко. Затем нарисовала наклоненную бутылку. Как теперь надо нарисовать воду? Вот тут не очень получилось. Им вообще не очень просто пока линию провести в нужном месте, а тут еще и подумать надо было сначала. Но все равно дети пытались нарисовать линию параллельно дну. Затем я взяла бутылку, налила в нее воду и наклонила. Тогда мы нарисовали вместе.
Занятие 12 апреля
1. Снова играли с блоками Дьенеша. Большие толстые фигуры - это папы, большие тонкие - мамы, маленькие толстые и тонкие - детишки. Собирали семьи вместе. Мамы и папы "искали" своих детишек.
2. Играли в игру "Кто лишний?". Брала карточки Домана (
здесь файл, который почти 10 лет назад мне сделала подруга для удобной печати в формате 10Х15). Процесс уже шел увереннее.
Заигрались и больше ничего не успели.
Занятие 15 апреля
1. И снова блоки Дьенеша, но на этот раз я добавила шнуры в качестве подмножеств: в одном круглые, в другом красные. А куда надо поместить красные круги? Не сразу, но догадались. А когда я предложила вторую подобную задачу - и вовсе быстро сообразили.
2. Складывали картинки из счетных палочек. Моторики немного не хватает - палочки норовят разъехаться в разные стороны, к тому же надо было сделать не просто любую фигуру, а повторить предложенную.
3 . Играли в игру "Кто лишний?". Я заранее подготовила наборы из 4 карточек, одна из которых была лишняя. Для оставшихся трех пытались подобрать общее слово. Дети по очереди выбирали лишнюю, причем иногда предлагали забавные объяснения, спорили друг с другом. Я в такие моменты не пытаюсь навязать свою логику. Мне кажется, тут гораздо важнее, что идет процесс мышления. И если этот процесс идет не по тому пути, который был задуман мной, это даже хорошо.
Карточки я брала из игры: они двухсторонние, на другой стороне разные дорожки. После того, как мы отобрали лишние картинки, мы их перевернули и построили одну большую дорожку.
Занятие 19 апреля
1. Обсудили, что предметы имеют различные свойства: цвет, форму, размер, материал, из которого они сделаны. Я предлагала взглянуть на какой-нибудь предмет, например, стул и описать его свойства.
2. Складывали кубики Никитина "Уникуб". Предлагала сложить 4 кубика так, чтобы со всех видимых сторон они были только красные или только синие. Оказалось не просто, но в итоге все справились.
3. Выкладывали цепочки из счетных палочек, нужно было понять, какая палочка будет следующая. Начали с простых примеров, продолжили более сложными.
Занятие 22 апреля
1. Предложила детям составить треугольник из 3 счетных палочек. Справились легко. Раздала еще по 2 палочки и предложила составить 2 треугольника из 5 палочек. Все стало гораздо сложнее, но в итоге получилось.
2. Снова немного поговорили про свойства предметов, подробнее обсудили материалы, из которых они сделаны. Смотрели на карточку и обсуждали, из чего изображенный предмет может быть сделан.
3. Резали пластилиновую колбасу и пытались угадать, сколько нужно сделать разрезов, чтобы получить 2,3,4 и т.д. кусочков. Сначала угадать не получалось, но потом дело пошло.
Занятие 26 апреля
1. Складывали кубики Никитина "Сложи узор". Я показывала какой-нибудь узор, а дети пытались повторить его. Это задание оказалось чуть проще, чем задание с Уникубом на позапрошлом занятии.
2. Обсудили что такое точка, прямая, кривая, отрезок, луч. Чертили линии при помощи линейки. Эту тему решили затронуть, т.к. накануне обсуждали книгу Житомирского "Геометрия для малышей".
С этого занятия мы решили заменить творчество на опыты и эксперименты. Дети с большим интересом и энтузиазмом поддержали идею.
Изучали растворимость веществ в воде. Растворяли соль, сахар, конфету, фантик, парафин, картон. Заодно проверили, как себя ведет в воде обычная втулка от туалетной бумаги и та, что активно рекламируют как растворимую. Тут даже родителям стало интересно :)
Запускали реактивный воздушный шар: натянули ниточку через всю комнату, продели ее через кусочек соломинки, соломинку прикрепили к шарику. Надували шарик и отпускали. Выходивший воздух толкал шарик, и он сам летел по заданной ниткой траектории.
У нас был перерыв на майские, т.к. мы уезжали.
Занятие 10 мая
1. Повторили что такое прямая, кривая, отрезок. луч.
2. Поиграли в резиночки на пальчиках (
здесь я описывала игру, там же есть ссылка, где можно скачать шаблоны ладошек)
3. Играли с фигурным дыроколом: если просто сделать прокол, то получится одна пальма, а если сложить пополам, то столько пальм получится за один прокол? А если сложить пополам и еще раз пополам? Тут что-то дети никак не могли угадать заранее, сколько же получится пальм, поэтому сначала прокалывали, а потом считали. И делать пальмы детям ооочень понравилось. Но главное - мыслительный процесс был запущен, а это главное. Теперь надо ненадолго эту мысль отложить и попробовать вновь. Тогда наверняка все в голове уляжется и все получится!
После перерыва на чай делали эксперимент со свечкой: свечку ставили на тарелку, наливали воду, свечку зажигали и накрывали стаканом. Через несколько секунд свечка гасла, и вода всасывалась в стакан. Чудеса! "Это потому что стакан жадный!" - говорили дети. Но потом мы обсудили почему это происходит и повторили эксперимент, кажется еще раз 15 пока не закончились спички.
Про наши предыдущие занятия можно почитать
здесь.