Эту книгу мне неоднократно советовали в сообществе
chto_chitat, и так же неоднократно я проходил мимо нее, выложенной на столь любимых мною прилавочках "Все по 20". Однако, слишком долго слоняться мимо нее мне не удалось.
Увесистый 500-страничный труд, судя по отзывам многих читателей и критиков - один из лучших романов, написанных в последнее время. Тут мне, правда, хочется вспомнить одну рецензию на книгу Магнуса Миллза "Загон скота": "Именно таким текстам и дают всяческие литературные премии. Преодолевающим литературу". И это, поверьте, был не комплимент. Несмотря на многочисленные достоинства романа Лотта - это и глубокий психологизм, и семейносаговость, и апокалипсичность смутного времени, страницы звучат, почти как проклятие - "жить тебе в эпоху перемен", чтение это - бесконечно занудное. На мой взгляд. Так остро и ярко начинавшийся со смерти главного героя роман, далее провисает страниц на 300 и только к концу повествование, да и жизнь этакого британского Акакия Акакиевича раскочегаривается (довольно точное словечко, в свете увлечения главного героя моделями паровозов =) ).
Если Лотту необходимо было создать ощущение жизни, как серого липкого неизвыбного дурного сна, на грани с кошмаром, но в кошмар не переходящего, балансирующего грузом обыденности - то тогда ему это удалось блестяще.
Памятно, правда, что "Шинель" не бухает читателя многосотстраничностью.
Но главным достоинством книги, лично я, отметил бы год ее написания - 2001 и хронологию описываемых в ней событий 1979-1991. Мало, что изменилось за двадцать лет, а вернее, схлынула некая горячка 90-х, и как-то вдруг стали слишком часто вспоминаться голоса 77-го, распевавшие: "No future".