Убить Прилепина

May 13, 2009 15:38



Мои кишки мчались вдоль шоссе со скоростью 120 км/ч. По счастливой случайности, вслед за внутренностями, не отставая, спешили руки-ноги, голова и весь кожно-мясной покров. Кишки были надежно упакованы в человеческий рулет. За окном авто было темно и сыро, после прошедшего дождя. Я не ожидал оказаться в этот поздний час на МКАДе. Но, перепутав даты, и распланировав уже вечер, отправил семью к друзьям в гости, откуда мы теперь и возвращались, нарезая асфальтное полотно вдоль. А сам, уже выходя с работы по направлению к гостям, обнаружил, что собрание дискуссионного читательского клуба сегодня. Планы менялись резко, как «ментовской» разворот.

Пара остановок на метро, сквозь кишку подземного перехода, и на три этажа выше к небесам - я оказался в интернет-кафе, где и проводилось очередное заседание. Интернет-ресурс Втопку.ру проводит подобные встречи уже не в первый раз. Главной целью встреч, рассудить где место той или иной обсуждаемой книге: на полке или в печах Бухенвальда? Профессиональные литературные критики и простые читатели устраивают инквизицию довольно разным, но обсуждаемым и заметным писателям современности. Пытать раскаленной кочергой Гоголя никто не собирается, над этим уже поработало и время, и сам Николай Васильевич.

Под страхом аутодафе уже побывали: Уэльбек (на полку), Санаев (на полку), Пелевин (на полку), Сорокин (не голосовалось), Елизаров (в топку!) и Толстая (не голосовалось). Была еще какая-то поэтесска, прения о виршах которой, кажется, вызвали мини-скандал. Но не запомнил ни имени ее, ни сути скандала. Поэтессы они ведь как - бабы взбалмошные - что с них взять. А разборки в "тусовке" смешны. В этот раз обсуждали Прилепина.

Новый Горький? Правда жизни или про собачку? Что останется от текстов, если щелочью потравить оттуда идеологию? Прилепин - иноземный посланец великого Птаага, или новый мессия? Эти и многие другие интересные вопросы поднимались в ходе встречи.

Конечно же, суждения о книгах и их пропитке быстро разделились. Котлеты художественного языка и образности отпочковались от идеологических мух. К сожалению, на встрече не было ни одного нацбола, что мог бы красно-коричневым ореолом скрасить собравшуюся, не слишком пеструю в воззрениях, компанию. Так что основные претензии предъявлялись к языку и правде жизни, помойно выливающейся со страниц романов и рассказов автора. Но спора жаркого, так чтобы с огоньком и напалмом не получилось. Все ж, не однозначен писатель Прилепин. Не однократно всплывало сомнение в том, насколько Прилепин сам честен с читателем. Действительно ли он придерживается все тех же радикальных взглядов, когда писал «Санькя» - что он постоянно подчеркивает, или все же был укушен истеблишментом-оборотнем (заметка автора «Санькя, ты где?»). Кто-то утверждал, что роман «Патологии» написан правдиво и верно о войне в Чечне, и не важно был ли там автор, или не был. А кто-то возразил, что возможно «Патологии» написаны и хорошо, но спекулятивно. Уж слишком шаблонно и по-голливудски они сделаны, да и сам автор уходит от военной темы, будто это некий пустяк, мало что значащая строка в биографии, лишь поспособствовавшая продать побольше экземпляров книги.

Когда дошло время до голосования, «демократический» выбор, все же, оставил Прилепина на полках читателя. Я же закинул его на полку дачную. В топку, рука не поднимется, но и не те книги, чтобы часто к ним обращаться, пусть пылиться где-то, где бываешь лишь один сезон в году. И лишь один критик робко высказал, мол рано оценивать писателя, при жизни. На что, кто-то, так же робко откликнулся: так может, того, отправить писателя в последний путь и обсудить его правомочно с точки зрения истории?

Если бы не проверил даты на сайте текстЭксперт, то не попал бы туда.

Прилепин Захар, trip

Previous post Next post
Up