Нет ничего лучше, чем гражданское неповиновение, когда ты едешь в общественном транспорте. Ну, посудите сами. Кто вокруг? Ведь еще Мухамед Али после посещения СССР сказал, что нигде еще не видел столько тоскливых лиц в общественном транспорте. СССР уж нету, а постные рожи остались. И порой, так и тянет чем-то разбить эту дремоту, скуку, тоску и безразличие. И чем громкий смех в этом деле не лучший инструмент, не орудие читающего пролетариата?
» -Смех сотрясает тело, искажает лицо и уподобляет человека обезьяне.
- Обезьяны не смеются, смех присущ одному человеку, это признак его разумности», - отвечал Вильгельм.
Умбэрто Эко, «Имя Розы»
Что ж, в таком случае, роман Стейнбека «Квартал «Тортилья-Флэт» лучший запал для хохота. Помнится, я в
рассказе об «О мышах и людях», предупреждал - произведение - бритва. Сделаю предупреждение и в этот раз. «Квартал «Тортилья-Флэт» - перышко. Перышко, которым автор будет вас щекотать в каждой строчке, на каждой странице.
«Квартал «Тортилья-Флэт» повествует о жизни калифорнийских пайсано.
«Что такое пайсано? Он - потомок испанцев, индейцев и мексиканцев и еще всевозможных европейцев. Предки его поселились в Калифорнии лет сто-двести назад. По-английски он говорит, как пайсано, по-испански он говорит, как пайсано. Если спросить его, какой он национальности, он негодующе объявит себя чистокровным испанцем и, закатав рукав, покажет, что кожа с внутренней стороны предплечья у него почти белая. Свою смуглоту, напоминающую цвет хорошо обкуренной пенковой трубки, он приписывает загару. Он пайсано и живет на окраине города Монтерея, расположенной на вершине холма, которая зовется Тортилья-Флэт, «Лепешечная равнина», хотя это вовсе не равнина».
Вернее о жизни нескольких пайсано - друзей главного героя - Дэнни. Это: Пилон - каждую свою подлость или кражу, оправдывающих философскими и логическими выкладками; Пабло; Хесус Мария Коркоран - «само человеколюбие, и в его сердце никогда не иссякала доброта»; Пират - загадочный (до поры до времени) персонаж, окруженный многочисленной свитой бродячих собак и Большой Джо - такой же большой хулиган, глупец и эгоист, как его рост и его прозвище.
Все они, как раньше выражались, «деклассированные элементы». Бродяжки и пьяницы. И лишь счастливое наследство в начале книги и добрая душа Дэнни исбавляет их от клейма «бомж». Конечно, их образы романтизированы, и конечно их похождения мастерски переданы Стейнбеком уморительнейшим языком. И нельзя эту книгу бичевать, мол она противоречит правде жизни и преукрашивает язвы общества (как это делали калифорнийские власти по выходе романа в свет).
«Квартал «Тортилья-Флэт» это изумительное развлекательное чтение, доставляющее море положительных эмоций. А каждый из героев более чем родной русскому читателю. Лично мне казалось, что роман будто бы населен одними Паниковскими (хотя, товарщ подсказывает, что и Шуры Балагановы там в избытке).
Прочитайте эту книгу, много времени она не займет по той простой причине, что откладывать ее в сторону не хочется. А я приведу лишь два особо полюбившихся кусочка:
Как Пилон петушка крал
«Пройдя две улочки, уже у самой опушки леса он заметил петушка плимутрока, разгребавшего пыль посреди дороги. Петушок достиг той поры юности, когда голос его начал ломаться, а ноги, шея и грудь еще не обросли перьями. Голова Пилона была еще полна благостными размышлениями о курах миссис Моралес, и, быть может, поэтому он тут же ощутил живейшую симпатию к молодому петушку. Он медленно направился к темному сосновому лесу, а петушок бежал перед ним.
Пилон сочувственно думал:
«Бедная лысая птичка. Как ты, наверное, мерзнешь на рассвете, когда выпадает роса и воздух холодеет перед зарей. Милосердный господь не всегда бывает милосерден к малым тварям». И еще он подумал: «Вот ты играешь на улице, цыпленочек, и в один прекрасный день тебя переедет автомобиль; и тебе еще повезет, если он сразу убьет тебя. Но что, если он только сломает тебе крыло или лапку? Тогда ты останешься несчастным калекой до конца дней своих. Твоя жизнь слишком тяжела для тебя, маленькая птичка».
Он продвигался медленно и расчетливо. Порой петушок пытался прорваться назад, но каждый раз у него на пути оказывался Пилон. В конце концов он исчез среди сосен, и Пилон неторопливо последовал за ним.
Да будет воздано должное душевной доброте Пилона: из чащи не донеслось ни единого крика страдания. Петушок, которому Пилон пророчил жизнь, полную мук, умер мирно, или, во всяком случае, тихо. А это делает немалую честь сноровке Пилона».
Как Тито Ральф был тюремным надзирателем
«- Тито Ральф, - говорил он, - больше уже не надзиратель в городской тюрьме. Сегодня утром полицейский судья прогнал его.
- Мне нравится Тито Ральф, - сказал Пилон. - Когда человек попадал в тюрьму, Тито Ральф приносил ему вина. И он знал больше интересных историй, чем сто рассказчиков вместе взятых. А почему его прогнали, Джонни Помпом?
- Об этом я и говорю. Как вы знаете, Тито Ральф часто попадал в тюрьму и считался образцовым заключенным. Он знал, как нужно управлять тюрьмой, а вскоре он уже знал о тюрьме больше всех. Тут умер папаша Мерке, прежний надзиратель, и Тито Ральф поступил на его место. Никогда еще не бывало такого хорошего надзирателя, как Тито Ральф. Все, что он делал, было очень хорошо.
Но у него есть одна скверная привычка. Стоит ему выпить вина, как он забывает, что он тюремный надзиратель. Он устраивает побег из тюрьмы, и его приходится ловить.
Друзья кивнули.
- Я знаю, - сказал Пабло. - Я еще слышал, что его не так-то легко поймать. Он прячется.
- Да, - продолжал Джонни Помпом. - Если бы не это, он был бы лучшим тюремным надзирателем, какого только видела наша тюрьма.
«
Читать роман Джона Стейнбека:
«Квартал «Тортилья-Флэт»
http://happybookyear.ru