Завершились летние Олимпийские игры в Лондоне. Сборная России завоевала 82 медали, и все спортсмены, если верить официальным сводкам, возвратились домой. Но не так обстояло дело в далеком 1960-м, когда 22 советских спортсмена, выбрав свободу, укрылись в римских катакомбах. Никто их так и не обнаружил, а среди посетителей и работников городского парка Вилла Ада, появились легенды о таинственных людях-зверях. Ну, это если верить богатой фантазии итальянского писателя Никколо Амманити.
«Да будет праздник» (2009) пятый роман саркастичного итальянца, в котором писатель не скупится на излюбленные приемы - шарж, гротеск, комедия и абсурд. Несколько сюжетных линий удачно соединяются в бурлесковой, почти цирковой концовке с локальным концом света. Здесь два главных персонажа и целая толпа колоритных героев, рангом помельче. Фабрицио Чиба, модный писатель, который «знаменит тем, что знаменит» - откровенная самоирония Амманити, и Саверио Монета - серый клерк, офисный планктон, который руководит сектой сатанистов-неудачников, всю книгу отчаянно ищущий ответ на вопрос человек он или «тварь дрожащая».
Очень легко назвать роман Амманити откровенным трэшем, тем более, что именно на этом поле писатель сделал себе имя. В середине 90-х Амманити засветился в сборнике «Молодые каннибалы», антологии новых итальянских авторов, писавших свежо, жестко и современно. Стоит ли говорить, что произведения эти носили экстремальный оттенок? Ненормативная лексика, грязный секс, зверские убийства. Маньяки разных мастей встречаются почти в каждом произведении Амманити.
Однако в 2001 году Никколо выпустил свой главный роман «Я не боюсь» - удивительную притчу о любви и светлой искренней детской дружбе в невыносимых условиях. Его главными героями стали два мальчика, один из которых сидит прикованный в яме, а второй, сын одного из похитителей. Роман сделал Амманити невероятно популярным. Вскоре последовала и отменная экранизация от Габриэля Сальватореса («Средиземное море», «Нирвана»). (Сальваторес, кстати, экранизировал и следующий роман - «Как велит Бог», а перенести на экран фабулу последней работы Амманити «Я и ты» взялся сам Бернардо Бертолуччи.)
Рим, Вилла Ада. Здесь соберутся персонажи романа «Да будет праздник«, чтобы весело и быстро погибнуть
Несмотря на то, что «Да будет праздник» не первая работа писателя, по сути, это повторение пройденного - жесткая и уродливая карикатура на современное итальянское общество. В таком же духе была написана повесть «Последний Новый год человечества» (L’ultimo capodanno dell’umanità), переведенная на русский, как «Праздника не будет». Оба произведения до максимума насыщены персонажами, каждый из которых служит иллюстрацией социальных страт - знаменитости, спортсмены, деятели культуры, интеллектуалы, профессионалы, простые работяги. В обоих «праздниках» точкой встречи становится некая вечеринка - будь то празднование Нового года в отдельных квартирах элитного кондоминиума, или роскошный пир нувориша Саса Кьятти на исторической Вилла Ада (пародия на Сильвио Берлускони). Кьятти возомнил себя новым императором Рима, и размахом торжества решил превзойти Нерона и Калигулу. И что в первом, что во втором случае, писатель беспощадно казнит своих персонажей. Правда, если в «Последнем Новом году» погибли все, то «Да будет праздник» более жесток - подлецы остаются подлецами, и жить продолжают.
«Да будет праздник» по духу очень близок классической итальянской «комедии масок», «комедии дель арте». И снова не уйти от сравнения «Праздников» - в обоих случаях в центре внимания скорее «типажи», нежели реальные люди. Не персоналии, но универсальные пороки - алчность, невежество, корысть, похоть и т.д. и т.п. Так на вопрос расправлялся ли Амманити с кем-то из знакомых в «Последнем Новом году», писатель ответил мне, что не было такого. «Да будет праздник» все же откровенное сведение счетов, пусть и не самых личных, достойное газетного памфлета.
Персонажи классической «комедии дель арте». Арлекин, Дзанни Корнето и синьор Панталон. Шут, Простак и Невежа
P.S. «Да будет праздник» - отличное перченное чтиво. Такое, что доставит удовольствие любителям быстрого действия. Его можно сравнить с замечательными боевиками и криминальными комедиями Квентина Тарантино и Гая Ричи. Однако, хочется надеяться, что этот роман послужит читателю той маленькой ступенькой, взобравшись на которую, он дотянется до замечательного «Я не боюсь», настоящего capolavoro Никколо Амманити.
http://happybookyear.ru