И я перевел дыхание. Наконец-то, "мучительное" чтение закончилось. Книга попала ко мне в руки случайно, и я, очень Брэдбери любящий, но после "Смерть - дело одинокое" не решавшийся браться за его позднее творчество, попался в силки этого романа. Последнее, что я читал из относительно свежего Рэя - был сборник рассказов "Кошкина пижама". Пожалуй, они меня больше разочаровали, нежели вдохновили. А чем не пришлась мне "Смерть"? Великолепный роман, но, подростком-романтиком я не был готов к Бэдбери-постмодернисту и поэтому "прятался" в золотом фонде его "классических" рассказов и романов. А тут...ну, в общем, слова поэта помните? "Когда повеет вдруг весною и что-то всколыхнется в нас". Во мне не всколыхнулось. Внутр ивсе разорвалось от этого романа. Это оказался тот самый Рэй, которого я любил с самого детства.
Роман "Из праха восставшие" - это настоящая осколочная граната в твердом переплете. Я начал читать и ощутил, будто эту самую гранату запихнули мне под грудную клетку, где она радостно и разорвалась. Но только вместо шрапнели она оказалась начиненной свитками пергамента, радугами, палитрами, с незасохшими красками, и стеклышками из калейдоскопа. Каждая строчка вонзалась в сердце, как шприц со всеми объему полагающимися кубиками адреналина. И вся эта "красота" разворачивалась у меня внутри, замещала собою, яркими образами меня самого. Зудели кончики пальцев, от переполнявших их радуг. Глаза кололо острыми калейдоскопическими стекляшками.
Роман "Из праха восставшие" писался долго. С 1945 по 2000. И если откинуть все фантастические и фантасмагорические причуды сюжета и персонажей - это настоящая летопись жизни писателя Рэя Бредбери. Возможно не того, которого мы видим в реальности - толстенького и седовласого, но уж точно того, кто заключен в его голове. Первый рассказ "Семейная встреча" был написан в 1945 году. И дальше история необычного семейства Эллиотов развивалась в новых тематических рассказах. Но, хочу отметить, что история семейства Эллиотов очень близко и к историям "Вина из одуванчиков", и "Запаха сарсапарелли", и "Дверцы на чердаке". Так же, в романе разрабатывается тема тотального неверия, атеизма и рационализма - которые губят сказочных существ, для жизни которых необходима вера. Святость и суеверия стоят, по мнению, Брэдбери в одном ряду. И без домовых не будет и ангелов. Смертью духовности в обществе Брэдбери пугать любит. Это и "451 градус по Фаренгейту" и рассказ о мире, в котором люди забыли страх и перестали бояться темноты (название запамятовал).
Семейство состоит из мамы, папы, их приемного сына Тимоти и неисчислимого количества тетушек, дядюшек, кузин, кузенов, и родственников с непроизносимыми названиями родственных отношений. Семейка занятная. Дядюшка Эйнар, к примеру, очень любит летать. Хорошо, что крылья всегда под рукой за спиной. И хоть Брэдбери и намекает, что дядюшка ближе к вампирам, но по мне - так чистый Дракон в человечьем обличьи. Папа - подстать - спит днями, в зеркалах не отражается. Кузина Сесси - соня - все время спит. Телом. Но сознанием не дремлет - путешествует окрест. То в булавочный мозг рака, под корягой притаившегося, залезет, то в юную девушку, то в ее любовника. Но любимое развлечение - играть всполохами мыслей безумцев. Благо ближайшая психушка совсем не далеко. Тысяч-раз-пра-прабабушка. Была красавицей. За две тысячи лет до рождества Христова. Сейчас - мумия. Ее задвинули на чердак и почти забыли. А ведь она великая Неф - мать самой Нефертити. К тому же мумия любит поболать и постоянно рассказывает завораживающие истории о жизнии...нет, о смерти. О смерти она знает все. А сам, рассказчик, мальчик Тимоти (которого всегда сопровождают паук Арах, призрачная мышь и кошка Ануба) - должен записать всю историю родственничков (собственной, здравствуй, Рэй, наш дорогой ;) )
Короче, останавлюсь. Пантеон родственничков - великолепен в своей фриковости. Истинная семейка Адамсов. Оп-па! Только я об этом подумал, полез в справку по книге и узнал, что Чарльз Адамс - художник, создавший гротескную фамилию - иллюстрировал самый первый рассказ Брэдбери о семействе Эллиотов. В последствии, была выпущена целая совместная книга рассказов фантаста и рисунков художника.
Все рассказы, объединившиеся в роман, по-настоящему, по-брэдбериански добрые и светлые. Даже в самые отчаянные минуты семейства Эллиотов, все будет идти так, как должно. И в конце туннеля - бдет свет. Путь и свечени это идет из другого мира.
Если говорить об ощущении литературном от прочитанного романа, то еще сильнее утвердился во мнении, что Рэй Брэдбери занял почетный пост библиотекаря всего написанного, ненаписанного и того что будет написано-ненаписано, который освободился после смерти Хорхе Луиса Борхеса.
Что ж, пока что, роман "Из праха восставшие" - это лучшее, что я прочитал в этом году.
Читать роман Рэй Брэдбери:
"Из праха восставшие"