11. Терри Пратчетт, «Ночная стража»

Mar 19, 2012 17:58


«На кладбище Мелких Богов, как правило, хоронили людей, не знающих, что с ними случится далее. Они ни во что особо не верили, не задумывались, существует ли жизнь после смерти, и частенько даже понятия не имели, что с ними в итоге приключилось. Они шагали по жизни в добродушной неопределенности, пока абсолютная определенность в конце концов не настигала их. Среди городских мест упокоения данное кладбище являлось эквивалентом ящика с пометкой «прочее». Тут хоронили людей, не ожидавших после смерти ничего особенного.

Именно здесь находили свой последний приют почти все стражники. После нескольких лет службы даже в людей и в тех перестаешь верить, не говоря уж о ком-то там невидимом и неосязаемом«.
Терри Пратчетт, «Ночная стража»


Вместо того, чтобы рассказывать о чем это книга хочется просто разразиться нечленораздельным горловым криком радости. Вот так. Давненько я не читал книг Пратчетта и, видать, отвык от того, какой праздник это! Тем более, что эта книга про Городскую Стражу. Я знаю довольно много поклонников Пратчетта и, конечно, каждый нашел себе персонажа по душе: ведьмы, незадачливый волшебник Ринсвинд, сам Смерть, номы, а я, вот, с первой книги полюбил именно капитана Сэма Ваймса и его отребье, чуть ли не по ошибке названное Стражей.

Шли годы, писались книги, и вот Ваймс уже командор, а Стража чуть ли не на 99,9% состоит из дядь Стёп (в плане морально-этическом, а не физическом, хотя и тут далеко за примером ходить не надо - каменный тролль Детрит и двухметровый «гном» Моркоу). А сюжеты и герои именно этой серии не перестают меня отпускать. Хочется раз за разом вернуться на грязные улицы Анк-Морпорка - удивительного фэнтезийного мегаполиса, сочетающего в себе вычурную красоту европейской готики, высокую культуру общественных отношений и легкое очарование деревенского сортира.

Вот и командор Ваймс, пресыщенный официозом и бюрократией, связанной с высоким титулом, мечтает сменить парадный костюм на потертый нагрудник и башмаки, со стертой подошвой, через которую город можно читать ступнями. Что ж, бойтесь желаний своих - волею случая, а может так и было предначертано, главного героя забрасывает в прошлое.

«Что это - Повествовательная Причинность, Историческая Неотвратимость или просто странное совпадение? А может, придется вернуться к теории о том, что история сама себя восстанавливает? Или случайностей вообще не бывает, как и говорит настоятель? Любая случайность - всего лишь часть замысла более высокого порядка? Как бы мне хотелось узнать все это!
- Четыре дня, - упрямо повторил Ку. - Потом эта маленькая авантюра выплывет наружу и настоятель будет нами очень, очень недоволен.
- Ты прав, о Ку, - смиренно согласился Лю-Цзе.
«О да, настоятель будет очень недоволен. Если узнает, конечно», - мысленно добавил он, пока шел назад к двери, маячившей в чистом поле. На сей счет настоятель выражался весьма недвусмысленно. Глава исторических монахов (Людей в Шафрановом, Монастыря-Которого-Нет… имен у них много) никогда бы не разрешил ничего подобного, и он приложил немало усилий, вдалбливая это в голову Лю-Цзе. «Но если ты все же решишься на такое, - добавил тогда настоятель, - очень надеюсь, что Историческая Неотвратимость победит».

«Ночная Стража» - это, действительно, такой полноценный кам-бэк к историям о Ваймсе сотоварищи. Так что сюжетный поворот здесь оказывается чуть ли не стилистическим. К тому же, такая ситуация дает Пратчетту возможность подробно рассказать об анк-морпоркской революции - одном из ключевых событий выдуманного писателем мира, о котором до того упоминалось пусть и не редко, но всегда вскользь.

«Жить в прошлом оказалось совсем не просто. Нельзя же избить человека за то, что он совершит в будущем, или за то, о чем пока еще никто не знает. И предупредить никого нельзя. Совершенно непонятно, как может измениться будущее, но, насколько понял Ваймс, история всегда стремится вернуться в старое русло. Изменить можно лишь мелкие детали берегового рельефа. Важные события не отменить. Сирень все равно зацветет. Революция неминуемо свершится.

Ну то есть… что-то вроде революции. Не очень-то подходящее к случаю слово. Народная Республика Улицы Паточной Шахты (Свобода! Равенство! Братство! Любовь по разумным расценкам! И яйцо вкрутую!), просуществовала всего несколько часов, она была подобна странной свече, которая моментально сгорела и тут же погасла, как фейерверк. А потом последовала чистка этого дома боли, и…»

И вот, что мне еще понравилось в «Ночной страже» - эта книга, как привычно для Пратчетта, очень смешная, но в то же время, что-то не бывало у него так грустно.

«В детстве он читал книги о великих военных кампаниях, посещал музеи и с чувством патриотической гордости разглядывал живописные полотна, изображавшие знаменитые кавалерийские атаки, героические обороны или славные победы. Впоследствии, поучаствовав в некоторых из них, он с удивлением обнаружил, что художники почему-то забывают изображать внутренности. Может, просто не умеют их рисовать«.

Читать роман Терри Пратчетта:
«Ночная Стража»
http://happybookyear.ru

советую, Пратчетт Терри, plus1

Previous post Next post
Up