Про учебу в целом
Занимаемся, когда у обоих есть на это настрой. Почти каждый день не больше 4 раз от 10 до 40 минут. Прекращаем сразу, как только чувствую, что он начинает уставать. Обычно спрашиваю его, хочет ли он продолжать. Иногда сама говорю, что еще одно задание и все, пока хватит! Тогда, мне кажется, у него создается некоторый интеллектуальный голод, и он теребит меня с еще бОльшей силой, чтобы я с ним позанималась. Мне вообще очень нравится, что и Клим, и Арсюха все время пытаются «вытащить» из меня знания.
Клим ОЧЕНЬ требователен в учебе. Если задание по какой-то причине ему не нравится, он просто встает и уходит заниматься своими делами. Так что мне нужно с одной стороны очень осторожно психологически подходить к вопросу, с другой стороны предлагать только такие задания, которые могут его заинтересовать. Это безусловно дает мне ежедневный уникальный педагогический опыт. Каждый раз мне необходимо придумать что-то такое, чего раньше не было, что-то такое, что его «зацепит», и он с радостью возьмется за дело. И я с удовольствием придумываю, вместе рисуем, вырезаем, клеим и занимаемся по свежесозданным пособиям. Хотя и «настоящие» пособия он иногда принимает (см.ниже)
Математика
Клим хорошо ориентируется в пределах 6 (складывает и вычитает). Думаю, это благодаря играм с кубиком. Позже предложу ему играть с двумя кубиками, чтобы освоить свободный счет до 12. Цифры знает все. Может узнать и кое-как написать числа до 20 (хорошо узнает до 13, благодаря Руммикубу). Постоянно интересуется, сколько получится, если сложить разные числа, потом прикидывает что-то в уме, что-то с предметами, которые есть под рукой, иногда верит на слово :).
Изучали на днях четные и нечетные числа. Объяснила просто
- смотри на последнюю цифру: если это число можно разделить пополам, значит число четное. Если нет, нечетное. Выяснять, делится ли число пополам предложила ему при помощи счетных палочек. Я даже моргнуть не успела, как он разделил 3 на 1+1 и еще две половинки! Ладно, договорились, что пополам ничего не ломаем, и на всякий случай вместо палочек дала ему камушки. Идею схватил довольно быстро, но надо закрепить.
Обсудили, что обычно на улице четные и нечетные номера домов на разных сторонах улицы. Вспомнили, кто из соседей живет в домах с четными номерами, а кто с нечетными. Заодно отметили, что к номерам домов иногда добавляют буквы или цифры.
Рассказала ему про координаты. Нарисовала поле 6Х6, сделала 2 кубика с цифрами 1-6 и буквами А-Е. Бросали кубики, искали нужную клетку и сажали туда самолет (клеили наклейку). Идею уловил, но пока карандашом чертит себе две линии и клетку находит на их пересечении. Затем сделала такую же игру в виде домика, зажигаем окошки.
Грамота, чтение
Буквы Клим знает все, почти не путает (хотя недавно «Щ» назвал «буква-хвастик»). В слоги пока плохо складывает. Слова читает по звукам, потом иногда догадывается, что это было за слово. Стараюсь давать короткие слова, фразы, предложения, к ним рисую иллюстрации, например: «Еж сел на дом», «Оса ест мед», «Уж как ромб», «Лев упал на лед», «Кит не рыба».
Играем в слова (на последнюю букву). Пока получается не очень, но интерес есть, процесс идет. Вообще мне нравится, что он обращает внимание, как пишутся и произносятся слова. Недавно увидел на плакате ужа и подпись к нему, пошел сверил с тем, что я ему писала и рисовала («Уж как ромб»), убедился и, кажется, даже немного удивился, что у меня написано так же.
Играем в Зверобуквы: Клим выбирает карточку-слово, я показываю буквы, он отбирает те, что есть (причем я прошу его каждую показанную букву произносить: «Буквы «А» нет, буквы «Ц» нет, буква «В» есть»), когда все буквы найдены, собираем с ним слово, он получает монетку (стеклянный камушек).
Более «продвинутая» версия игры со звуковым плакатом: я выбираю карточку (Климу не показываю) и воспроизвожу слово на плакате, Клим отгадывает со слуха, что, надо сказать, не так уж просто, но, мне кажется, весьма полезно. За каждое угаданное слово получает монетку.
Монетки - это от Арсюши. Он все время придумывает с Климом какие-то игры, где они бегают, скачут, сражаются с монстрами, зарабатывая «монетки». Потом эти «монетки» записывают в блокнот, «покупают» какое-то оружие на них, усиливают броню и т.п. В общем, тут Арсюшина фантазия не знает границ.
Английский
Пока почти не трогаем. Клим слушает сказки, которые мы с Арсюшей читаем и переводим с английского. Иногда говорю ему, как на английском будет то или иное слово, иногда отвечаю ему или говорю что-то на английском. Пока особого интереса не проявляет. Думаю, начнем, когда появится интерес.
Пособия и материалы
Из покупных пособий принял
«Игралочку» Петерсон (сделали всю от корки до корки, нашла еще у себя старое издание, делаем его), хорошо пошли пособия Земцовой из серии
Дошкольная мозаика, а вот, например,
Солнечные ступеньки вообще никак не пошли - наотрез -отказался. «Выброси, - говорит, -их. Я по ним никогда не буду заниматься!» Он вообще черно-белые издания пока не воспринимает.
Неплохо пошел мой школьный советский букварь. Мне он и самой очень нравится. Настоящие такие картинки, глядя на которые можно многое обсудить. Параллельно взяла
логопедический букварь, потому что ему хочется за один присест как можно больше получить информации, а мне не хочется форсировать события, думаю, пока полезнее «потоптаться» на месте, поэтому параллельно идем по двум букварям. К моему сожалению не понравился ему
Бунеев , а там, на мой взгляд, такие милые герои. Буду признательна, если посоветуете красочные и интересные пособия.